История российского экологического законодательства

Охрана окружающей природной среды в нашей стране даруется на государственном уровне. Россия стала одним из первых стран, в которой была создана нормативно-правовая база регулирования охраны окружающей природой среды и рационального использования природных ресурсов. Первый закон об охране природы был принят в ФСР в 1960 г. В США подобный закон был принят на 10 лет позже. Первое официальное международное мероприятие, посвященное вопросам охраны окружающей среды - Стокгольмская конференция ООН - состоялось в 1972 г.

  Система экологического законодательства в России состоит из двух подсистем: природоресурсного и природоохранного. В природоресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ

(2001г), Лесной кодекс РФ (1997г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «О недрах» от 25 февраля 1992 г. №2395-I, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.).

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.), Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе», «Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»

Формирование российского экологического законодательства состоит из трех основных этапов:

♦ возникновение, становление и развитие в рамках земельного права;

♦ развитие в рамках природоресурсных отраслей;

♦ выход за рамки природоресурсных отраслей.

 

Первый этап (1917—1968 гг.). Первым нормативно-правовым актом советского государства явился Декрет о земле от 26 апреля (8 ноября) 1917 г. Основной его целью было изменение экономических отношений по землепользованию, но в то же время, создавал основу для отношений экологических, так как устанавливал изъятие земель   из товарных отношений, а значит, создавал условия для охраны. Далее были приняты Декреты: о лесах от 27 мая 1918 г.; о недрах земли от 30 апреля 1919 г.; об охране памятников природы, садов и парков от 16 октября 1921 г. и др. В этих нормативных актах были намечены тенденции бережному использованию природных объектов.

Поскольку в сфере природопользования правовое регулирование осуществлялось преимущественно с позиции экономических интересов и главным предметом внимания было размещение и развитие производительных сил, то основным объектом правового регулирования являлась земля. Регулирование рационального использования и охраны других природных ресурсов (воды, лесов, недр земли) осуществлялось в рамках земельного права.

В конце 50-х-начале 60-х гг. были приняты законы об охране природы во всех союзных республиках СССР. (Закон «Об охране природы в РСФСР» - в 1960г.). Развитие законодательства о природопользовании постепенно приводит к дифференциации по отдельным видам природных ресурсов, а с принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства СССР и союзных республик происходит обретение горным, водным, лесным и другими природоресурсовыми отраслями права самостоятельного статуса.

Второй этап (19691988 гг.). Этот период характеризуется тем, что активно формируются природоресурсные отрасли права. Принимаются Основы водного законодательства (1970г.), Основы законодательства о недрах (1975 г.), Основы лесного законодательства (1977 г.). В 1980 г. были приняты дна союзных закона - об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха. В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты земельные, водные, лесные кодексы и кодексы законов о недрах. В соответствии с указанными двумя союзными законами были приняты аналогичные законы в РСФСР: «Закон об охране и использовании животного мира» (1982 г.) и «Закон об охране атмосферного воздуха» (1982 г.). Такие же законы были приняты и в некоторых других союзных республиках.

С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды приобрела конституционный статус (ст. 18 и 42 Конституции СССР).

Одновременно с этим происходит раздельное развитие природоресурсных отраслей (земельного, горного, водного, лесного, воздушного, фаунистического права). Это разделение выявило главное противоречие — разрозненное правовое обеспечение целостной экологической системы страны. Впоследствии данные отрасли были объединены в нитрированную отрасль — природоресурсное право.

На этом этапе начался постепенный переход от распространения исключительно административных методов к использованию экономических рычагов в области охраны окружающей природной среды. Было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г.

«О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором экологические отношения и важнейшие экологические термины (экологическая безопасность страны и др.) приобрели правовой статус. Этим постановлением была впервые введена плата за природопользование. Госкомприроды СССР установил порядок определения и внесения платы. В январе 1991 г. этот порядок был утвержден постановлением Правительства РСФСР для всех предприятий независим от подчиненности и форм собственности.

Затем постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. был утвержден новый документ — Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение oокружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В этом постановлении органа исполнительной власти и специально уполномоченным органом было поручено разработать конкретные нормативы коэффициенты к ним, нормативно-методические документы.

Этот период ознаменовался несколькими крупными катастрофами: Чернобыльская авария, катастрофа Ладожского озера и Аральского моря. Эти катастрофы потребовали принятия неотложных мер в совершенствовании отношений общества и природы.                                                   „

Третий этап (1989 г. — по настоящее время). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подход к экологопользованию:

♦ была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан неведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР);

♦ было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомприроды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

♦ в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы;

♦ была введена плата за выбросы веществ, загрязняющих окружающую природную среду.

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и гной) на землю и иные природные ресурсы (ст. 9, 36), а также право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В прежней Конституции страны декларировать только государственная собственность на природные ресурсы.

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство Российской Федерации, в том числе и экологическое. Сформировалось новое экологическое законодательство Российской Федерации.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства.

2. Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.

 

 Тема 4.2. Федеральный закон

«Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

Цель: Ознакомить с содержанием и структурой ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», определяющим правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.

Вопросы:

1. Общая характеристика закона «Об охране окружающей среды» от 10

января 2002 г.

2. Структура и содержание закона.

 

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», принятый 10 января 2002 г., является систематизирования, комплексным нормативно-правовым актом в области раны окружающей среды. Он регулирует основные обще-пенные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: