Качество – это целостная совокупность характеристик объекта, которые относятся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Эти характеристики устанавливаются на основе определенных критериев. Примеры характеристик качества: надежность, ремонтопригодность, безопасность и другие. Принято различать четыре ключевых аспекта качества:
1) качество, обусловленное соответствием проекта рыночным потребностям и ожиданиям потребителей;
2) качество разработки и планирования проекта достигается благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции;
3) качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией; достигается благодаря поддержанию соответствия реализации проекта его плану;
4) качество, обусловленное материально-техническим обеспечением проекта на протяжении всего его жизненного цикла.
В основе системы управления качеством лежат некоторые общие принципы. К основным из них относятся:
1) Системный подход. Он означает, что обеспечение качества необходимо осуществлять во всех процессах и на всех этапах жизненного цикла проекта.
2) Нацеленность на потребителя. Продукция или услуга проекта должны быть направлены на удовлетворение реальных потребностей.
3) Обеспечения приоритета предупреждению, а не реакции на случившееся. Это означает, что стоимость избежания ошибок всегда меньше стоимости их исправления.
4) Непрерывность улучшений. Система управления качеством должна непрерывно функционировать и улучшаться, а также регулярно проверяться.
5) Вовлечение всех сотрудников. В процесс обеспечения качества желательно вовлечь как можно большее количество участников проекта.
6) Награды и признания. Создание соответствующей системы мотивации повышения качества, например, зависимость размеров оплаты труда исполнителей и руководителей от уровня качества продукции и услуг проекта.
7) Бюджетное обеспечение. В бюджете проекта следует выделять статьи на обеспечение запланированного уровня качества.
В рамках системы УП управление качеством рассматривается как система методов, средств и видов деятельности, которые направлены на выполнение требований и ожиданий потребителей к качеству самого проекта и его продукции. Управление качеством проекта включает:
1) общую политику руководства проекта в области качества;
2) систему распределения полномочий и ответственности участников проекта в области качества;
3) планирование качества;
4) обеспечение качества;
5) контроль качества.
Планирование качества – это выделение требований к качеству проекта и его продукции, а также определение путей их достижения.
Для начала процесса планирования качества необходимо иметь описание продукции проекта, а также существующие стандарты и требования к качеству его продукции и услуг.
В процессе планирования качества могут применяться следующие методы и средства:
1) анализ затрат и выгод;
2) установление желательного уровня показателей качества проекта, исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;
3) диаграммы причин-следствий (диаграммы Исикавы);
4) эксперименты.

Рис. 5.3. Диаграмма причин-следствий
В результате планирования качества проекта составляется план качества, то есть план организационно-технических мероприятий по внедрению системы качества проекта. Он должен содержать описание конкретных мероприятий по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных, критериев оценки и бюджета.
В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий, а также перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции. В план качества также могут входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, которые предписывают выполнение конкретных шагов или процедур.
Обеспечение качества – это регулярная проверка хода реализации проекта с целью установления его соответствия ранее определенным требованиям к качеству. Этот процесс происходит из ранее утвержденного плана качества, имеющихся технологических карт, проверочных листов и иной документации, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний.
Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций с последующей оценкой качества.
Контроль качества представляет собой отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях установления их соответствия стандартам и требованиям по качеству, а также определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества и документация по качеству.
Для контроля качества используются следующие методы и средства:
1) проверки;
2) контрольные карты, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса. На них наглядно изображаются верхний и нижний допустимые пределы контролируемого параметра, а также его среднее значение (рис. 5.4).
3) статистические выборки, корреляционно-регрессионный анализ;
4) различные диаграммы, например, диаграммы Парето, которые представляют собой гистограммы появления различных дефектов, упорядоченные по частоте (рис. 5.5).

Рис. 5.4. Контрольная карта реализации процесса
Таблица исходных данных для построения диаграммы Парето
| Номер причины дефекта | Абсолютное распределение потерь по причинам, руб | Кумулятивное распределение | |
| Абсолютное, руб | в % | ||
| 1 | 17 | 17 | 42 |
| 2 | 12 | 29 | 72 |
| 3 | 6 | 35 | 85 |
| 4 | 3 | 38 | 95 |
| 5 | 1,5 | 39,5 | 98 |
| 6 | 0,5 | 40 | 100 |

Порядковый номер причин дефекта
Рис. 5.5. Диаграмма Парето
Диаграммы Парето используются для выявления наиболее значимых дефектов с целью принятия мер по их устранению. Для этого определяется показатель среднего приращения потерь (руб.)от дефектов по формуле:
(5.3)
где П0 – общая (кумулятивная) сумма потерь от выявленных дефектов, руб.
n – число дефектов (причин, виновников).
При этом в число наиболее значимых (критических) попадают те дефекты (или их причины, или их виновники), у которых фактические потери (Пф) больше или равны значению среднего приращения (DП), т.е. когда обеспечивается неравенство:
Пф ³ DП.
В нашем примере:
DП=
(тыс. руб.).
Таким образом, к наиболее весомым относятся причины дефектов под номерами 1 и 2 (17 и 12 > 8) (заштриховано).
В результате контроля качества могут быть предприняты следующие действия:
1) исправление процессов с целью улучшения качества;
2) установление брака и переработка продукции с целью повторного ее представления для контроля качества;
3) принятие продукции (если качество соответствует требованиям).






