Орудия труда и украшения

Среди пеньковских неукрепленных поселений особняком стоит городище – Пастырское. В отличие от массы пеньковских поселений, население которых занималось сельским хозяйством и домашними ремеслами, Пастырское городище было крупным для своего времени центром ремесленной деятельности. На городище открыты остатке мастерских по обработке железа, найдены крицы, шлаки, остатки горна, исследована кузница.

Среди вещевых материалов этого памятника имеются орудия ремесленников – кувалда, кузнечные молоты, клещи, зубило, ножницы для резания железа, пробойник, топоры, долота, тесло, глиняная льячка, наральники, косы, серпы, лопаты, топоры. Встречены предметы вооружения, различные бытовые вещи и украшения. Найдено несколько кладов с ювелирными изделиями – серьгами, браслетами, подвесками, антропоморфными фибулами.

Металлические предметы на пеньковских поселениях немногочислены.

К культовым предмета этого типа относят небольшие фигурки животных из обожженной глины. Все они вылеплены из одного комка глины, изображение схематичное и стилизованное. Наечен лишь общий контур животного. Также на поселении в Старых Малаештах найдена фигурка человека с широко раздвинутыми ногами и поднятыми до уровня плеч руками.

Погребальные памятники.

Погребальными памятниками славян, оставивших пражско-пеньковскую керамику были бескурганные могильники с захоронениями по обряду трупосожжения. Обнаружены и исследованы они пока в очень немногих пунктах. Остатки трех таких таких могильников были раскопаны в районе с Великая Андрусовка в бассейне Тясмина. Два из них сохранились частично, третий относительно хорошо. Площадь последнего около 1,5 га. Раскопками охвачено 1000кв.м и выявлено 29 захоронений. Во всех случаях остатки кремации, совершенной на стороне, были помещены в очень небольшие неглубокие ямки. Погребения – урновые и безурновые, все безынвентарные.

 

Проблема происхождения восточных славян.

В антропологическом строении восточного славянства выделяют четыре типа. Для юго-западной части территории восточнославянского расселения характерен мезокранный относительно широколицый антропологический тип.

В днепровском левобережье и бассейне верхней Оки локализуется антропологический тип восточного славянства. Он характеризуется средним или узким лицом и долихо-субмезокранией.

На территории Белоруссии выявляется третий антропологический тип восточного славянства – долихокранный широколицый.

Четвертый тип характеризуется мезо- или суббранихией и низким ил низко-средним, сравнительно узким лицом.

Существует ряд научных версий происхождения славян. Все теории можно условно разделить на две группы: 1) приверженцами первой группы признается автохтонность происхождения славян, то есть считается, что восточные славяне являлись местными жителями (автохтонами) на своей земле – на обширном пространстве, в состав которой вошла территория современной Польши и значительная часть современных Украины и Белоруссии; 2) вторая группа включает в себя различные теории миграционного характера.

Теории миграционного характера.

Дунайская (балканская) теория прародины славян. Согласно этой теории территория праславян включала земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. В настоящее время по вопросу о возникновении славянской общности существуют две распространенные точки зрения: Одерско-Вислянская теория и Одерско-Днепровская теория.

Согласно Одерско-Вислянской теории районом возникновения славянской общности была территория между Одером и Вислой. По Одерско-Днепровской теории (М.С. Шумилов, С.П. Рябикин) – это был район между Одером и Средним Днепром.

Еще одна довольно распространенная теория – скифо-сарматская. Согласно этой теории предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы», «роксаланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. Следует сразу же отметить, что археологи отрицают родство между древними славянами и скифами, так как последние являлись тюркским народом и находились на более высокой ступени развитии, нежели праславяне, относящиеся к индоевропейским народам.

Прибалтийская версия (ее автор – А.А. Шахматов). Согласно ей первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов) продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж I–III вв.). Следовательно, здесь, на Нижней Висле, была образована вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян.

Азиатская теория выводит славян с территории Средней Азии, где, предполагается, была общая для всех индоевропейцев прародина.

Согласно среднеевропейской теории славяне и их предки были пришельцами изГермании (Ютландии и Скандинавии), откуда они расселялись по Европе и Азии.

В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения. В VI в. славяне включились в мировой миграционный процесс – они начали длительный путь освоения огромных и слабозаселенных территорий Восточно-европейской равнины.

 

Список использованной литературы: 1. Археология СССР. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

2. Древняя Русь и славяне. М., 1978.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: