Организация технического обслуживания подвижного состава

Виды и периодичность технического обслуживания

Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобилей проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомоби­ли проходят техническое обслуживание по пла­ну-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреж­дение отказов и неисправностей, предотвраще­ние преждевременного износа деталей, свое­временное устранение повреждений, препятст­вующих нормальной работе автомобиля. Та­ким образом, техническое обслуживание явля­ется профилактическим мероприятием.

Отказом называется нарушение работо­способности автомобиля, приводящее к времен­ному прекращению его нормальной эксплуата­ции (остановка на линии, нарушение расписа­ния движения и т. п.).

Все другие отклонения технического состоя­ния подвижного состава и его агрегатов от ус­тановленных норм являются неисправнос­тями.

В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, кре­пежные, смазочные, заправочные, регулировоч­ные и другие работы, выполняемые, как прави­ло, без разборки агрегатов и снятия с автомо­биля отдельных узлов.

Согласно действующему положению тех­ническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

Сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое об­служивание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение без­опасности движения и поддержание надлежа­щего внешнего вида.

Выполняя ежедневное техническое обслу­живание, производят уборочно-моечные рабо­ты, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы ав­томобиля на линии и перед выездом на линию.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных ра­бот, производимых без снятия агрегатов и при­боров с автомобиля и их разборки.

Второе техническое обслужива­ние помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контроль­но-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агре­гатов. Отдельные приборы снимаются с авто­мобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.

Сезонное обслуживание проводит­ся два раза в год и предусматривает выполне­ние работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются сов­местить с очередным ТО-2. Характерными ра­ботами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смаз­ки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Пе­ред началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и си­стемы отопления в кабине автомобиля.

Периодичность выполнения работ по техни­ческому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависи­мости от условий эксплуатации.

В табл. 1 приведены данные о периодичнос­ти ТО-1 и ТО-2 различного подвижного состава для трех категорий условий эксплуатации со­гласно ГОСТ 21624—76 (с 1 января 1977 г.).

 

ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.1. Значения периодичности ежедневного (ЕО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) технического обслуживания, задаваемые в технической документации, и ТО по сервисным книжкам приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Периодичность технического обслуживания изделий автомобильной техники (I категория условий эксплуатации)

Тип изделия

Периодичность видов технического обслуживания

ЕО

ТО-1

ТО-2 ТО по сервисным книжкам

км, не менее

Автомобили легковые

Один раз в рабочие сутки независимо от числа рабочих смен

5000

20000

10000
Автобусы 5000

20000

-
Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или е использованием их основных агрегатов 4000

16000

 
Прицепы и полуприцепы 4000

16000

-
Автомобили полноприводные 4000

16000

-
           

Примечание. Указанная периодичность технического обслуживания не относится к периоду обкатки нового автомобиля или агрегата, для которых мо гут устанавливаться меньшие значения периодичности.

3.2. При установлении других видов технического обслуживания их периодичность должна быть не менее периодичности второго технического обслуживания.

3.3. Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняют дважды в течение календарного года перед началом осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации и совмещают с очередным ТО.

Численное значение периодичности СО определяют отношением годового пробега к количеству выполненных СО.

Удельную оперативную трудоемкость сезонного технического обслуживания включают в показатель удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания.

Организация технического обслуживания подвижного состава

Для проведения технического обслужива­ния в автотранспортном предприятии состав­ляют планы-графики, охватывающие весь имеющийся в нем подвижной состав. План- график составляют на месяц, положив в основу его периодичность, соответствующую условиям эксплуатации подвижного состава данного ав­тотранспортного предприятия, и среднесуточ­ный пробег. Техническая служба автотран­спортного предприятия может корректировать план-график в зависимости от фактического пробега того или иного автомобиля, перенося отдельные виды обслуживания на более близ­кие или далекие сроки.

Автомобили направляют для выполнения того или иного технического обслуживания в зависимости от пройденного пробега, который ежедневно учитывают для каждого автомо­биля.

Организация работ по техническому обслу­живанию автомобилей может быть бригадной или агрегатно-участковой.

Бригадная форма организации тех­нического обслуживания предусматривает соз­дание бригад для проведения ТО-1, ТО-2 и теку­щего ремонта. Эти бригады выполняют рабо­ты по всем агрегатам автомобиля в пределах данного вида ремонта или обслуживания.

При агрегатно-участковой форме технического обслуживания создаются от­дельные производственные участки, предназна­ченные для выполнения всех работ по техниче­скому обслуживанию и ремонту, но только тех агрегатов, которые закреплены за данными участком.

В зависимости от размеров автотранспортного предприятия может быть установлено раз­личное количество производственных участков разного назначения. Так, на одном производст­венном участке могут выполняться работы только по двигателю, на другом участке — по приборам системы питания и т. д. В небольших автотранспортных предприятиях на одном участке могут выполняться работы по несколь­ким видам агрегатов, но все эти агрегаты должны быть закреплены за данным участком.

Все работы по техническому.обслуживанию автомобилей ведутся по технологическим кар­там, разработанным для каждой операции по проверке, регулировке и смазке данного агре­гата.

В технологической карте указывается спо­соб выполнения соответствующей операции, применяемые инструмент и приспособления, используемые материалы.

Учет выполнения технического обслужива­ния ведется по гаражным листкам, выписывае­мым на каждый автомобиль, поступающий для проведения ТО-1 или ТО-2. Запись о выполнен­ных работах делает бригадир данного произ­водственного участка, а подтверждает механик колонны, принимающий автомобиль после об­служивания. В техническом отделе автотран­спортного предприятия на основе записей в этих листах контролируется выполнение плана- графика работ по техническому обслуживанию.

В автотранспортных предприятиях внедря­ются способы диагностики технического состоя­ния автомобиля. Диагностика представляет со­бой систему проверки технического состояния автомобиля без разборки его узлов и агрега­тов, путем использования специального обору­дования, позволяющего дать объективную оценку пригодности автомобиля для дальней­шей эксплуатации. Диагностика может быть общей или поэлементной (углубленной). При общей диагностике определяют техническое со­стояние агрегатов и узлов автомобиля, обеспе­чивающих безопасность движения. Поэлемент­ная диагностика позволяет определить техни­ческое состояние агрегатов и узлов автомобиля, выявить причины возникновения тех или иных неисправностей и уточнить объем необ­ходимых работ по техническому обслужива­нию и ремонту автомобиля

Организация диагностики технического со­стояния автомобиля зависит от мощности дан­ного автотранспортного предприятия и обеспе­ченности его соответствующим оборудованием. При этом применяется одна из двух схем орга­низации технологического процесса диагно­стирования.

По первой схеме общее диагностирование автомобиля и основные регулировочные рабо­ты выполняются на отдельном специализиро­ванном участке, в виде линии с двумя постами. На одном из этих постов располагается стенд для регулировки тормозов, на другом — стенд для проверки переднего моста автомобиля. Кроме того, оба поста оснащаются переносным диагностическим оборудованием. Все работы по диагностированию и основным регулиров­кам выполняются до поступления автомобиля на линию ТО-1. После диагностирования у ав­томобиля, поступившего на посты линии ТО-1, выполняют главным образом крепежные и сма­зочные работы. Такая схема требует большей площади для всей зоны технического обслужи­вания.

По второй схеме общее диагностирование и все регулировочные работы производятся не­посредственно на постах линии ТО-1, на кото­рых размещается и все диагностическое обо­рудование.

Для углубленного (поэлементного) диагно­стирования, проводимого перед ТО-2 или при необходимости выборочного контроля, в от­дельном помещении организуется пост диагно­стирования, оборудованный стендом для про­верки тяговых качеств автомобиля.

Работы по техническому обслуживанию ав­томобилей очень трудоемки, поэтому современ­ная технология технического обслуживания предусматривает механизацию этих работ с применением различного оборудования. В пер­вую очередь механизируются наиболее трудо­емкие работы, в том числе и операции по внеш­нему уходу.{loadmoduleid 102}{loadmoduleid 104}

Внешний уход включает моечно-уборочные работы. Для мойки автомобилей ис­пользуют моечные установки различных типов. В крупных автотранспортных предприятиях для струйной мойки автомобилей применяют механизированные установки. Такая установка состоит из двух независимо действующих сек­ций предварительного и окончательного обмь: ва. Каждая секция выполнена в виде двух вер­тикальных трубчатых рамок, образующих замкнутый контур, по которому вода проходит к распыляющим коллекторам с сопловыми насадками. Автомобили могут передвигаться на конвейере или проходить установку своим ходом.

Для мойки легковых автомобилей и автобу­сов применяются установки с вращающимися щетками из капроновых нитей. При прохожде­нии автомобиля через установку щетки прижи­маются к его поверхностям, а из душевых ра­мок подается вода. Вертикальные щетки очи­щают боковые поверхности кузова, а горизон­тальная щетка — крышу, а также капот и крышку багажника.

По окончании мойки автомобиль обдувают теплым сжатым воздухом, подаваемым от ком­прессорной установки, или насухо протирают кабину и оперение мягкой фланелью или зам­шей.

После завершения моечно-уборочных работ автомобиль подвергают тщательному осмотру для выявления всех возможных повреждений, пользуясь для этого смотровыми канавами, эстакадами или подъемниками.

Смотровые канавы делятся на тупи­ковые и прямоточные. Тупиковая канава пред­ставляет собой в плане узкий прямоугольник длиной не менее длины обслуживаемого авто­мобиля. В боковой части канавы располагают­ся ступеньки для входа и выхода из нее. Стен­ки канавы выкладываются кирпичом или бетонируются, а затем обкладываются кафелем. Являясь наиболее простой по устройству, изо­лированная канава дает наименьшие удобства для обслуживания автомобиля и находит при­менение главным образом в автотранспортных предприятиях, имеющих только большегруз­ные автомобили, которые нельзя обслуживать на подъемниках.

Тупиковые и прямоточные канавы могут быть соединены поперечной траншеей. В такую траншею выходят своими торцами тупиковые канавы, расположенные параллельно друг дру­гу. На тупиковых канавах производится обслу­живание и ремонт автомобилей. Соединяющая их траншея делается более широкой (до 2 м) и в ней располагаются верстаки и оборудование, необходимое для обслуживания автомобиля снизу. Все канавы обрамляются ребордами для направления колес автомобиля.

Снаружи соединительная канава огоражи­вается перилами, оборудуется лестницами. Ту­пиковые канавы со стороны въезда автомобиля имеют так называемый отбой, т. е. клинообраз­ное возвышение, способствующее выравнива­нию колес автомобиля при заезде его на ка­наву.

Продвижение автомобиля вперед по на­правлению к соединительной траншее ограни­чивается упорами.. Соединительная.траншея располагается, как правило, вдоль наружной стены помещения, имеющей большие оконные проемы, дающие хорошее естественное освеще­ние. Кроме того, канавы оборудуются электри­ческим освещением за счет ламп, расположен­ных в нишах, и штепсельными розетками для пользования переносными лампами. Ниши в стенах канавы используются также для хране­ния инструмента. Как правило, длина каждой тупиковой канавы должна быть больше на 1 м базы автомобиля плюс его передний свес, а глубина ее составляет 1,2—1,5 м. При обслу­живании автомобилей с малым дорожным про­светом глубина канавы может быть увеличена.

Необходимые санитарные условия для пер­сонала, работающего в канавах, обеспечивают­ся устройством вентиляции и отопления, для чего в стенках канавы выполняются специаль­ные каналы, по которым подается теплый воз­дух. Отработавшие газы автомобильных двига­телей отводятся в вытяжную систему гибкими шлангами, присоединяемыми к выходным тру­бам глушителей.

Пол тупиковых канав имеет небольшой ук­лон (1—2%) в направлении траншеи для сто­ка бензина, масла и воды. На пол канавы кла­дут деревянные решетки.

Эстакада представляет собой колейный мостик с высотой, обеспечивающей удобное об­служивание автомобиля снизу. Для въезда на эстакаду и съезда с нее служат наклонные рампы. Эстакады могут быть тупиковыми или прямоточными. В первом случае имеется одна рампа для въезда и съезда автомобиля, во вто­ром случае — две рампы, одна из которых слу­жит для въезда, а другая — для съезда автомо­биля. В качестве материала для строительства эстакад используют дерево, железобетон или стальной прокат

Эстакады просты по устройству, но занима­ют большую площадь, так как, кроме самой эстакады, значительное место приходится от­водить под рампу. Поэтому эстакады приме­няют главным образом на открытых пло­щадках.

В помещениях с целью установки автомо­биля на удобной для производства работ вы­соте применяют электромеханические или гид­равлические одно- и двухплунжерные подъем­ники.

Электромеханические подъемники могут быть двух- или четырехстоечными. В стойках четырехстоечного подъемника устанавливают грузовые винты, несущие раму, на которой находится обслуживаемый автомо­биль. Приводится подъемник в действие элек­тродвигателем с редукторами, связанными между собой карданными валами.

Четырехстоечный электромеханический подъемник, предназначенный для обслужива­ния грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 тс имеет высоту подъема 1000 мм. В стой­ках находятся винты, подвешенные своими верхними фланцами на резиновых подушках к фланцу стоек. На каждый винт надета грузо- несущая гайка, закрепленная в зубчатой муф­те, установленной в шестерне конического ре­дуктора.

На картеры редукторов опираются балки рамы, несущей автомобиль. На одной из про­дольных балок установлен электродвигатель, соединенный карданными валами с шестерен­чатыми редукторами.

При подъеме и опускании автомобиля гай­ки, приводимые во вращение через редукторы от электродвигателя, перемещаются вертикаль­но по неподвижным валам.

В корпусе гидравлического одноплунжерно­го подъемника размещен цилиндр, в котором перемещается плунжер, несущий раму, подни­мающую автомобиль. Рама может поворачи­ваться относительно оси цилиндра подъемника на 360°. Рабочее давление в цилиндре создает­ся гидравлическим насосом шестеренчатого ти­па, приводимым электродвигателем.

Подъем плунжера происходит благодаря повышению давления масла, подаваемого в ци­линдр гидравлическим насосом, а опускание — путем откачки масла насосом из цилиндра в бак. В поднятом положении плунжер удержи­вается давлением масла в цилиндре при закры­том перепускном клапане. Опасность самопро­извольного опускания подъемника устраняется применением откидывающихся стоек, которые крепятся к раме.

Одноплунжерный гидравлический подъем­ник используется для подъема легковых и ма­лотоннажных грузовых автомобилей Для об­служивания грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности служат двухплунжерные гидравлические подъемники.

Двухплунжерный гидроподъемник состоит из двух спаренных между собой одноплунжер­ных подъемников! Он может иметь общую ра­му или отдельные вилкообразные опоры на каждом плунжере, одна из которых поддержи­вает переднюю, а другая — заднюю часть ав­томобиля. В этом случае допускается наклон автомобиля за счет подъема плунжеров на раз­ную высоту. Один из двух цилиндров подъем­ника делается передвижным, что позволяет ис­пользовать его для подъема автомобилей с разной базой.

Для подъема передней или задней части автомобиля на небольшую высоту применяют­ся передвижные гаражные домкраты. Такой домкрат состоит из рамы с четырьмя катками, на которой шарнирно закрепляется стрела, не­сущая опорную чашку и масляный насос с ручным приводом. Опорная чашка дополни­тельно соединяется с рамой двумя тягами, ко­торые позволяют поддерживать опорную чаш­ку в горизонтальном положении независимо от угла наклона стрелы. Масляный насос приво­дится в действие качательными движениями рычага, используемого также для передвиже­ния тележки. Передвижной домкрат рассчитан на нагрузку до 6 тс и высоту подъема до 600 мм.

Двигатели и другие агрегаты снимают и устанавливают при помощи передвижного стрелового крана. Широко применяют консоль­ный гидравлический кран, состоящий из П-образной сварной рамы, передвигающейся на че­тырех катках. Установленные на раме верти­кальные стойки с подкосами несут на себе гру­зовую стрелу. Для привода в действие грузо­вой стрелы служит силовой цилиндр, шарнир­но соединенный с основанием стойки. Давление масла, подаваемого в силовой цилиндр, созда­ется ручным гидравлическим насосом. Кран рассчитан на максимальную нагрузку 1000 кгс.

Оборудование для смазки ав­томобилей и заправки их водой, воздухом и маслом. Для смазки меха­низмов и узлов автомобиля консистентными маслами используют ручное и механизирован­ное оборудование. К простейшему оборудованию относятся нагнетатели с ручным приводом, входящие в комплект инструмента.

Для механизации заправки ручных нагнетателей применяются маслозаправочные баки с поршневым насосом.

К числу механизированного смазочного оборудования относятся передвижные нагнетатели с пневматическим и электромеханическим приводами, а также гидропробойники для очистки засорившихся масляных каналов.

При механизированном обслуживании автомобилей на поточных линиях применяют) комплексные установки для централизования смазки автомобиля. На автопредприятиях используется комплексная установка, предназначенная для смазки агрегатов и узлов автомобиля консистентными смазками и жидким маслами, механизированной заправки водой воздухом. Установка состоит из двух насосов низкого давления с пневматическим приводом один из которых предназначен для подачи моторного масла, а другой — для трансмиссионного масла, и одного насоса высокого давления для подачи консистентных смазок. Для отсчета количества выданного моторного масла имеется счетчик. Все шланги, самонаматывающиися на барабаны, выполнены в виде катушек пустотелой осью. Спиральная пружина, закрепленная одним концом на крестовине оси, а др гим концом — в корпусе катушки, обеспечивает самонаматыватель шланга. Стопорное устройство позволяет зафиксировать длину шланга, необходимую для выполнения смазочных работ.

Агрегаты установки выполнены разделы и могут быть размещены в различных мест; в соответствии с расположением постов для технического обслуживания. Барабаны шлангами при помощи кронштейнов устанавливают на стенах, колоннах и в нишах смотровых канав.

Раздельная установка агрегатов позволяя расположить резервуары для масел и смазок насосы и другую аппаратуру в теплом помещении, а барабаны со шлангами смонтированными непосредственно на постах выполнения смазочных работ.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания?

2. Какие виды работ входят в ЕО?

3. Какие виды работ входят в ТО-1?

4. Какие виды работ входят в ТО-2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: