Регулировка подшипников червяка. Перед регулировкой убеждаются в наличии осевого зазора в подшипниках червяка, для чего: откидывают кабину автомобиля; отсоединяют вилку шарнира вала руля от 'вала червяка; покачивают сошку рукой. Если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, то подшипники червяка требуют регулировки.
Последовательность регулировки: ослабляют болты нижней крышки картера и сливают масло; снимают нижнюю крышку картера и вынимают тонкую регулировочную (бумажную) прокладку; устанавливают крышку картера на место, и проверяют подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт еще не устранен, то снимают толстую прокладку, а тонкую ставят обратно. После устранения люфта вынимают вал сошки, соединяют вилку нижнего шарнира вала руля с валом червяка и проверяют на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения. Оно не должно превышать 0,22,..0,45 кгс. Далее собирают рулевой механизм, затягивают болты крепления и заливают в картер масло до уровня нижней кромки заливного отверстия.
Регулировка зацепления ролика с червяком. Зазор в зацеплении ролика с червяком считается допустимым, если люфт на нижнем конце сошки при положении колес для езды по прямой при правильно отрегулированных, подшипниках червяка не больше чем 0,3 мм.
Последовательность операций проверки и регулировки зацепления: ставят колеса в положение езды по прямой; отсоединяют продольную рулевую тягу от сошки; покачивая сошку рукой, определяют люфт на ее конце (желательно пользоваться индикатором).
Далее, если люфт механизма более 0,3 мм, производят его регулировку:отвертывают колпачковую гайку 9 (см. рис. 2) рулевого механизма и снимают стопорную шайбу 11;
вращают ключом регулировочный винт 8 по часовой стрелке до устранения люфта;

Рисунок 2. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53
проверяют с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса, требуемое для его поворота около среднего положения;
путем вращения регулировочного винта 8 доводят усилие поворота рулевого колеса до 1,6...2,2 кгс;
надевают стопорную шайбу 11; .
навертывают колпачковую гайку 9 и снова проверяют люфт на конце рулевой сошки;
вставляют шаровой палец в отверстие сошки, навертывают гайку и зашплинтовывают.
После окончания регулировки рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, который должен быть не более 25°.
При увеличенном зазоре в шарнирах продольной рулевой тяги следует отрегулировать затяжку шарового пальца. Для этого расшплинтовав пробку, завернуть ее до упора специальной отверткой; после чего отвернуть на 1/12…1/4 оборота и зашплинтовать. При увеличенных зазорах в шарнирах поперечной тяги заменяют изношенные детали.
ТР механизмов рулевого управления производится преимущественно заменой деталей. Изношенные места деталей, например шейки вала сошки, восстанавливают хромированием, резьбу на конце вала сошки удаляют обточкой, наваривают и нарезают новую резьбу (с предварительной проточкой). Изношенные места установки подшипников в картере механизма рулевого управления растачивают и запрессовывают стальные кольца. Сломанные и ослабевшие пружины, изношенные вкладыши шаровых пальцев и сами пальцы поперечной и продольной тяг заменяют. Погнутые рулевые тяги правят (в их холодном или нагретом до 8000 С состоянии).






