Этические требования к деятельности психодиагноста

 

Требования этики в современном мире являются одним из важнейших элементов, определяющих специфику развития и совершенствования любой деятельности человека. В первую очередь это касается профессий типа «человек-человек». Психология, а значит и психодиагностика, занимают в этом ряду одно из ключевых мест.

Этические нормы работы психолога основывается на общепринятых правилах поведения, моральных и нравственных ценностях.

В своей деятельности психолог стремится к идеалам свободного и всестороннего развития человека, уважения личности, сближения людей, создания гуманистического, процветающего и справедливого общества.

Этические принципы и правила играют важную роль в деятельности психолога. Они формулируют условия, при которых упрочняются и сохраняются его профессиональные компетенции, гуманность, уважение к людям, с которыми он работает, и при которых действия психолога эффективны, приносят реальную пользу.

Этические нормы, принятые в психодиагностике, призваны обеспечить высокий уровень профессиональной деятельности психолога, а также обезопасить людей, попадающих в поле деятельности такого специалиста (психолога, психодиагноста).

Практическая психодиагностика является одной из сложных и ответственных областей профессиональной деятельности в работе психолога. Она требует наличие соответствующего образования, опыта, профессионального мастерства. Такая деятельность может затрагивать судьбы людей. В связи с чем, к психодиагностике и психодиагностам предъявляется особые социально-этические и профессиональные требования.

Профессионально-этические нормы в работе психолога представляют собой требования, предъявляемые к уровню его профессиональной квалификации, реализации им в рамках такой деятельности нравственных норм поведения при общении с коллегами, научным сообществом, испытуемыми. Данные требования сформулированы следующих принципах:

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Данный принцип подразумевает неразглашение результатов работы без персонального согласия на это клиента, по отношению к которому осуществлялась психодиагностика. Исключением могут быть случаи проведения психодиагностики в научных целях, как часть какого-либо экспериментального исследования, однако, и в этом случае не рекомендуется указание в публикациях точных имен и фамилий испытуемых.

Профессиональная тайна должна являться информацией, известной достаточно узкому кругу специалистов, ограничиваться в распространении и храниться в соответствии с требованиями федерального законодательства, регламентирующего обращение с персональными данными.

Помимо нормативного обеспечения профессиональной тайны, обязательства соблюдения данного этического принципа связано с существованием, так называемого явления «контаминации».

Контаминация («заражение») – это комплекс явлений и эффектов, связанных с воздействием информации о результатах проведения обследования испытуемого на субъективность в отношении к нему других лиц. Влияние контаминации наиболее выраженно, когда данная методика имеет авторитет среди пользователей результатов обследования, а также когда она обладает высокой степенью очевидной валидности.

2. Принцип научной обоснованности методики в психодиагностике требует того, чтобы она, обладала достаточной степенью валидности и надежности, давала результаты, которым можно полностью доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба клиенту предполагает, что результаты психодиагностики ни при каких обстоятельствах нельзя использовать во вред обследуемому человеку. Психодиагностика может проводиться в целях конкурсного отбора либо при приеме человека на службу. В таком случае данный принцип следует применять совместно с принципом открытости результатов для обследуемого. Он вправе уточнять информацию о том, что и как у него будет тестироваться, интересоваться результатами своего обследования, а также данными о том, кем и каким образом эти данные будут использованы для определения его судьбы.

4. Принцип объективности выводов по результатам тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными. Тестирование обязано опираться на валидные и надежные методики, результаты обследования ни в коем случае не должны определяться и зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами. В процессе подбора методик в батарею (программу обследования) психолог руководствуется требованием максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Он не использует субъективные предпочтения и предубеждения.

В процессе психодиагностики психолог обязательно рассматривает наиболее вероятную и альтернативную гипотезу (интерпретацию данных). При этом он должен руководствоваться принципом, аналогичным принципу презумпции невиновности в юриспруденции.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций означает, что такие рекомендации должны обладать наибольшей полезностью для того человека, которому они даны. При сообщении испытуемому результатов психодиагностики необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, результаты диагностического обследования должны интерпретировать достаточно подготовленные специалисты; во-вторых, при интерпретировании результатов особенно важен индивидуальный подход (необходимо учитывать особенности восприятия); в-третьих, при интерпретации результатов стоит избегать дачи нежелательных установок, отрицательно влияющих на человека.

6. Принцип комплексной диагностики, предполагающий сочетание разных методических приемов при диагностике одних и тех же психических свойств. Также необходимо сочетать методики, направленные на родственные психические свойства. Комплексность в данном случае повышает валидность диагностического заключения. Необходимый уровень надежности обеспечивается путем применения стандартизированных и не стандартизированных методик, а также метода независимых экспертных оценок.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, осуществляющих психодиагностику. Применять методики можно лицами, имеющим специальное образование и подготовку, обладающим необходимым опытом их использования. Психолог должен знать исследуемую предметную сферу и уметь общаться с обследуемой категорией лиц.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Существуют профессиональные психодиагностические методики. Они распространяются только среди аттестованных специалистов. Содержание таких методик не разглашается. Принцип обеспечивает предупреждение их неправильного использования. Не допустимым является поступление методик в открытую продажу, печатать в открытых изданиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: