Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание

Тема занятия «Упражнения на развитие музыкального слуха.Работа над координацией слуха и голоса».

Составитель:педагог Марковникова Л.В.

Здравствуйте.дорогие ребята и уважаемые родители!

Цель занятия: Развивать музыкальный слух у детей.

 

    Музыкальный слух -совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки.

              На занятиях в объединении вводятся упражнения с использованием гаммы, арпеджио для развития музыкального слуха. Наряду с упражнениями используется пение современных, песен военных лет, отечественных популярных песен. Не забывайте разучивать простые детские песенки, фрагменты мелодии, петь вместе со своим ребенком, это тоже весьма полезно для развития музыкального слуха.

              Упражнения на развитие музыкального слуха

    Упражнение 1. Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная игра, где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.

    Упражнение 2. Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее — попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.

    Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к   делу.

    Распевка - это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном диапазоне голоса.     После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса.

              Ритмическое воспитание

 

Одновременно с началом занятий в детском объединении необходимо включать в работу ритмические задания и упражнения.

Сначала это могут быть игры- ритмические комбинации, которые обучающиеся повторяют за педагогом.

Формы работы с карточками:

- прохлопать и разложить карточками строчку стихотворения, фразу из песни;

- самостоятельно придуманные учениками задания (разложить и прохлопать группой учеников или всем вместе).

Игры - ритмические комбинации.

Ритмические игры (с хлопками) считаются устным народным творчеством. В каждой стране есть что-то подобное – например, у нас в России для малышей игра «Ладушки», «Сорока» и др. В последнее десятилетие появились новые игры, явно заимствованные из интернета или из общения со сверстниками зарубежных стран, ладошковые или хлопковые игры. Играют парами, приговаривая рифмованный текст, типа считалок.

 

Преимущества развития музыкальных способностей:

    • Ваш ребенок пританцовывает в такт полюбившейся мелодии? Отлично! Ведь так он учится управлять собственным телом и координировать движения.

    • Ребенок внимательно слушает неизвестную ему песенку? Замечательно! В этот момент он развивает в себе способность к концентрации и восприятию информации.

 Слушание музыки - отличная подготовка к началу обучения и активное развитие обоих    полушарий    мозга.

    • Если ребенок с удовольствием подпевает песне из мультика? Чудесно! Вместе с пением и слушанием музыки он учится воспринимать мелодику и интонации, что поможет ему в дальнейшем легко справиться с изучением иностранных языков.

 

  Упражнения для улучшения музыкального слуха

 

 Часто о таланте исполнителя судят по его умению петь «чисто», не фальшивя. Чтобы отточить эти навыки не всегда нужны усиленные тренировки по развитию музыкального слуха или длительное обучение на курсе сольфеджио, улучшить способность можно, регулярно выполняя 5 простых действий:

1.пропевать гамму в унисон

2.регулярные дыхательные упражнения, развивающие легкие и голосовые связки

3. делать упражнения для развития артикуляционных органов;

4.выполнять упражнения на чувство ритма под метроном.

5. для умеющих играть на фортепиано подбирать понравившиеся мелодии



Ритм – одно из  выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание.

Предлагаю музыкальные упражнения на развитие у детей ритмического слуха.

 Упражнение № 1: стучим пальчиками в ритм песенке или другой музыкальной форме. Вы показываете, как выстукивать пальцами рук ритм, а ребенок повторяет за вами. Возможно, у вас дома есть игрушечный ксилофон или другая подручная игрушка для этого.

Упражнение № 2: Давайте ребенку слушать разные музыкальные инструменты, а потом поиграйте в «Угадайку»: какой музыкальный инструмент звучал.

 Упражнение № 3: Поиграйте в «Путаницу». Напойте один куплет одной знакомой ребенку детской песенки, а другой куплет возьмите из другой. Пусть ребенок распутает вашу путаницу в песенках.

Упражнение № 4: Придумайте музыкальную сказку. Включите в нее своего ребенка в качестве действующего лица. Пусть разные герои поют разные песенки или танцуют танцы под музыку, и ребенок также выберет для себя песню и танец.

 Упражнение № 5: Организуйте домашний концерт. В нем пусть примут участие как можно больше членов семьи. Можно приурочить такой концерт к праздникам или дням рождения.

Музыкальные игры для детей

«Песня гриба». Ход игры: «Эхо» дается установка на запоминание ритма и пропевание слов в тексте.

 У каждого играющего в руках музыкальный инструмент (деревянные ложки,детский бубен, погремушки)

Текст песни: Дождь идет…дождь идет,

Дождь грибной…дождь грибной.

Я расту…я расту

Под сосной…под сосной.

Лес притих…. Лес притих

 Под дождем… под дождем.

 Еж  сидит… еж сидит

 Под кустом … под кустом.

 

    Игра «Имена и ритмы».

    Цель: Развитие чувства ритма. Ход игры: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно)

 Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один.

     А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй. «Можно заменить хлопки в записи значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)». Предлагается прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа и др. Затем пропеть и прохлопать свое имя.

Домашнее задание

 

Ответить на вопросы по теме:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: