Специфика требований к специалистам, применяющим психодиагностические методы для сбора информации

Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны соответствовать особым квалификационным требованиям. В значительной степени это касается деятельности психодиагностов осуществляющих экспертную практику в государственных экспертных учреждениях. Для этой категории специалистов моральная и нормативная составляющие занимают одно из важнейших мест. Основными требованиями к психологу являются: достаточная теоретическая подготовка, доскональное знание методик психодиагностики и правил их применения, обладание достаточным практическим опытом в использовании соответствующих методик.

Важнейшими качествами личности психодиагноста выступают: критичность и гибкость профессионального мышления, эмпатия, общительность, доброжелательность к клиенту, терпимость к стороннему мнению, умение слушать, понимать и успокаивать испытуемого, тактичность, свободное владение речью, высокий уровень общей культуры, выражающая не только в профессиональных знаниях и эрудиции, но и в разносторонности интересов.

Психолог, как активный пользователь психодиагностических средств должен знать и уметь применять на практике общие теоретико-методологические психодиагностические принципы, обладать основами дифференциальной психометрики, изучать актуальную методическую литературу по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и собирать личную библиотеку методик, применяемых в своей профессиональной деятельности.

Психолог должен обладать способностью правильно выбрать методику, в соответствии с поставленной перед ним целью и задачами, учитывая особенности обследуемого человека или характеристик выборки. Именно он несет ответственность за правильность применения теста и интерпретацию результатов исследования, а также за соблюдение норм этики по отношению к обследуемым. Психолог должен обеспечивать соблюдение всех требований при использовании конкретной методики. Разработчики тестов (психологи-психометристы) должны:

· Знать и уметь использовать методы математической статистики;

· Уметь обеспечивать необходимые психометрические характеристики вновь создаваемой методике;

· Быть в курсе последних научных достижений психологии, хорошо ориентироваться в смежных областях;

· Постоянно технически совершенствовать методик;

· Уметь определять круг специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию методик.

Специалисты-непсихологи должны:

· Использовать только те методики, которые имеют однозначную стандартную инструкцию, необходимые показатели надежности и валидности, не требуют параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов;

· Консультироваться с психологом, имеющим опыт профессиональной деятельности в данной практической области, о том какие именно методики могут применяться для решения поставленных задач;

· При применении методик отвечать за соблюдение существующих этических норм по отношению к испытуемому, а также к третьим лицам.

При проведении психодиагностических исследований сотрудниками ОВД обязательным является соблюдение следующих морально-этических норм:

· Нельзя осуществлять психодиагностику против его воли человека или обманным путем (исключение составляют случаи судебной, медицинской практики, регламентированных законодательством);

· Перед проведением психодиагностики человека необходимо предупредить о том, что в процессе обследования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;

· Любой человек имеет право знать результаты своего тестирования (если это не оговорено законом), а также то где, кем и как эти результаты могут быть использованы;

· Результаты психодиагностики предоставляются испытуемому лицом, которое проводило обследование. Такая информация должна быть в доступной для правильного восприятия и понимания форме;

· В случае тестировании несовершеннолетних детей родители, а также лица их заменяющие, обладают правом требовать результаты тестирования ребенка. Психолог должен преподнести эту информацию так, чтобы родители осознавали личную ответственность за возможные невысокие результаты ребенка по тестам. Неправильно видеть в этом лишь вину ребенка;

· В случае, когда тестирование осуществляется в целях определения уровня психологического развития человека, при оформлении на работу или в конкурсном отборе, то испытуемый также имеет право знать, как цели тестирования, так и информацию о том, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;

· В случае неправомерного применении психологических тестов, ответственность за последствия может ложится на психолога, других специалистах, пользующихся ими или их результатами;

· При тестировании важно учесть наличие у испытуемых национально-этических особенностей, которые могут повлиять на процесс заполнения теста и его ответы. Как правило, следует создавать единообразную процедуру ознакомления с методикой, проведения тестирования и обработки результатов. В клинической психодиагностике важно знать, что тестирование больных осуществляется только с разрешения их лечащего врача.

В случае если испытуемый настаивает на изменении методики, то психолог должен предусмотреть альтернативный вариант проведения методики, стимульного материала. Такую возможность предоставляют так называемые параллельные формы теста. Например, у методики «16 личностных факторов» Р.Кеттелла существует четыре варианта текста опросника. Это поможет испытуемому понять, что ему предоставлена дополнительная возможность для прохождения обследования. 

В случае если психолог обнаружил где-либо нарушения нормативных принципов психодиагностики, он должен самостоятельно препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению психодиагностики.

В настоящее время, в российской психологии не разработаны единые стандарты поведения психолога при проведении психологических обследований. Вместе с тем, в ряде европейских стран в конце 70х годов ХХ века были внедрены подобные стандарты текстологической и диагностической практики.

Создание таких требований способствовало обоснованному и этическому использованию методик, обеспечивает критерии оценки качества проводимого тестирования.

 Стандарты не являются правовой нормой, однако каждому профессионалу при проведении психодиагностики следует их соблюдать. Стандарты состоят из трех взаимосвязанных частей:

1) конструирование тестов, оценка и документация (включает в себя описание требований к валидности, надежности, стандартизации теста, особенностей его проведения и т.д.)

2) справедливость в тестировании (содержит права участников, особенности тестирования отдельных категорий испытуемых – носителей другого языка, несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями и т.д.);

3) приложения к тестированию (обязанности пользователей методик, особенности тестирования в сере образования или труда и т.д.).

В России также существует практика создания стандартов. Так, в настоящее время на базе научно-образовательного центра (НОЦ) Психодиагностика Южно-уральского государственного университета разработан стандарт требований к психодиагностическим методикам.

1. В роли разработчика психологических методик может выступать специалист в области дифференциальной психометрии – психолог-психометрист. Он должен иметь психологическое образование, знать и уметь применять на практике методы математической статистики, обеспечивать создаваемой (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, валидности, надежности, которые установленные при проведении специальных психометрических экспериментов.

2. В целях оптимальности использования достижений современной науки психолог-психометрист должен быть в курсе последних достижений как психологии в целом, так и своей узкой специальности. Специалист должен применять самые современные научные методы, а также распространять этот опыт, способствовать применению этого другими. Дело в том, что в психологии наблюдается тенденция возрастания сложности, что не­избежно приводит к усиленному делению специалистов на специализации.

Психометристы технически усовершенствуют тесты, сосредотачивая на этом свое внимание, незаметно теряя представление о том, что происходит в смежных областях. Например в педагогике, детской психологии, психологии индивидуальных различий и генетической психологии. Так, техничес­кие аспекты осуществления тестирования сужают психологический кругозор психолога-психометриста, хотя тестовые показатели можно правильно понять только в контексте со­ответствующих знаний относительно по­ведения, которое измеряет тест.

3. Разработчик методики подготавливает ру­ководство по ее применению в полном соответствии со «Стандартными требованиями к психологическим тестам». При этом оно должно давать фактическое пред­ставление о проведении такого исследования, а не быть средством его рекламы, представ­ляя тест в выгодном свете. Разработчик предоставляет дан­ные, позволяющие оценить тест сам по себе, информацию о его проведении, спосо­бах вычисления показателей и нормах теста. Он также должен включать спе­циальные разделы, обеспечивающие правильное использование теста с точки зрения процедуры и этически.

4. Разработчик методики обязан поддерживать ее актуальное состояние, перепроверять тесты и их нормы их применения, тем самым предупреждать их старение.

5. Разработчик отвечает за правиль­ность в определении перечня специалистов, ко­торым можно предоставлять матери­алы по использованию методик. Важно, что доступ к психологическим методикам должен регулироваться людьми, чьи профессиональ­ные интересы могут гарантировать их правильное использование. Их квалифика­ция должна позволять интерпретировать резуль­таты исследования надлежащим образом. В каталогах тес­тов обычно приводятся те требования, которые должны в полной мере удовлетворять их пользователей.

6. Неподготовленные, не соответствующие стандарту тесты не рекомендовано выпускать для широко­го применения. Если тест распространяется исключительно с исследо­вательскими целями, то это условие должно быть заранее оговорено. При этом распространение тес­та ограничивается.

В исследовательских целях при разработке и проведении тестирования следует придерживаться требований к про­цедурам применения методик и сохранения тайны.

Научно обоснованные психологи­ческие методики ни в целях описания, ни для осуществления самооценки нельзя печатать в газетах, популярных журналах или брошюрах. Дело в том, что при таких условиях самостоятельное тестирование может привести к признанию теста бесполезным, или, что еще хуже, нанести тестируемому психологический вред. Важно понимать, что любое такое распространение тестовых заданий и клю­чей зачастую снижает валидность при последу­ющем применении теста другими людьми. Такое предоставление тестовых материалов является причиной искажения картины психологического исследования.

В своей работе психолог-психометрист и издатель обязаны придерживаться всех норм по охране и защите авторских прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: