Регулировка подшипников червяка. Перед регулировкой убеждаются в наличии осевого зазора в подшипниках червяка, для чего: откидывают кабину автомобиля; отсоединяют вилку шарнира вала руля от 'вала червяка; покачивают сошку рукой. Если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, то подшипники червяка требуют регулировки.
Последовательность регулировки: ослабляют болты нижней крышки картера и сливают масло; снимают нижнюю крышку картера и вынимают тонкую регулировочную (бумажную) прокладку; устанавливают крышку картера на место, и проверяют подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт еще не устранен, то снимают толстую прокладку, а тонкую ставят обратно. После устранения люфта вынимают вал сошки, соединяют вилку нижнего шарнира вала руля с валом червяка и проверяют на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения. Оно не должно превышать 0,22,..0,45 кгс. Далее собирают рулевой механизм, затягивают болты крепления и заливают в картер масло до уровня нижней кромки заливного отверстия.
|
|
Регулировка зацепления ролика с червяком. Зазор в зацеплении ролика с червяком считается допустимым, если люфт на нижнем конце сошки при положении колес для езды по прямой при правильно отрегулированных, подшипниках червяка не больше чем 0,3 мм.
Последовательность операций проверки и регулировки зацепления: ставят колеса в положение езды по прямой; отсоединяют продольную рулевую тягу от сошки; покачивая сошку рукой, определяют люфт на ее конце (желательно пользоваться индикатором).
Далее, если люфт механизма более 0,3 мм, производят его регулировку:отвертывают колпачковую гайку 9 (см. рис. 2) рулевого механизма и снимают стопорную шайбу 11;
вращают ключом регулировочный винт 8 по часовой стрелке до устранения люфта;
Рисунок 2. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53
проверяют с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса, требуемое для его поворота около среднего положения;
путем вращения регулировочного винта 8 доводят усилие поворота рулевого колеса до 1,6...2,2 кгс;
надевают стопорную шайбу 11; .
навертывают колпачковую гайку 9 и снова проверяют люфт на конце рулевой сошки;
вставляют шаровой палец в отверстие сошки, навертывают гайку и зашплинтовывают.
После окончания регулировки рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, который должен быть не более 25°.
При увеличенном зазоре в шарнирах продольной рулевой тяги следует отрегулировать затяжку шарового пальца. Для этого расшплинтовав пробку, завернуть ее до упора специальной отверткой; после чего отвернуть на 1/12…1/4 оборота и зашплинтовать. При увеличенных зазорах в шарнирах поперечной тяги заменяют изношенные детали.
|
|
ТР механизмов рулевого управления производится преимущественно заменой деталей. Изношенные места деталей, например шейки вала сошки, восстанавливают хромированием, резьбу на конце вала сошки удаляют обточкой, наваривают и нарезают новую резьбу (с предварительной проточкой). Изношенные места установки подшипников в картере механизма рулевого управления растачивают и запрессовывают стальные кольца. Сломанные и ослабевшие пружины, изношенные вкладыши шаровых пальцев и сами пальцы поперечной и продольной тяг заменяют. Погнутые рулевые тяги правят (в их холодном или нагретом до 8000 С состоянии).