Проектирование организации. Рассматривается поведенческий и организационный аспекты юридического лица, организационное взаимодействие и понятие «организовать», структура организации, управление эффективностью производственного процесса.
Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом и, наконец, характер взаимодействия индивида с организацией.
Проектирование организации обеспечивает установление взаимодействия между членами организации с учетом выполненных ими работ. На проектирование организации влияниет нескольких групп факторов, основными из которых являются внешняя среда, технология работы, стратегический выбор и поведение работников. Проектирование организации отражает разделение труда и взаимозависимость работ.ы
При проектировании организации большую роль играет то, какую идеологию ведения бизнеса исповедует руководство организации, а также то, как и на какого потребителя и на какие рынки ориентирована организация. Проектирование организации связано с принятием решения по таким вопросам, как определение степени специализации, установление оптимального масштаба управляемости, установление связей, уровней иерархии, распределение прав и обязанностей, установление пропорции между степенью централизации и децентрализации, а также дифференциации и интеграции.
|
|
На уровне взаимодействия организации с внешней средой могут реализовываться механистический либо органический подход. Взаимодействие на уровне подразделений в организации строится с помощью различных типов департаментизации: традиционная организация, дивизиональная организация, матричная организация; на уровне индивида его взаимодействие с организацией может придавать ей индивидуалистский или корпоративный характер. В последнее время формируются новые типы организаций.
Организация, с одной стороны, состоит из людей в нее входящих и представляет собой общественную ячейку, то есть выступает в виде социального института. А с другой стороны, организация – это совокупность подразделений, исполнителей, управленческих органов, механизма и системы управления.
Организационное взаимодействие заключается в управлении такими организационными процессами как координация, коммуникации и принятие решений посредством приказов. распоряжений, создания правил, норм, процедур относительно деятельности организации.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между ними, и объединение подразделений в единое целое. При формировании структуры выделяют иерархические отношения, права и обязанности, взаимодействие информационной системы обеспечения менеджмента.
|
|
Организационную структуру организации можно определить как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления организацией, обеспечивающих целенаправленное функционирование и развитие ее. В единстве с оргструктурой находятся управленческие функции.
Проектирование организации включает ф акторы проектирования организации, элементы проектирования организации., разделение труда и специализация. связи в организации и координация. формальная организация как способ распределения властных полномочия, полномочия и их типы, распределение полномочий, полномочия и ответственность.
Формы организации менеджмента формируются по способам департаментизации: по цели, по процессу, по географии, по типу продуктовых рынков, по дифференциации и интеграции.
Проектирование работы. Рассматриваются стадии разделение труда в управлении, специализация и комбинирование управленческих работ, функции управления.
Проектирование работы предполагает получение ответа на вопросы: что делается и как делается. Оно включает в себя анализ работы и описание ее содержания, а также требований к ней и ее окружению. Для описания работы используется система параметров, включающая в себя масштаб, сложность и отношение по работе.
Существуют различные модели проектирования работы. Определяются в наибольшей степени параметрами работы масштаб работы, сложность работы и отношения по выполнению работы. Модель построения работы исходит из того, что работа - это специализированная, закрепленная за отдельным исполнителем операция. Модель расширения масштаба работы предполагает, что работа может включать в себя несколько операций или задач. Модель ротации базируется на идее перемещения работника с одного места на другое. Модель обогащения работы предполагает, что наряду с исполнительскими функциями работник наделяется определенными правами по управлению выполнением данной работы. Модель социотехнической системы уделяет основное внимание групповой форме организации работы. В рамках этой модели предпринимаются попытки оптимизации отношений между социальной и технической системами.
Содержание теоретического раздела по теме №23 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты внутрифирменного управления
1.1. Общие принципы внутрифирменного управления
1.2 Централизация и децентрализация управления в производственной компании
1.3 Особенности сочетание прав, обязанностей и ответственности в производственной компании
1.4 Особенности построения организационной структуры в производственной компании
1.5 Тенденции совершенствования управления в зарубежных промышленных компаниях
Содержание теоретического раздела по теме № 24 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты проектирования организационных структур управления
1.1 Определение организационной структуры. Значение формирования организационной структуры
1.2 Принципы формирования организационных структур
1.3. Типология организационных структур
1.4. Современные подходы в формировании организационных структур
Содержание теоретического раздела по теме № 25 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты проектирования организации
1.1 Основные понятия и определения проектирования организации
1.2 Исследования факторов внешней среды
1.3 Исследование факторов внутренней среды
|
|
1.4 Управленческие действия по оптимизации воздействия факторов среды
Содержание теоретического раздела по теме № 26 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты проектирования работы в организации
1.1 Определения и понятия проектирования работы
1.2 Параметры и характеристики работы
1.3 Модели проектирования работы
1.4Особенности выбора модели проектирования работы в производственном предприятии
Рекомендации по темам, изучающим управленческую деятельность менеджеров, стили управления, власть и лидерство:
Тема № 27. Исследование стиля руководства и его совершенствование (на примере организации «…»)
Тема № 28. Управленческая решетка и ее использование в организации (на примере организации «...»)
Теоретические аспекты по темам. Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Функции менеджера, как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны. Можно выделить три основные функции:
- менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущее управление, несет ответственность за последствия принятого решения; менеджер должен уметь выбрать наилучший вариант решения;
- менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, анализирует ее и делает необходимые выводы;
- менеджер выступает в качестве руководителя, формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации, а также лидера.
Какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности.
Управленческая деятельность менеджеров рассматривается контексте управленческих стилей. Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руко-водителем, манера его поведения по отношению к подчиненным, стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и организации в целом.
|
|
Исследования позволили выявить наиболее часто встречающиеся стили руководства: авторитарный, или автократический, демократический и либеральный, хотя на практике редко встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля.
Управленческая деятельность менеджеров реализуется с позиций влияния и власти. Чтобы это влияние было целенаправленным, эффективным, руководитель должен применять власть.
Власть - это возможность влиять на поведение других людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т. е. она существует не только тогда, когда применяется; между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость. А тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Выделяют различные виды власти, например, власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть;
4. Власть, основанная на представлении о зависимости.
власть, основанная на обладании ресурсами; власть примера; законная власть.
Содержание теоретического раздела по темам №№ 27-28 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты стилей руководства (власти и лидерства)
1.1 Понятие стиля руководства (авторитета, власти и лидерства)
1.2 Анализ подходов к изучению стилей руководства (власти и лидерства) в организации
1. 3 Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»
1.4 Практическое использование стилей руководства (власти и влияния)