Система планово-предупредительных ремонтов

Система профилактики включает в себя техническое обслуживание (ТО), текущий (ТР) и капитальный (КР) ремонты.

ТО предназначается для предупреждения преждевременного износа деталей узлов машин и подразделяется на следующие виды:

- ежемесячное обслуживание;

- ежесуточный осмотр и проверка работоспособности и технического состояния техники;

- ежемесячные ремонтные осмотры.

Ремонт техники – это комплексное мероприятие, направленное на устранение неисправностей и восстановление работоспособности изделий.

Текущий ремонт (ТР)– минимальный по объему вид ремонта, при котором обеспечивается нормальная эксплуатация до очередного планового ремонта. При ТР неисправности устраняются заменой или восстановлением отдельных деталей, а также регулировочными работами.

Капитальный ремонт (КР) заключается в полной разборке и дефектации горных машин, в замене или ремонте всех составных частей, сборке машины и ее проверке, регулировке и испытании.

Так как узлы и детали горных машин имеют разброс наработок до отказа, то необходимо правильно выбирать интервалы профилактической замены для различных групп деталей.

Профилактическая замена деталей через период, равный минимальной наработке до отказа, является экономически неоправданной, так как многие детали будут при замене иметь еще достаточный ресурс и, кроме того, потребуются затраты на преждевременную замену, при этом уменьшится коэффициент технического использования машины. Поэтому нужно выбирать оптимальные интервалы плановых замен деталей, т.е. планировать сроки ремонтного обслуживания.

Для поддержания работоспособного состояния машин в процессе их эксплуатации планируют периодическое проведение технического обслуживания и ремонтов.

Техническое и ремонтное обслуживание горных машин представляет собой систему мероприятий по техническому уходу, поддержанию и восстановлению работоспособности горных машин. Правильно организованное техническое обслуживание горно- Правильно организованное техническое обслуживание горно-шахтного оборудования позволяет повысить его надежность и своевременно подготовиться к ремонтным работам, обеспечить безопасную работу техники, уменьшить общие эксплуатационные расходы за счет снижения числа аварийных отказов и убытков из-за их возникновения.

В Положении о планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта оборудования угольных и сланцевых шахт установлены виды, регламенты и принципы организации технического обслуживания и плановых ремонтов, номенклатура основной технической документации для установления ремонтных нормативов, принципы организации учета, хранения и движения запасных частей и оборудования и др.

Сущность системы планово-предупредительных ремонтов (ППР) состоит в подготовке и выполнении в соответствии со структурой ремонтного цикла установленных видов технического обслуживания и плановых ремонтов.

Для очистного оборудования Положением о ППР предусматриваются следующие виды технического обслуживания:ежесменное (ТО-1), ежесуточное (ТО-2) и еженедельное (ТО-3).

Для открытых разработок предусматривается сезонное техническое обслуживание (ТО-4).

Работы по ТО-1 выполняются дежурными электрослесарями, операторами оборудования и рабочими производственных процессов. При этом выполняются проверка работоспособности машины, визуальный осмотр и регулировки.

ТО-2 выполняется ремонтными электрослесарями, постоянно обслуживающими данный вид оборудования. В состав обслуживания входят замена изношенных деталей, подливка масла, заправка топливом или рабочими жидкостями.

ТО-3 выполняется теми же силами и электрослесарями энергомеханической службы шахты. Выполняются замена и регулировка сложных узлов, требующих более высокой профессиональной подготовки. Более подробно перечень работ по ТО определяется положением о ППР для конкретного типа машин.

Текущий ремонт – это минимальный по объему вид ремонта, при котором обеспечивается нормальная эксплуатация изделия до очередного планового ремонта. Во время текущего ремонта устраняются неисправности (заменой или восстановлением) и выполняются регулировки.

К плановым текущим ремонтам относятся ежемесячное ремонтное обслуживание (РО), первый, второй и третий текущие ремонты (Т1, Т2 и Т3) с периодичностью 3, 6 и 9 месяцев соответственно.

Т1 – осмотровый ремонт, проводится специалистами энергомеханической службы шахты, операторами, производственными рабочими. Предусматривается осмотр, ремонт и замена сложных узлов.

Т2 – текущий ремонт, выполняется теми же силами, что и Т1, плюс специализированными ремонтными, наладочными, монтажными местными предприятиями.

Т3 – выполняется теми же силами, что и Т2, плюс специалистами завода-изготовителя. Сюда входит частичная разборка, ремонт и замена, регулировка и наладка, испытания после ремонта.

Если в горных машинах имеются элементы со сроками службы более 6 месяцев, но меньшими периодичности капитального ремонта, завод-изготовитель техники может назначить дополнительные виды текущих ремонтов (Т4 и т.д.) с периодичностью 9, 12 и более месяцев.

Для сложного оборудования (очистные или проходческие комплексы, компрессоры, вентиляторы) назначаются плановые текущие ремонты, совмещенные с проведением ревизий, наладок и регулировок составных частей и сборочных единиц оборудования: квартальные (НРК), полугодовые (НРП), годовые (НРГ) и двухгодичные (НРД).

Капитальный ремонт заключается в полной разборке и дефектации горной машины, в замене или ремонте всех основных узлов, в том числе и базовых (корпус машины, кузов), сборке, регулировке и испытании. Плановый капитальный ремонт (К) выполняется специализированными ремонтными предприятиями с периодичностью, установленной технической документацией.

При формировании плана ППР капитальный ремонт можно назначить при одновременной замене нескольких сложных в ремонте узлов в один срок и при попадании этого срока в период, близкий к середине длительности эксплуатации участка.

Продолжительность всех видов планового технического обслуживания и ремонта устанавливается отраслевыми ремонтными нормативами. Объемы технического обслуживания и ремонта для конкретных условий эксплуатации систем горного оборудования разрабатываются энергомеханической службой объединений и шахт на основании инструкций по ТО и других нормативных документов, в которых приводится состав необходимых работ и технология их выполнения, сроки, привлекаемые трудовые ресурсы.

Ликвидация отказа элемента горной машины связана с остановкой машины и поэтому всегда вызывает сокращение рабочего времени (т.е. выполнение своих функций) за счет проведения внеплановых ремонтов в рабочие смены. Снижение затрат времени на ликвидацию отказа может быть достигнуто путем правильной оценки технического состояния элемента и установления оптимального срока его замены. Четкое проведение  регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонтам приводит к существенному сокращению неполомочных отказов (перекосы крепи, подгорание контактов электроаппаратуры и др.) Трудоемкость работ может быть снижена за счет унификации сборочных блоков и узлов горной машины (модульный метод ремонта).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: