Методологическая основа оценки качества товаров

Под оценкой качества понимают результат сравнения двух или большей совокупности показателей качества. Следует подчеркнуть, что результат оценки всегда относителен.

Методологической основой оценки качества товара на современном этапе развития экономики являются достижения квалиметрии – научной дисциплины, предметом которой являются методы количественной оценки качества продукции.

На современном этапе развития экономики квалиметрия поделилась на теоретическую и прикладную.

Теоретическая квалиметрия исследует проблему оценки качества товаров из общих позиций, изучает общие закономерности и математические модели количественной оценки качества, тогда как прикладная – разрабатывает конкретные методики и математическое обеспечение количественной оценки качества конкретных групп и отдельных товаров.

Основные принципы квалиметрии:

· При количественной оценке качества товара должны быть, прежде всего, постановлены условия и цель оценки, т.к. один и тот же объект может иметь несколько различных оценок качества;

· Качество рассматривается как иерархическая совокупность свойств, расположенных на различных уровнях, где оценка каждого свойства на любом уровне зависит от совокупности оценок свойств более низких уровней;

· Оценка качества объекта на любом уровне зависит от показателей качества объекта и от принятой системы базовых показателей, определяющих качество эталона;

· Каждое простое или сложное свойство из иерархической совокупности свойств, составляющих качество, характеризуется не только показателем свойств, но и некоторым показателем его весомости на соответствующем иерархическом уровне.

При исследовании качества товаров важно соблюдать такие правила:

1. Каждое исследование качества товара или какого-нибудь показателя должно завершаться оценкой полученных результатов.

2. При исследовании качества товаров необходимо учитывать требования потребителя.

3. Исследования товаров необходимо проводить на основе новых достижений науки.

4. Исследование товаров необходимо проводить с учетом экономической целесообразности и выгоды для фирмы и общества.

5. Исследование качества товаров или отдельных показателей качества должно проводиться систематически на всем пути товародвижения.

Подход к определению качества продовольственных товаров заложен в особенностях их функциональных свойств. Все они употребляются как еда. Отсюда и требования к пищевым продуктам: товар должен отвечать гигиеническим требованиям, иметь соответствующую пищевую и биологическую ценность, возможность хранится в течение определенного времени.

В настоящее время значительное внимание, наряду с определением качества продовольственных товаров, уделяется исследованию качества упаковки и внешнему оформлению (защита товара от влияний внешних факторов, от высыхания, потери аромата, удобство транспортирования, реализации).

Если требования к качеству почти всех продовольственных товаров одинаковы, то для непродовольственных товаров эти требования очень разные. Это объясняется тем, что каждая группа и даже товары одной группы имеют неодинаковые потребительские свойства и требования потребителей к удовлетворению потребностей. Поэтому при оценки качества непродовольственных товаров используется полный комплекс требований к качеству сырья и материалов, из которых изготовлен товар, к качеству самого производства, функциональным возможностям, долговечности, удобству в уходе и т.д.

При замене одного материала другим, следует сначала определить их функциональную равноценность, а потом – экономический эффект.

При оценке качества непродовольственных товаров необходимо обращать внимание не только на взаимосвязь материала и конструкции, а и на взаимосвязь разных материалов, которые используются в конструкции товара.

При оценке качества продовольственных и непродовольственных товаров необходимо знать потребительские свойства отдельных видов товаров и знания методов, с помощью которых можно получить объективные данные про состояние того или иного показателя потребительской стоимости.

 

Методы исследования качества товаров

Для определения значений показателей качества товаров в товароведной практике применяют различные методы. Эти методы по способу получения информации можно разделить на две группы:

· Методы с использованием объективных способов измерения;

· Методы с использованием эвристических способов оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: