Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны соответствовать особым квалификационным требованиям. В значительной степени это касается деятельности психодиагностов осуществляющих экспертную практику в государственных экспертных учреждениях. Для этой категории специалистов моральная и нормативная составляющие занимают одно из важнейших мест. Основными требованиями к психологу являются: достаточная теоретическая подготовка, доскональное знание методик психодиагностики и правил их применения, обладание достаточным практическим опытом в использовании соответствующих методик.
Важнейшими качествами личности психодиагноста выступают: критичность и гибкость профессионального мышления, эмпатия, общительность, доброжелательность к клиенту, терпимость к стороннему мнению, умение слушать, понимать и успокаивать испытуемого, тактичность, свободное владение речью, высокий уровень общей культуры, выражающая не только в профессиональных знаниях и эрудиции, но и в разносторонности интересов.
|
|
Психолог, как активный пользователь психодиагностических средств должен знать и уметь применять на практике общие теоретико-методологические психодиагностические принципы, обладать основами дифференциальной психометрики, изучать актуальную методическую литературу по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и собирать личную библиотеку методик, применяемых в своей профессиональной деятельности.
Психолог должен обладать способностью правильно выбрать методику, в соответствии с поставленной перед ним целью и задачами, учитывая особенности обследуемого человека или характеристик выборки. Именно он несет ответственность за правильность применения теста и интерпретацию результатов исследования, а также за соблюдение норм этики по отношению к обследуемым. Психолог должен обеспечивать соблюдение всех требований при использовании конкретной методики. Разработчики тестов (психологи-психометристы) должны:
· Знать и уметь использовать методы математической статистики;
· Уметь обеспечивать необходимые психометрические характеристики вновь создаваемой методике;
· Быть в курсе последних научных достижений психологии, хорошо ориентироваться в смежных областях;
· Постоянно технически совершенствовать методик;
· Уметь определять круг специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию методик.
Специалисты-непсихологи должны:
· Использовать только те методики, которые имеют однозначную стандартную инструкцию, необходимые показатели надежности и валидности, не требуют параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов;
|
|
· Консультироваться с психологом, имеющим опыт профессиональной деятельности в данной практической области, о том какие именно методики могут применяться для решения поставленных задач;
· При применении методик отвечать за соблюдение существующих этических норм по отношению к испытуемому, а также к третьим лицам.
При проведении психодиагностических исследований сотрудниками ОВД обязательным является соблюдение следующих морально-этических норм:
· Нельзя осуществлять психодиагностику против его воли человека или обманным путем (исключение составляют случаи судебной, медицинской практики, регламентированных законодательством);
· Перед проведением психодиагностики человека необходимо предупредить о том, что в процессе обследования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;
· Любой человек имеет право знать результаты своего тестирования (если это не оговорено законом), а также то где, кем и как эти результаты могут быть использованы;
· Результаты психодиагностики предоставляются испытуемому лицом, которое проводило обследование. Такая информация должна быть в доступной для правильного восприятия и понимания форме;
· В случае тестировании несовершеннолетних детей родители, а также лица их заменяющие, обладают правом требовать результаты тестирования ребенка. Психолог должен преподнести эту информацию так, чтобы родители осознавали личную ответственность за возможные невысокие результаты ребенка по тестам. Неправильно видеть в этом лишь вину ребенка;
· В случае, когда тестирование осуществляется в целях определения уровня психологического развития человека, при оформлении на работу или в конкурсном отборе, то испытуемый также имеет право знать, как цели тестирования, так и информацию о том, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;
· В случае неправомерного применении психологических тестов, ответственность за последствия может ложится на психолога, других специалистах, пользующихся ими или их результатами;
· При тестировании важно учесть наличие у испытуемых национально-этических особенностей, которые могут повлиять на процесс заполнения теста и его ответы. Как правило, следует создавать единообразную процедуру ознакомления с методикой, проведения тестирования и обработки результатов. В клинической психодиагностике важно знать, что тестирование больных осуществляется только с разрешения их лечащего врача.
В случае если испытуемый настаивает на изменении методики, то психолог должен предусмотреть альтернативный вариант проведения методики, стимульного материала. Такую возможность предоставляют так называемые параллельные формы теста. Например, у методики «16 личностных факторов» Р.Кеттелла существует четыре варианта текста опросника. Это поможет испытуемому понять, что ему предоставлена дополнительная возможность для прохождения обследования.
В случае если психолог обнаружил где-либо нарушения нормативных принципов психодиагностики, он должен самостоятельно препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению психодиагностики.
В настоящее время, в российской психологии не разработаны единые стандарты поведения психолога при проведении психологических обследований. Вместе с тем, в ряде европейских стран в конце 70х годов ХХ века были внедрены подобные стандарты текстологической и диагностической практики.
Создание таких требований способствовало обоснованному и этическому использованию методик, обеспечивает критерии оценки качества проводимого тестирования.
|
|
Стандарты не являются правовой нормой, однако каждому профессионалу при проведении психодиагностики следует их соблюдать. Стандарты состоят из трех взаимосвязанных частей:
1) конструирование тестов, оценка и документация (включает в себя описание требований к валидности, надежности, стандартизации теста, особенностей его проведения и т.д.)
2) справедливость в тестировании (содержит права участников, особенности тестирования отдельных категорий испытуемых – носителей другого языка, несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями и т.д.);
3) приложения к тестированию (обязанности пользователей методик, особенности тестирования в сере образования или труда и т.д.).
В России также существует практика создания стандартов. Так, в настоящее время на базе научно-образовательного центра (НОЦ) Психодиагностика Южно-уральского государственного университета разработан стандарт требований к психодиагностическим методикам.
1. В роли разработчика психологических методик может выступать специалист в области дифференциальной психометрии – психолог-психометрист. Он должен иметь психологическое образование, знать и уметь применять на практике методы математической статистики, обеспечивать создаваемой (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, валидности, надежности, которые установленные при проведении специальных психометрических экспериментов.
2. В целях оптимальности использования достижений современной науки психолог-психометрист должен быть в курсе последних достижений как психологии в целом, так и своей узкой специальности. Специалист должен применять самые современные научные методы, а также распространять этот опыт, способствовать применению этого другими. Дело в том, что в психологии наблюдается тенденция возрастания сложности, что неизбежно приводит к усиленному делению специалистов на специализации.
Психометристы технически усовершенствуют тесты, сосредотачивая на этом свое внимание, незаметно теряя представление о том, что происходит в смежных областях. Например в педагогике, детской психологии, психологии индивидуальных различий и генетической психологии. Так, технические аспекты осуществления тестирования сужают психологический кругозор психолога-психометриста, хотя тестовые показатели можно правильно понять только в контексте соответствующих знаний относительно поведения, которое измеряет тест.
|
|
3. Разработчик методики подготавливает руководство по ее применению в полном соответствии со «Стандартными требованиями к психологическим тестам». При этом оно должно давать фактическое представление о проведении такого исследования, а не быть средством его рекламы, представляя тест в выгодном свете. Разработчик предоставляет данные, позволяющие оценить тест сам по себе, информацию о его проведении, способах вычисления показателей и нормах теста. Он также должен включать специальные разделы, обеспечивающие правильное использование теста с точки зрения процедуры и этически.
4. Разработчик методики обязан поддерживать ее актуальное состояние, перепроверять тесты и их нормы их применения, тем самым предупреждать их старение.
5. Разработчик отвечает за правильность в определении перечня специалистов, которым можно предоставлять материалы по использованию методик. Важно, что доступ к психологическим методикам должен регулироваться людьми, чьи профессиональные интересы могут гарантировать их правильное использование. Их квалификация должна позволять интерпретировать результаты исследования надлежащим образом. В каталогах тестов обычно приводятся те требования, которые должны в полной мере удовлетворять их пользователей.
6. Неподготовленные, не соответствующие стандарту тесты не рекомендовано выпускать для широкого применения. Если тест распространяется исключительно с исследовательскими целями, то это условие должно быть заранее оговорено. При этом распространение теста ограничивается.
В исследовательских целях при разработке и проведении тестирования следует придерживаться требований к процедурам применения методик и сохранения тайны.
Научно обоснованные психологические методики ни в целях описания, ни для осуществления самооценки нельзя печатать в газетах, популярных журналах или брошюрах. Дело в том, что при таких условиях самостоятельное тестирование может привести к признанию теста бесполезным, или, что еще хуже, нанести тестируемому психологический вред. Важно понимать, что любое такое распространение тестовых заданий и ключей зачастую снижает валидность при последующем применении теста другими людьми. Такое предоставление тестовых материалов является причиной искажения картины психологического исследования.
В своей работе психолог-психометрист и издатель обязаны придерживаться всех норм по охране и защите авторских прав.