Организация и проведение процедуры диагностического обследования

Этап организации психодиагностического обследования предполагает решение методических вопросов планирования обследования, прохождения процедур сбора информации.

На этом этапе специалист знает цель диагностического обследования, его предмет и теоретический подход, методы которого он будет использовать при проведении диагностики.

Приступая к организации обследования психодиагност должен определить необходимый объем диагностической информации, позволяющий ему решить поставленную задачу, а также требования к ее надежности и достоверности.

Следует учитывать, что наиболее надежными методами диагностики выступают стандартизированные процедуры: тестирование и опрос, наименее надежными – не стандартизированные – наблюдение, анкетирование, беседа.

В процессе стандартизации, надежность методов подвергается специальной проверке и указывается разработчиками в справочной литературе. Так, о надежности может говорить внутренняя согласованность заданий, задач, вопросов в методике. Как правило, личностные опросники обладают наиболее низкой надежностью, достигающей значений от 0,5 до 0,6 пунктов a-Кронбаха, тесты способностей 0,7-0,8, а критериально-ориентированные и тесты профессиональных умений имеют максимальное значение такого показателя, составляющее 0,8-0,9.

Высокая надежность предполагает постоянство и устойчивость полученных психологических данных, низкая – нестабильность и изменчивость.

Тесно связанным с надежностью параметром диагностической процедуры является способность прогнозировать, предсказывать проявление психологического явления в деятельности. По мнению А.Г. Шмелева, конкурентная прогностическая валидность диагностических процедур имеет значительный разброс (табл. 3).

Таблица 3.

 

Прогностическая валидность методов исследования

(подготовлена по материалам А.Г.Шмелева[36])

 

№ п/п Диагностическая процедура Прогностическая  валидность
1. Интервью 0,1 – 0,3
2. Психологическое тестирование 0,3-0,5
3. Квалификационное тестирование 0,4 – 0,6
4. Оценка способности к деятельности 0,5-0,7

Примечание: валидность измеряется в диапазоне от 0 (отсутствие) до 1 (максимальное предсказание).

Конечно, низкая валидность метода наблюдения, в соотношении с квалификационным тестированием компенсируется другими преимуществами. К ним относится высокая скорость, низкая стоимость, отсутствие необходимости применять специальное оборудовании, приглашать квалифицированных специалистов-оценщиков и др.

Приступая к формированию набора методов, следует руководствоваться принципами, предложенными Р.Кеттеллом[37]. Используемые методы должны предполагать сбор трех видов диагностически ценной информации:

– L-данные (life record data) – предоставляются в ходе регистрации реального поведения обследуемого в повседневной жизни, в условиях профессиональнйой деятельности, учебы, общения. Наиболее надежными источниками информации такого рода являются формализованные оценки экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в течение определенного времени в типичной ситуации. В методической работе подобные данные используются в качестве внешнего доказательства валидности инструментов;

– Q-данные (questionnaire data) – основаны на изучении личности с помощью самоотчетов. Источниками информации выступают стандартизированные самоотчеты, нацеленные на определение стабильных моделей социального поведения, личностных черт и пр.

– T-данные (objective test data) представляют собой данные объективных тестов в контролируемой экспериментальной ситуации. Источниками тестовых данных выступают физиологические пробы, тесты способностей и когнитивных процессов. Менее представлены тестовые данные относительно измерений свойств и черт личности.

Принимая решение о выборе методов, следует определиться с соотношением между количественными (формализованными) и качественными, неформализованными.

Количественные методы являются формализованными с точки зрения сбора информации и ее обработки. Это находит свое отражение в направленности на изучение строго определенных переменных, статистической обработкой получаемых результатов. Качественные методы исследований нацелены на получение информации путем глубокого исследования небольшого объема информации.

Как правило, количественные и качественные методы исследования дополняют друг друга, поскольку охватывают разные по характеру виды информации, стратегии ее обработки.

Переходя от методов к выбору методики исследования, важно учитывать теоретические основания в рамках которых она разработана. Планируя, к примеру, изучение черт личности, важно понимать, что теоретические основания, на которых базируются опросники личности различаются. Используя концептуально несоотносимые подходы (например, теорию черт личности с клиническими опросниками) исследователь получает несопоставимые и несоотносимые друг с другом данные о субъекте. Выполненные на таком основании прогнозы относительно поведения, отношения или выражения личности будут ошибочными.

В случае, если методики принадлежат к одной теоретической области и построены на одном диагностическом конструкте, исследователь может столкнуться с необходимостью выбора одного инструмента из нескольких доступных. Наиболее общими критериями выбора методик, являются:

1) критерий валидности – относимости всех показателей методики к изучаемому предмету;

2) критерий надежности – предпочтение следует отдавать более прогностически устойчивым инструментам;

3) критерий сочетания стратегий исследования – следует применять методики, позволяющие проводить как количественное, так и качественное изучение показателей;

4) критерий используемости: полученная информация должна быть полезна для построения прогнозов развития, оценки эффективности обследуемого в различных видах деятельности.

5) критерии скорости сбора диагностически значимой информации.

Конечно, первым критерием, позволяющим переходить к оценке других показателей (надежности, репрезентативность, стандартизации) должна быть валидность по отношению к поставленной диагностической задаче.

При организации обследования необходимо ориентироваться на показатели каждой методики и всей совокупности методов в целом, их соответствие предмету, сочетаемости, пополняемости. Следует избегать методик с пересекающимися областями измерения.

В результате методической работы специалист подбирает валидную и целостную совокупность инструментов, строго согласующуюся с поставленными задачами. Конкретизация инструментария позволяет переходить к следующему этапу организации – планированию процесса обследования.

Тщательная подготовка процедуры тестирования влияет на качество получаемых данных, отношение обследуемых к проводимому обследованию. В ходе подготовки обследования уточняется: 1) количество сеансов и продолжительность обследования; 2) помещение для проведения обследования; 3) содержание информирования обследуемого; 4) правила поведения.

Количество сеансов и продолжительность обследования. Количество сеансов определяется трудоемкостью, спецификой методов. В ходе одного сеанса подбираются типичные методы. Как правило, бланковые обследования проводятся отдельно от компьютерных, тренажерных и т.д.

Время обследования определяется утомляемостью обследуемых и зависит от трудоемкости тестирования. Поскольку прерывать выполнение методик не рекомендуется, следует группировать их исходя из продолжительности выполнения. Для бланковых тестов длительность сеанса не должна превышать 180 минут, компьютерного тестирования – 90 минут. Продолжение обследования должно проводится на следующий день.

Трудоемкость обследования зависит от предъявляемого стимульного материала, задач, заданий. Трудоемкость когнитивных тестов выше, чем анкет и самоотчетов. Тесты интеллекта (тест Векслера, матрицы Равена, тест структуры интеллекта Амтхауэра), как правило, имеют ограничения по времени выполнения субтестов и рассчитаны на полутора часовое тестирование.

Личностные опросники не имеют ограничений по времени. Трудоемкость их выполнения зависит от применяемых шкал сбора информации. Ответы по типу «да-нет» легче воспринимаются, чем шкалы с пятью и более градациями.

Заполнение опросника объемом 150 вопросов дихотомического типа занимает от 60 до 90 минут, в зависимости от уровня образования и мотивации опрашиваемого. Выполнение опросника MMPI и его модификаций может длится до 180 минут.

Тесты знаний требуют от опрашиваемого дополнительного времени на размышление, поэтому временные затраты на выполнение одного задания могут составлять до 5-7 минут. В целом, за 60 минут опрашиваемый может выполнить от 30 до 60 заданий, с учетом уровня его подготовленности, а также мотивации.

Ситуативные задания включающие описание ситуации (кейсы) требуют наибольшего времени на прочтение и принятие решения. Как правило, разработчики недостаточно точно формулируют условия, поэтому испытуемые могут длительное время тянуть с ответом, принимая решение. В такой ситуации, время ответа может составлять до 7-10 минут на один кейс.

Помещение для обследования. При проведении обследования следует обеспечивать следующие требования к помещению:

– температура воздуха от 22 до 25°С;

 – влажность воздуха в пределах 40—60%;

– свежесть воздуха должна обеспечиваться проветриванием;

– достаточное естественное и искусственное освещение (100‑200 люкс);

– малая шумность (уровень шума, не превышающий 60 дБА), отсутствие резких источников звука;

– наличие индивидуальных рабочих мест для обследуемых (расстояние между стульями участников — не менее 0,5 м).

– расстояние от экрана мониторов до глаз тестируемых в пределах 600—700 мм, но не ближе 500 мм.

В помещении должны присутствовать необходимое оборудование и канцелярские принадлежности.

В процессе диагностики необходимо избежать или снизить воздействие раздражителей, в том числе посторонних людей. Желательно наличие настенных часов.

Инструктирование обследуемых. Обследуемыепредварительно оповещаются об участии в психологическом тестировании. При этом, важно учитывать, что содержание информирования влияет на отношение к процедуре и в целом, сказывается на результатах обследования. Подготовка и проведение инструктирования следует рассматривать как один из факторов повышения достоверности диагностики.

Целью информирования является предоставление знаний о процедурах обследования, мотивация на их выполнение и снижение тревожности.

При проведении групповых обследований рекомендуется стандартизировать процедуру инструктирования. Для этого желательно разработать бланк, содержащий всю необходимую информацию. Она должна быть изложена ясно, логично и последовательно. При инструктировании важно ответить на вопросы, возникшие у отдельных участников. Участники должны получать одинаковую информацию. Если существует возможность проведения очного консультирования, желательно воспользоваться ею для проведения консультативной встречи. Сроки информирования определяются целями, методами и процедурами обследования. Как правило, рекомендуется сообщить о тестировании не позднее, чем за 3 дня.

Содержание информирования должно включать в себя следующие обязательные элементы:

• цель обследования;

• дату и время обследования;

• длительность процедуры диагностики;

• описание процедуры проведения и способ контроля (например, бланковое обследование в присутствии психолога организации);

• описание правил поведения во время обследования и санкций за их нарушение;

• тематики обследования и видов методик (например, изучение особенностей личности, без приведения конкретных обозначений инструментов);

• использовании результатов обследования, лицах, выполняющих анализ и обсуждение результатов, сроки и порядок хранения результатов.

• видах, способах и сроках предоставления обратной связи, а также лицах, ответственных за его проведение.

Помимо указанных элементов, могут быть представлены и другие сведения об обследовании. Как правило, необходимость в этом возникает из за специфики тестирования (компьютерное, удаленное (он-лайн) и пр.

Правила поведения обследуемых во время тестирования должны содержать следующую информацию: 

— каким образом будет устанавливаться личность обследуемого, какие документы он должен при себе иметь;

 — какие предметы разрешены, а какие запрещены при проведении обследования (например, мобильные средства связи);

— какие действия во время обследования запрещены или недопустимы (например, обсуждение заданий, разговоры с соседями, порча, фотографирование бланков и пр.);

— какие санкции предусмотрены за нарушения правил поведения (например, предупреждение, отстранение, удаление);

— какие действия следует предпринять при обнаружении некорректных заданий, сбоев, опечаток (например, оповестить руководителя);

— какие действия следует предпринять при досрочном завершении тестирования (например, встать и подойти к руководителю или не вставая подозвать его к себе подъёмом руки);

— какие предметы должны быть сданы по окончанию тестирования (например, бланки, тексты с вопросами и пр.).

Процедура проведения обследования начинается с установления контакта и создания мотивации к тестированию. Далее в процедуре тестирования можно также выделить некоторые общие этапы:

1) инструктирование. В ходе инструктирования желательно использование стандартной (или, по крайней мере, общей для всех ваших испытуемых) инструкции. При наличии стандартной инструкции в руководстве к тесту ее модификация является крайне нежелательной;

2) контроль за пониманием инструкции. Для этого можно воспользоваться одним из следующих приемов: либо просто задать вопрос относительно того, понятна ли инструкция, нет ли вопросов по поводу того, как работать с тестом, либо дать испытуемому задание-пример. В некоторых тестах такого рода задания предусмотрены составителем. Результат выполнения этого задания служит для оценки того, понял ли испытуемый, как работать с методикой, и поэтому как правило не принимается во внимание при обработке полученных результатов;

3) наблюдение за опрашиваемым в процессе выполнения методик. Нужно обращать внимание на отклонения поведения от стандартных действий, немедленно реагировать на них, при необходимости фиксировать в протоколах особенности поведения;

4) контроль за состоянием испытуемого и его отношением к процедуре. По завершении работы с тестом с испытуемым проводится письменный или устный опрос из нескольких вопросов о состоянии испытуемого («Как Вы себя чувствуете» и т.п.) и отношении к обследованию («Были ли задания сложными для Вас» и т.п.);

Подводя итоги, отметим, что процедура обследования должна опираться на обоснованный выбор методов и методик, релевантных поставленным целям исследования, обладающих удовлетворительными показателями надежности, стандартизированности. Кроме того, организация процедуры должна предполагать детальное планирование этапов, контроль условий проведения, ясное и полное информирование обследуемых.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: