Структура и содержание закона

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и 84 статей. В главе 1 «Общие положения» даны нормативные определения основных понятий, которые используются в законе, в частности понятия «окружающая среда», «природная среда», «природный объект», определена структура экологического законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей среды.

     В главе 2 «Основы управления в области охраны окружающей среды»  определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.    

В главе 3 «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается соответствующими государственными гарантиями.

В главе 4 «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды»  закреплены методы экономического регулирования в этой сфере, к которым относя к прогнозирование и программирование природопользования и охраны окружающей среды; платность и лимитирование природопользования и загрязнения окружающей среды; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; меры экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности; поддержка предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

В главе 5 «Нормирование в области охраны окружающей среды» закреплена система экологических нормативов,   их функции и критерии определения. Нормирование производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

В главе 6 «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» регламентированы правовые основы регулирования проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Эти мероприятия проводятся с целью предупреждения принято хозяйственных решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Проект любой деятельности, может быть, подвергнут экологической экспертизе, которая дает заключение о возможности реализации проекта. В случае отрицательного заключения экологической экспертизы проект не подлежит финансированию и не должен осуществляться.

В главе 7 «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» закреплены хозяйственные требования к различным сферам промышленного производства. Эти требования должны учитываться при размещении, проектировании, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий.

В главе 8 «Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций» предусмотрено установление таких зон в соответствии с федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе 9 «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» закреплены виды особо охраняемых территорий, цель и порядок их образования. На этих территориях, к которым относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и лечебно-оздоровительные юны, соблюдается особый заповедный режим с целью охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства растительного и животного мира. Эти территории образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации, большая часть которого может находиться только в государственной собственности. В пределах этого фонда запрещены различные виды хозяйственной деятельности.

В главе 10 «Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)» определен порядок осуществления мониторинга, его цели и задачи.

В главе 11 «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)» определены задачи и структура экологического контроля, а также права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Основными задачами контроля является проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности экологических требований.

В систему экологического контроля входят: государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль. Инспектора по охране природы обладают широкими полномочиями. Они имеют право проверять работу очистных сооружений, выдавать разрешения на право выброса и сброса, привлекать виновных лиц к административной ответственности, принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности. Большое значение имеет общественный контроль, который позволяет обеспечить участие граждан и общественных организаций в контроле за источниками загрязнения.

В главе 12 «Научные исследования в области охран, окружающей среды» определены цели и порядок проведения научных исследований.

В главе 13 «Основы формирования экологической культуры» определены принципы и система экологического образования и просвещения. Система экологического образования является всеобщей и комплексной и включает в ее дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное образование, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

В главе 14 «Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды» предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Закреплена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, а также порядок компенсации вреда, причиненного нарушением на законодательства в области охраны окружающей среды.

В главе 15 «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» предусмотрено, что осуществление международного сотрудничества должно осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в этой сфере.

В главе 16 «Заключительные положения»   закреплен порядок вступления в силу этого закона.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую характеристику Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года.

2. Какие отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулирует федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года?

 Тема 4.3. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

Цель: ознакомить студентов с основными нормативно - правовыми актами, регулирующих использование отдельных природных ресурсов; раскрыть сущность Земельного и Водного кодексов РФ.

 

Вопросы:

1. Природоохранные и природоресурсные нормативные акты.

2. Земельный кодекс.

3. Водный кодекс.

Среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные.

Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.  

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г., Федеральный закон «О недрах» от 8 февраля 1995 г., Водный

Кодеке РФ от 18 октября 1995 г., Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г., Федеральный закон «О животном мире» от 1 февраля 1995 г., Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г., Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 г.

Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основания пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального использования природных ресурсов. Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков.

1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.

Указанные федеральные правовые акты определяют обязанности собственников и природопользователей. Основными их обязанностями является охрана и рациональное использование природных ресурсов.

2. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия «охрана и рациональное использование природного ресурса». Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т. д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения и Законодательство определяет, что приоритетным качества воды является ее пригодность для питья, т. е. чистота.

Законодательство определяет содержание понятия «охрана и рациональное использование природного ресурса» предусматривает соответствующие меры.

3. Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства. Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного и т. д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности. Рассмотрим подробнее два основных природоресурсны федеральных закона.

Земельный кодекс определяет: режим использована земель; порядок предоставления земельных участков для различных целей; порядок изъятия земель; основания прекращения прав на землю; права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей; ответственность за нарушение земельного законодательства.

Земли, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Земли выполняет две основные функции. Земля может использоваться как основное средство производства в сельском хозяйстве и как пространственный базис для размещения на ней различных объектов хозяйственной деятельности (го родов, промышленных предприятий, транспорта и т. д.).

Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация земель по категориям, что позволяет государству осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. Различают семь категорий земель:

♦ земли сельскохозяйственного назначения;

♦ земли населенных пунктов;

♦ земли специального назначения (промышленность, транспорт, энергетика);

♦ земли лесного фонда;

♦ земли водного фонда;

  ♦ земли особо охраняемых территорий;

♦ земли запаса.

Основной целью контроля за рациональным использованием земель является сохранение, прежде всего, сельскохозяйственных земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования.

Земельные участки могут использоваться на правах собственности и на основании других прав (например, аренда земли). Собственниками земли и землепользователями могут быть граждане и юридические лица, которые могут использовать землю для различных целей: сельскохозяйственных нужд, строительства, изыскательских работ и т. д.

Несмотря на то, что земля может находиться в разных формах собственности и использоваться для различных целей, государство оставляет за собой право контролировать использование земли. Государство обязывает собственников и землепользователей использовать землю в соответствии с целевым назначением, а также принимать меры по предотвращению загрязнения и истощения земли. Например, при предоставлении земельного участка для изыскательских работ законодательство обязывает предприятие привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т. е. провести рекультивацию земель. Согласно Земельному кодексу РФ собственники и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением такими способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать порядок пользования землями, лесами и другими природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных привил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42).                                               

При несоблюдении вышеуказанных требований Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена соответствующая ответственность: на граждан накладывается штраф в размере от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 20 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 200 до 400 МРОТ (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ).

Если земельный участок используется не по назначению, то государство оставляет за собой право изъятия это го участка.

Водный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:

♦ поддержание оптимальных условий водопользовании, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;

♦ защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

♦ предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Пользование водными объектами допускается на правах собственности, общего пользования, особого и специального пользования. В частной собственности могут находиться только обособленные водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с другими поверхностными водоемами. Специальное водопользование, т. е. аренда водных объектов, допускается при наличии лицензии. Особое в пользование предполагает использование водоемов для федеральных нужд (оборона, транспорт, энергетика и т.д.).

Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также, нанесения вреда здоровью людей и окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

Охрана водных объектов осуществляется по различным направлениям и несколькими способами: от загрязнения и засорения – определением источников загрязнения, регулированием их деятельности; от аварийного загрязнения – и извещением органов по чрезвычайным ситуациям ниже лежащей территории, принятием мер для локализации аварийной ситуации; от ядохимикатов и других химических веществ – разрешением применять их только при условии, что это не повлияет на состояние водных ресурсов.

Водным кодексом РФ предусмотрено, что «лица, виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами?

2. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

3. Дайте характеристику Водного кодекса РФ,

4. Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ?

5. Каким образом государство контролирует деятельность землепользователей?

6. Какими способами осуществляется охрана водных объектов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: