Актуализация скрытых переживаний при помощи ассоциаций (К.Г. Юнг)

Значительный вклад в развитие проективного метода был сделан К.Г. Юнгом – швейцарским психологом и психиатром. В ходе кропотливой экспериментальной работы им был эмпирически доказан феномен, раскрывающий суть всех проективных методик - возможность посредством стимульного воздействия на актуальные переживания вызвать измерение в поведении или речи обследуемого.

Для образования ассоциаций Юнг использовал перечень из 100 существительных. Зачитывая его обследуемому, исследователь фиксировал время ответа, а также пытался оценить электрокожное сопротивление и изменения в дыхании. В ходе исследования было установлено, что задержки ответов продолжительностью более двух секунд нередко сопровождались повышением сопротивления кожи и нарушением дыхательного цикла.

К.Г. Юнг предположил, что подобные состояния вызваны неосознаваемыми глубинными процессами ассоциации между стимулами и вытесненными за пределами сознания комплексами. Характер ассоциаций раскрывает суть комплекса, показывая какие проблемы, конфликты, переживания субъект не способен самостоятельно понять.

Данный метод получил название «метод свободных ассоциаций». Благодаря работам коллег и последователей он неоднократно модернизировался. В частности, М.Вертгеймером и А.Р.Лурия даный метод применялся для диагностики лжи у подозреваемых и свидетелей, Дж. Брунером, Р. Лазарусом оценивались асоциальные влечения, Г. Кент и А. Розанов применяли его в попытке выявить отличия психически здоровых лиц от больных. Некоторые исследователи связывают тест незаконченных предложений и ассоциативный тест К.Г. Юнга. В современном воплощении для психологической диагностики используется модифицированный вариант Д.Рапапорта. Он включает в себя 60 слов и предполагает изучение образования ассоциаций в зависимости от обычной и психоаналитической трактовки.

Исследование личностных особенностей при помощи чернильных пятен (Г. Роршах). В конце XIX – начале XX эксперименты по восприятию образов были распространены в среде психологов. Многие психологи экспериментировали с пятнами, кляксами и другими неструктурированными изображениями.

Предложенная в 1921 году Германом Роршахом методика, получила наибольшую популярность из всех проективных тестов, оперировавших неструктурированными пятнами. К настоящему времени тест Роршаха активно используется в клинической практике для изучения нарушений восприятия, а также расстройств личности и поведения.

Стимульный материал методики состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями. Испытуемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по пяти счетным категориям:

1) локализация ответа (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

2) детерминанты ответа (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет и т.д.);

3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

4) содержание ответа (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т.д.);

5) оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными – те, которые встречаются не менее чем у 30% испытуемых)[111].

Совокупность всех полученных оценок и отношений по категориям позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности испытуемого.

Основным теоретическим предположением Г.Роршаха является то, что активность человека определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. В соответствии этим представлением о причинах активности Роршах вводит новые понятия для описания типов личности:

  • экстратенсивный - внешние интерпретации по цвету превалируют над кинестетическими, в которых усматриваются движения человека;
  • интроверсивный - кинестетические интерпретации превалируют над ответами по цвету;
  • амбиэквальный - кинестетические и цветовые интерпретации представлены в большом, но равном количестве;
  • суженный (коартивный) - малое количество или полное отсутствие интерпретаций как по цвету, так и кинестетических.

Помимо диагностики общей направленности личности (типа переживания), тест позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству и тревожности, тормозящей или стимулирующей активность испытуемого.

Вклад Г.Роршаха в развитие проективной диагностики не ограничивается предложенной им методикой. Фактически, им была представлена целостная и завершенная методология проективного исследования, определяющая новый своеобразный стандарт психологического измерения – проективного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: