Тема 1. Советская повседневность как научное направление

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Исторический факультет

Кафедра отечественной и региональной истории

«СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.»

 

Учебное пособие

 

для студентов 1 курса,

обучающихся по направлению подготовки

46.04.01. «История»

 

 

ДОНЕЦК – 2019



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Исторический факультет

Кафедра отечественной и региональной истории

«СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.»

 

Учебное пособие

 

для студентов 1 курса,

обучающихся по направлению подготовки

46.04.01. «История»

 

 

ДОНЕЦК – 2019


УДК 94(47) “378”“19”(083.8)

ББК Т3(2)62я1

Рекомендовано к изданию Ученым советом

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(протокол № 1 от 11.09. 2019 г.)

 

Советская повседневность первой половины ХХ в.: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 46.04.01 – «История» / составитель Удалова Т.М. – Донецк: ДонНУ, 2019. – 112 с.

 

Рецензенты:

 

Пенькова О.Б. – кандидат исторических наук, доцент, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Красноносов Ю.Н. кандидат исторических наук, доцент, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Учебное пособие «Советская повседневность первой половины ХХ в.» составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по профессиональному циклу по направлению подготовки 46.04.01 – История.

В учебный комплекс включено: лекционный материал по программе курса, контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов, список источников и литературы, а также электронных ресурсов.

 

УДК 94(47) “378”“19”(083.8)

                                                                        ББК Т3(2)62я1

                                                  89 © Т.М. Удалова

                                                                      © ГОУ ВПО «ДонНУ», 2019




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 5

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................... 2

 

Тема 1. История повседневности как научное направление 2

 

Тема  2. Нормы и анномалии советской повседневности........ 2

 

Тема 3. Коммунальная квартира как социокультурный феномен советской повседневности............................................................... 2

 

Тема  4. Семья и брак в советской истории................................... 2

 

Тема 5. Организация сервиса в СССР............................................ 2

 

Тема  6. Алкогольная политика и алкогольная культура в советском обществе................................................................................................ 2

 

Тема  7. Отдых, досуг и туризм советских граждан…….. …………2

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 2

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................... 2

 

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................... 2

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная пособие соответствует дисциплине «Советская повседневность первой половины ХХ в.», которая  относится к вариативной части профессионального блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 46.04.01 История.

Целью данной дисциплины является изучение истории советской повседневности в первой половине ХХ ст. по архивным источникам, периодическим изданиям, академическим изданиям, а также на основе документов личного происхождения: дневникам, письмам, воспоминаниям для формирования системы знаний, практических навыков и умений применять полученные знания в сфере будущей проффесиональной деятельности.

Дисциплина реализуется на историческом факультете ДонНУ кафедрой отечественной и региональной истории ДонНУ. Основывается на базе дисциплин: «Отечественной и региональной истории», «Истории России». Является основой для изучения следующих дисциплин: «История Донбасса», «История Новороссии», «Актуальные проблемы исторических исследований», «История отечественной культуры»,  «Междисциплинарные подходы в современной истории».

Для достижения этой цели, составитель включил материалы лекционного курса, изложенного на основе как научных исследований ведущих специалистов в области истории повседневности, а также с привлечением архивных источников. Пособие структурированно в соответствии с учебной программой и включает в себя семь тематических блока.  Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий и технологий проблемного обучения. Большинство лекций посвящено изложению проблемных вопросов с анализом важнейших источников, сложившейся исследовательской ситуации, указанием основных историко-юридических взаимосвязей.

Одной из важной задачей пособия, является сориентировать магистров в проблемном поле истории советской повседневности, предполагающее  широкое использование современных образовательных технологий, направленных на активизацию познавательной активности студентов, удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, формирование осмысленной гражданской позиции и прочных мировоззренческих установок.

При работе с учебным пособием рекомендуется ознакомиться с лекционным материалом и закрепить его с помощью сформулированных контрольных вопросов, а также проверить уровень знаний с помощью тестовых заданий.

Пособие включает также список обязательной и дополнительной литературы, а также приложения, которые позволяют студентам усвоить и закрепить базовые понятия учебной дисциплины.



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

История общества по существу представляет собой повседневную жизнь человека в ее историческом измерении, отражая некие неизменные свойства и качества в соответствии с закреплением новых форм жилья, питания, перемещения, работы и досуга.

Термин «повседневность» (нем. Alltaglichkeit) был предложен А. Шюцем для социологической концептуализации понятия «жизненный мир», который трактуется как уровень элементарных порядков интеракции «лицом-к-лицу»,[1] обладающий собственной организацией и когнитивным стилем.[2] В широкий научный оборот сферы исторического знания термин «повседневность» был введен Ф. Броделем, который считал,  что само название «далеко не идеальное обозначение» сути повседневной истории, «принятое за неимением лучшего», А. Людтке, тем не менее, считал, что оно оправдывает себя как «краткая и содержательная формулировка, полемически заостренная против той историографической традиции, которая исключала повседневность из своего видения».[3] Однако спустя десятилетия М.М. Кром сделал заключение об отсутствии универсального и пригодного на все случая жизни понятия «повседневность», в силу чего определил «оповседневнивание» истории как исследовательский инструмент.[4]

Повседневная жизнь выступает исследовательским объектом для целого ряда гуманитарных дисциплин, среди которых нет согласия даже в определении самого понятия «повседневность». Например, на начальном этапе социологи употребляли как синонимы такие понятия как: «обычное ежедневное существование» или «род / образ жизни» человека. Однако в современной социологии анализ феноменов быта постепенно замещается более широкой предметной областью - социологией повседневности, в рамках которой основной целью исследователя становится изучение формальных и неформальных правил взаимодействия в определенном сообществе или организации.

Ведущим ученым Орловым было выявлено, что, в работах последних лет специальному рассмотрению подвергается самый широкий спектр явлений «изнаночной стороны» жизни общества:

Ø зонирование пространства обитания в быту (в квартире и ее комнатах, в деловых и «спальных» районах мегаполисов, в общественном и личном транспорте) и на работе;

Ø хронометраж времени будничного и выходного дней, периода труда и отпуска, а также формы досуга (домашние и клубные игры, физкультурные и спортивные занятия, туризм и пр.);

Ø ролевые функции в разных контактных группах (семейных, офисных, клубных и пр.), тактики языкового поведения и специфика межличностного взаимодействия в специальных учреждениях (образовательных, медицинских и пенитенциарных);

Ø порядок социализации разных общественных групп (поколений, мужчин и женщин, представителей титульных этносов и мигрантов и т.п.);

Ø порядок сна, его жилищный интерьер и прочие вещественные аксессуары (продолжительность и качество сна, типологический анализ сновидений, ночная одежда и позы отдыха, общие и раздельные кровати и спальни у супругов и прочих родственников и т.п.);

Ø формы питания, начиная от состава продуктовой корзины до порядка общения сотрапезников и их поведения за едой;

Ø ежедневные и праздничные ритуалы, модификации этикета (переговоры и визиты гостей, вечеринки дома и в развлекательных заведениях, свадьбы и похороны), униформа и мода (семантика одежды и обуви, прически и макияжа);

Ø статусные значения пользования сложной техникой (автомобилем и кухонным оборудованием, компьютером и радиотелефоном, музыкальным инструментом и пр.);

Ø многие другие стороны бытовой сферы жизни человека.[5]

Немецкий философ Э. Гуссерль обозначал понятием «мир повседневности» (или «жизненный мир») некую феноменологическую реальность, то есть индивидуальный опыт субъекта.[6] Развивая это направление, австрийский социолог и философ А. Шюц дифференцировал все «жизненные миры» на «конечные области значений» (религия, сон, игра, научное теоретизирование, художественное творчество, мир душевной болезни и пр.), то есть знаково-символические сферы языковых конструкций, переход из которых требует определенного смыслового скачка.[7] «Архитектор» социальной феноменологии выделил шесть конституирующих элементов повседневности, провозглашенной им «верховной реальностью»:

o трудовая деятельность, ориентированная на внешний мир;

Ø специфическая уверенность в существовании и достоверности восприятия внешнего мира;

Ø активное и напряженное отношение к жизни;

Ø восприятие времени через призму трудовых ритмов;

Ø определенность личностной самоидентификации;

Ø особая форма социальности как мира социального действия и коммуникации.[8]

Представители же исторической  науки в рамах сложившейся в 1970-е гг. исторической антропологии, стремились охватить «все достижения новой исторической науки, объединяя изучение менталитета, материальной жизни, повседневности вокруг понятия антропология».[9] Труды по истории повседневности, основанные на микроанализе, стремятся к меньшей географической и временной локализации, но при этом предполагают углубление анализа за счет жизненных историй представителей разных когорт, «сетей» их взаимосвязей в частной, домашней и производственной жизни.

Этнографы, говоря о повседневности, чаще всего подразумевают под ней категорию «быт». Юристов интересует официально-правовая регламентация поведения людей, то этнографы выявляют в ней элементы обычного права. Однако принципиальное различие между исследованием быта и изучением повседневности заключается в том, что в центре внимания исследователя находится не просто быт, а жизненные проблемы и их осмысление современниками изучаемых событий. Соединяя осмысление повседневного бытия с политической культурой, история повседневности позволяет выяснить, насколько индивидуальное восприятие человека влияет на его обыденную жизнь, в том числе в сложившейся политической системе.

Несмотря на все вышеперечисленные различия, повседневность можно определить как обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека: его бытом, средой, культурным фоном и языковой лексикой. Повседневными являются ситуации, которые часто повторяются в столь похожей форме, что уже не воспринимается их уникальность, которой они отчасти обладают.



Тема 1. Советская повседневность как научное направление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: