Революционный путь для колоний и полуколоний

Сразу же после создания Китайской Народной Республики международное коммунистическое движение открыто признало значение китайского пути революции для колоний и полуколоний. В редакционной статье, опубликованной 27 января 1950 г. в газете «За прочный мир, за народную демократию!» (органе Коминформа), говорилось:

«Путь, на который вступил китайский народ… это тот путь, по которому следует идти народам многих колониальных и зависимых стран в их борьбе за национальную независимость и народную демократию.

Опыт победоносной национально-освободительной борьбы китайского народа показал, что рабочий класс должен объединиться со всеми классами, партиями, группами и организациями, которые хотят бороться с империалистами и их наймитами и создать широкий, общенациональный единый фронт во главе с рабочим классом и его авангардом — коммунистической партией…

Решающим условием победы национально-освободительной борьбы является создание, когда для этого будут необходимые внутренние условия, народно-освободительных армий под руководством коммунистической партии».

Тем самым была признана универсальная применимость марксистско-ленинской теории, разработанной Мао,— идей Мао Цзэдуна — и она стала служить руководством для настоящих революционеров во всём мире, в особенности в колониях и полуколониях.

Мао развивал теорию китайского пути в революции во многих своих работах. Уже Ленин указал, что в эпоху империализма и пролетарской революции именно пролетариат, а не буржуазия, возглавит буржуазно-демократическую революцию. Мао в своей работе «О новой демократии» продолжил эту идею и показал, что в эпоху империализма любая революция в колонии или полуколонии, которая направлена против империализма, больше не подпадает под старую категорию буржуазно-демократической революции, но относится к новой категории; она больше не является частью старой мировой буржуазной, или капиталистической, мировой революции, но частью новой мировой революции — пролетарской и социалистической. Такие революционные колонии и полуколонии больше не могут считаться союзниками контрреволюционного фронта мирового капитализма; они стали союзниками революционного фронта мирового социализма. Поэтому, чтобы отличить революцию в колониях и полуколониях от старой буржуазно-демократической революции, Мао назвал её новой демократической революцией. Исходя из этого, он в дальнейшем рассматривал политику, экономику и культуру новой демократии.

Мао также развил идею единого фронта, сформулированную Лениным и Сталиным. Он показал, что буржуазия в колониях и полуколониях делится на две категории — компрадорскую буржуазию и национальную буржуазию. Компрадорская буржуазия, чьё существование и развитие зависело от империализма, всегда была врагом революции. Национальная буржуазия была ненадёжным союзником, который иногда помогал революции и иногда присоединялся к её врагам. Поэтому единый фронт под руководством пролетариата состоял из союза четырёх классов — пролетариата, крестьянства, городской мелкой буржуазии и национальной буржуазии. Врагами революции были империализм, компрадорская буржуазия и помещики.

По мнению Мао, революция в колониях и полуколониях не должна была идти по пути восстания, как в России, где сначала были заняты главные города, а потом установлен контроль над деревней. Мао показал Китаю путь затяжной народной войны, этапами которого были захват власти в сельской местности, создание партизанских зон и опорных баз и затем окружение и взятие городов. С этой целью Мао разработал военные принципы революционной войны. Он учил, как построить Красную Армию, без которой революция была бы невозможна. Согласно учению Мао, небольшая вооружённая группа может, опираясь на широкие массы, начать с партизанской войны, накопить силы для разгрома сильного врага и перейти затем к манёвренной войне и, наконец, к позиционной войне.

Опираясь на марксистско-ленинское понимание государства и диктатуры пролетариата, Мао также развил теорию о форме государства, существующей во время революций в колониальных странах. На основе теории новой демократии он сформулировал понимание новой демократической республики.

Новая демократическая республика отличается от старой европейской и американской формы капиталистической республики, в которой существует диктатура буржуазии,— сама по себе эта форма уже устарела. С другой стороны, она отличается от социалистической республики советского типа, в которой существует диктатура пролетариата. В течение определённого исторического периода эта последняя форма тоже не будет подходить для революций в колониальных и полуколониальных странах. В этот период, следовательно, нужна третья форма государства, а именно новая демократическая республика, в которой существует совместная диктатура нескольких антиимпериалистических классов. Эта форма подходит для определённого исторического периода и поэтому является переходной. Тем не менее, по мнению Мао, она необходима и через этот этап нельзя перепрыгнуть.

Такое государство было создано после победы китайской революции в виде демократической диктатуры народа. Мао объяснил, что демократическая диктатура народа — это соединение двух элементов, демократии для народа и диктатуры над реакционерами. Народ — это рабочий класс, крестьянство, городская мелкая буржуазия и национальная буржуазия. Эти классы объединяются под руководством рабочего класса и коммунистической партии, чтобы создать собственное государство и избрать своё правительство; они осуществляют диктатуру над лакеями империализма — классом помещиков и бюрократической буржуазией, а также над представителями этих классов.

Мао также подчеркнул, что коммунистическая партия должна возглавить процесс преобразования демократической диктатуры народа в социалистическое государство. Демократическая диктатура народа опирается на союз рабочих и крестьян, её ведущей силой является пролетариат, а коммунистическая партия объединяет весь рабочий класс, крестьянство и широкие массы революционных интеллектуалов; это ведущая и основные силы диктатуры. Без единства между ними диктатура будет непрочной. Также партии необходимо объединить как можно большее количество представителей городской мелкой буржуазии и национальной буржуазии, их интеллектуалов и политические группы, которые готовы сотрудничать с ней. Это нужно для того, чтобы изолировать силы контрреволюции. Если это сделано, тогда после победы революции можно будет быстро восстановить и развивать производство, противостоять иностранному империализму, постепенно преобразовать отсталую полуколониальную аграрную экономику в индустриальную и строить социалистическое государство.

Мао о философии

Мао писал о философии для того, чтобы обучить партийные кадры и массы марксизму-ленинизму, изменить их мировоззрение и образ действий. Он сам очень старательно изучал философию. Когда ему удавалось достать книги по философии, он внимательно и сосредоточенно их читал. Так как раньше в партии было сильно влияние догматиков, вернувшихся после обучения в России и неспособных применить свои знания на практике, Мао постоянно стремился связать партийное обучение и образование с жизнью. Он хотел сделать марксистскую философию и особенно марксистский диалектический метод полезными всем партийным кадрам, активистам и народным массам.

Теория познания

Первоочередное значение имеет учение Мао о познании. Важной его работой по этому вопросу является эссе «Относительно практики: о связи познания и практики, связи знания и действия». Хотя оно было прочитано на лекциях всего за два часа, Мао рассказывал, что потратил недели на подготовку. Основная идея, которую объясняет Мао, состоит в том, что знание не падает с небес, оно происходит от общественной практики и только от неё. Истинные знания, или правильные идеи, происходят из трёх видов общественной практики — материального производства, классовой борьбы, научных экспериментов.

Теория зависит от практики. Как говорит Мао, теорию можно измерить и проверить только практикой. В свою очередь, теория изменяет практику, изменяет наши методы работы и мышления. Благодаря теории возможны изменения и приобретение большего знания. Никто не рождается умным или глупым. Знание не предшествует материальному опыту; нельзя стать специалистом, не имея практического опыта.

Мао объяснил процесс приобретения знания. Он начинается с чувственного восприятия, ступени ощущений и представлений, когда люди видят сначала лишь внешнюю сторону различных вещей, явлений, представленных в этом процессе, видят отдельные стороны вещей, явлений, видят внешнюю связь между отдельными явлениями. Продолжение общественной практики приводит к многократному повторению явлений, которые вызывают у людей ощущения и представления. И тогда в человеческом сознании происходит скачок в процессе познания — возникают понятия. Понятие отражает уже не внешние стороны вещей, явлений, не отдельные их стороны, не их внешнюю связь; оно улавливает сущность явления, явление в целом, внутреннюю связь явлений. Между понятием и ощущением существует не только количественное, но и качественное различие. Понятийное (логическое или рациональное) познание есть более высокая ступень, чем чувственное познание.

Это означает, во-первых, что рациональное познание зависит от чувственного познания. Глупо думать, что первое возможно без второго. Во-вторых, одного чувственного познания ещё не достаточно. Чувственное познание нужно углубить и развить до стадии рационального познания.

Приобретение рационального знания, однако, это еще не все. Как всегда утверждал марксизм, знание нужно для того, чтобы применить его на практике. Поэтому Мао говорит:

«Через практику открывать истины и через практику же подтверждать истины и развивать истины. От чувственного познания активно переходить к рациональному познанию и, далее, от рационального познания к активному руководству революционной практикой, к преобразованию субъективного и объективного мира. Практика — познание, вновь практика — и вновь познание,— эта форма в своем циклическом повторении бесконечна, причём содержание циклов практики и познания с каждым разом поднимается на более высокую ступень. Такова в целом теория познания диалектического материализма, таков взгляд диалектического материализма на единство знания и действия».

О противоречиях

Другой важный вклад Мао в марксистскую философию относится к диалектике и особенно к пониманию и применению противоречий. Анализ противоречий и применение его на практике присутствует почти во всех работах Мао. Его главная работа по этому вопросу — «Относительно противоречия», представляет собой философское эссе, написанное в августе 1937 г. после «Относительно практики» и с той же целью преодоления догматического мышления в партии. Первоначально это эссе было представлено в виде двух лекций в Антияпонской военно-политической академии в Яньани.

Мао здесь в определённой степени продолжил работу Ленина, который особенно глубоко изучал противоречия. Ленин называл противоречие «солью диалектики» и говорил, что «раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть диалектики». Также в своих «Философских тетрадях» Ленин отмечал, что «вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но оно требует пояснений и развития».

Это «объяснение и развитие» сделал спустя двадцать лет Мао. Работа Мао является качественным скачком в понимании противоречий. Он детально рассмотрел вопрос о противоречиях и разъяснил его так, чтобы это было легко понять и применить на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: