Сначала Мао подчеркнул, что закон единства противоположностей является основным законом природы и общества, и следовательно также основным законом мышления

Исходя из этого, он объяснил принцип всеобщности и абсолютности противоречия. Согласно этому принципу, противоречие присутствует во всех процессах и во всех мыслях от начала до конца.

Затем Мао сформулировал принцип специфичности и относительности противоречия. Согласно этому принципу, каждое противоречие и каждый из его аспектов имеют свои особенности.

Мао высказал очень важную идею относительно единства и борьбы противоположностей. Он указал, что единство противоположностей образуется лишь в определённых условиях, и поэтому единство является условным, относительным. С другой стороны, борьба противоположностей существует везде без исключения, и поэтому она безусловна, абсолютна.

Другой важный принцип, который Мао сформулировал и часто использовал, это выделение главного противоречия и главной стороны противоречия. Согласно этому принципу, в процессе развития сложного объекта существует множество противоречий, но только одно из них является главным и его существование и развитие определяет существование и развитие других противоположностей. Отсюда следует, что в любом процессе, если в нём существует много противоречий, всегда имеется одно главное, которое играет ведущую, решающую роль, тогда как остальные занимают второстепенное и подчинённое положение. Следовательно, при изучении любого процесса, если это сложный процесс, содержащий более двух противоречий, необходимо стремиться отыскать главное противоречие. Определив это главное противоречие, легко решать все проблемы.

Аналогично, в любом противоречии развитие его различных сторон происходит неравномерно. Иногда кажется, что они находятся в равновесии, но равновесие только временно и относительно, тогда как неравномерность абсолютна. Из двух противоречивых сторон одна должна быть главной и другая второстепенной. Главная сторона играет ведущую роль в противоречии. Природа вещи определяется главной стороной противоречия, той стороной, которая доминирует.

Мао придавал первоочередное значение пониманию главного противоречия. Поэтому в своём анализе китайского общества он всегда рассматривал главное противоречие. Это было шагом вперёд в развитии марксизма-ленинизма, который ранее особенно не углублялся в изучение главного противоречия в стране или революции. Мао подчёркивал, что пока мы не рассмотрим два аспекта — главное и второстепенные противоречия в данном процессе и главную и второстепенные стороны противоречия,— мы будем путаться в абстракциях, не сможем понять противоречие конкретно и следовательно не сможем найти правильный метод его решения. Понимание главного противоречия и главной стороны противоречия важно потому, что они указывают на неравномерность сил, которые находятся в противоречии между собой. Ничто в мире не развивается абсолютно равномерно и поэтому необходимо следить за изменениями главного и второстепенных противоречий и главной и второстепенных сторон противоречия. Только изучив различные стадии неравномерности в противоречиях и процесс изменения противоречий, революционная партия может определиться со стратегией и тактикой как в политических, так и в военных делах.

Наконец, Мао разъяснил вопрос об антагонизме противоположностей. По его мнению, антагонизм — это одна из форм борьбы противоположностей, а не всеобщая её форма. Одни противоречия носят характер открытого антагонизма, другие — нет. В соответствии с конкретным развитием явлений некоторые первоначально неантагонистические противоречия развиваются в антагонистические, некоторые же первоначально антагонистические развиваются в неантагонистические. Формы борьбы бывают различными в зависимости от природы противоречий. Неантагонистические противоречия могут быть разрешены мирными и дружелюбными методами. Антагонистические противоречия требуют насильственных методов.

Мао возвращался к вопросу об антагонистических и неантагонистических противоречиях в период социалистического строительства и в ходе культурной революции. Он подчёркивал, что несмотря на победу революции было бы ошибочным считать, что в китайском обществе больше нет противоречий. Он показал, что две разновидности противоречий ещё существуют — противоречия с врагом и противоречия внутри народа. Противоречия с врагом являются антагонистическими и их нужно решать путём его подавления. С другой стороны, противоречия внутри народа, которые не являются антагонистическими, нужно решать таким образом, чтобы они не стали антагонистическими. Мао всегда подчёркивал необходимость правильного разрешения противоречий. Он указывал, что если противоречия не были поняты и разрешены правильно, всегда будет существовать опасность реставрации капитализма.

Мао о партии

Встав по главе Компартии Китая, Мао прилагал все усилия для развития партии на подлинно ленинских основах. Господство ранних неправильных линий, в частности, «левой» линии Ван Мина третьего периода, породило в деятельности партии множество уклонов. Из-за сектантских воззрений не работали нормы демократического централизма и осуществлялся совершенно ошибочный подход к борьбе двух линий. Решения принимались без обсуждения и участия партийных кадров, путём манипуляций с проведением пленумов и прочих собраний. Борьба двух линий не велась открыто, сторонников альтернативных точек зрения притесняли и карали. Вследствие догматизма, кроме того, не проводилась линия масс. Мао предпринимал все старания к исправлению этих уклонов, а также к надлежащему созыву съездов и партийных органов. В этом процессе Мао уточнил и развил многие организационные идеи. Он также старался исправить некоторые неверные представления, укоренившиеся в международном коммунистическом движении, а также и в КПСС под руководством Сталина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: