Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня сформированности эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Для реализации цели исследования, решения поставленных задач и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа.

Цель опытно-практической работы: показать эффективность выявленных форм и методов формирования эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

Задачи опытно-практической работы:

1. Провести первичную диагностику уровня сформированности эстетических чувств и знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста.

2. Апробировать серию занятий, направленных на формирование эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

3. Провести повторную диагностику по определению у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности эстетических чувств и проанализировать полученные результаты.

Опытно - практическая работа проводилась в МАДОУ «детский сад 44» города Стерлитамак. Руководящий состав: заведующая – Фомина Наталья Валерьевна, старший воспитатель – Ускова Елена Анатольевна. В детском саду функционирует 6 групп. Имеется музыкальный зал и физкультурный залы с разнообразным оборудованием, медицинский кабинет, кабинет старшего воспитателя. Детский сад работает по программе «Детство», под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, В.И. Солнцевой.

Знакомство с базой опытно-практической работы включало в себя беседу с воспитателем по проблеме ознакомления детей старшего возраста с разными жанрами живописи и формирования эстетических чувств, наблюдение за творческой деятельностью детей. Из беседы с воспитателем выяснили, что в группе проводится определённая работа по ознакомлению детей с произведениями живописи разных жанров старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности, детям нравится рисовать в свободное время.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа, которая состояла из трех этапов: диагностическое обследование; формирование эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с анималистическим жанром; анализ и оценка результатов проделанной работы.

Старшая группа «Путешественники» детского сада включает в себя 20 детей по списку. В опытно-практической работе принимало участие 10 детей, постоянно посещающие детский сад.

Список детей старшей группы представлен в таблице № 1.

Таблица №1.

Имя ребёнка Возраст
1 Альбина Ф. 6 лет
2 Айдар Ш. 5 лет
3 Айназ Ф. 5 лет
4 Альбина Г. 5 лет
5 Дарина М. 5 лет
6 Динислам Ф. 5лет
7 Назгуль Л. 6 лет
8 Рафаэль Ш. 6 лет
9 Халил А. 6 лет
10 Элина С. 6 лет

 

При проведении первичной диагностики на констатирующем этапе опытно-практической работы была использована методика Т. С. Комаровой [24, с.76].

Данная диагностика включает два задания:

- задание № 1. «Вернисаж»

- задание № 2. «Нарисуй картину»

Опишем подробно проведение методики по каждому заданию.

1. Задание № 1. «Вернисаж»

Цель: определить уровень сформированности эстетических чувств и знаний об анималистическом жанре.

Оборудование: репродукции картин: «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкин, «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар, «Колония пингвинов» В. А. Ватагин.

Ход задания: Проводится индивидуально с каждым ребёнком. Предлагаем ребёнку помочь организовать выставку по продаже картин. Для этого он должен разложить картины и взять на себя роль продавца. Продавец должен знать всё о своём товаре, суметь рассказать о нём так, чтобы посетитель захотел приобрести у него картины. Для этого предлагались следующие вопросы:

1.Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник)

2. Какие существуют жанры живописи? (анималистический жанр, портрет, пейзаж, натюрморт)

3.К какому жанру относятся картины, где изображены животные? (картины анималистического)

4.К какому жанру относятся картины «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин, «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар, «Колония пингвинов» В. А. Ватагин? (анималистический жанр)

5.Назовите детали картины, указывающие, что это анималистический жанр.

6.Какие картины анималистического жанра вы еще знаете?

Анализ результатов:

Показатель – формирование эстетических чувств и знания об анималистическом жанре.

Критерии оценки ответов:

Высокий уровень – 5-6 правильных ответов;

Средний уровень – 3-4 правильных ответов;

Низкий уровень – 0-2 правильных ответов.

Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к произведениям живописи. Знает характерные особенности жанров живописи. Аргументирует выбор той или иной картины. Ребенок знает и в основном правильно называет элементы изображения. При восприятии картин может дать им эстетическую оценку.

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к произведениям живописи. Иногда путается в названии жанров живописи. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного жанра. Правильно перечисляет предметы, изображённые на картине. В основном аргументирует выбор картин. При восприятии картин не всегда верно даёт им эстетическую оценку.

Низкий уровень – ребенок проявляет слабый интерес к произведениям живописи. Ребенок путается, не правильно называет жанры живописи. При восприятии картин затрудняется давать им эстетическую оценку. Не называет предметы, изображённые на картине. Не аргументирует выбор картин.

Максимальное количество баллов, которое может набрать один ребенок 6 баллов.

Полученные данные представлены в таблице №2.

Таблица №2.

Результаты первичной диагностики уровня формирования эстетических чувств и сформированности знаний об анималистическом жанре живописи

Фамилия и имя ребенка

вопросы

баллы уровни
1. Айдар Ш. - + - + + - 3 Средний
2. Айназ Ф. + - - + - + 3 Средний
3. Альбина Г. - - + + - + 3 Средний
4. Альбина Ф. + - - + + + 4 Средний
5. Дарина М. + + - + + + 5 Высокий
6. Динислам Ф. - - + + - + 3 Средний
7. Назгуль Л. - + + - + - 3 Средний
8. Рафаэль Ш. + + + - + + 2 Высокий
9. Халил А. + + + - + + 5 Высокий
10. Элина С. - - + + - - 2 Низкий

 

В - высокий уровень

С - средний уровень

Н - низкий уровень

Результаты выполнения задания № 1 «Вернисаж» показали, что у 3 детей высокий уровень сформированности знаний о анималистическом жанре (5 баллов); у 6 детей средний уровень (3-4 балла); у одного ребенка низкий уровень (2 балла).

    Наглядно результаты выполнения задания №1 «Вернисаж» представлены в диаграмме № 1.

    Диаграмма первичной диагностики сформированности эстетических чувств и знаний об анималистическом жанре живописи

Диаграмма №1

Выводы: Высокий уровень сформированности эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 3 детей (30 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 1 ребенка (10 %).

При выполнении первого диагностического задания Дарина, Рафаэль и Халил показали высокий уровень, они проявляют интерес к произведениям живописи. Знают характерные особенности жанров живописи. Аргументируют выбор той или иной картины. Дошкольники знают и в основном правильно называют элементы изображения. При восприятии картин могут дать им эстетическую оценку.

Дошкольники, имеющие средний уровень: Адар, Айназ, Альбина Г., Альбина Ф., Динислам, Назгуль проявляют интерес к произведениям живописи. Иногда путаются в названии жанров живописи. Не всегда правильно выделяют характерные особенности того или иного жанра. Правильно перечисляют предметы, изображённые на картине. В основном аргументируют выбор картин. При восприятии картин не всегда верно дают им эстетическую оценку.

У одного дошкольника выявлен низкий уровень: Элина, так как она не смогла выполнить большинство заданий, отказывалась от предложенной деятельности.

  Задание № 2. «Нарисуй картину».

Цель: определить уровень развития изобразительных умений в рисовании.

Материал: лист бумаги, простой карандаш, круглая кисть № 3, № 4, гуашь 12 цветов, салфетки, баночка с водой.

Ход задания: ребенку предлагают выполнить по замыслу рисунок животного. Время рисования не ограничено. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал. Оценка проводится по следующим компонентам: содержание рисунка, замысел, технические умения и навыки, средства выразительности, проявление самостоятельности.

Критерии оценки детских рисунков:

Содержание рисунка.

3 балл – в рисунках присутствуют изображение животного.

2 балла – объект животного несложен, связан единым содержанием.

1 балла – объект животного отсутствует.

Замысел.

3 балла – замысел устойчив и разнообразен.

2 балла – замысел создан до начала рисования, сформулирован в речи, при выборе изобразительных и выразительных средства обращается за помощью к взрослому.

1 балл – замысел не устойчив, меняется в процессе рисования.

Технические умения и навыки.

3 балла – используются разнообразные способы рисования животного кистью и красками, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными.

2 балл – используются разнообразные способы рисования животного кистью и красками, но есть отступление от реальной окраски, нарушено сходство с реальными объектами.

1 балл – слабое владение способами рисования кистью и красками.

Средства выразительности.

3 балла – для изображения животного, своего настроения и отношения к изображенному используют различные цвета и их оттенки. Правильно передают пропорциональное соотношение и расположение животного. Располагают изображения на всем листе бумаги.

2 балл – для изображения животного используют 4-6 цветов, не всегда правильно передают пропорциональное соотношение и расположение животного. Располагают изображения на всем листе бумаги.

1 балл – для изображения животного используют ограниченное количество цветов (1-2), не правильно передают пропорциональное соотношение и расположение животного. Располагают изображения на одной линии.

Проявление самостоятельности.

3 балла – проявление самостоятельности.

2 балла – в процессе рисования иногда требуется помощь взрослого.

1 балл – в процессе рисования требуется помощь взрослого.

Показатели уровня развития изобразительных умений:

Высокий уровень – 13-15 баллов.

Средний уровень – 8-10 баллов.

Низкий уровень – 5 баллов.

Полученные данные представлены в таблице № 3.

Таблица № 3.

Результаты первичной диагностики уровня развития изобразительных умений

Имя ребенка

Показатели

Уровень

Содержание рисунка Замысел Технические навыки Средства выразительности Проявление самостоятельности
1.Альбина Ф. 3 2 2 2 2 Средний
2. Айдар Ш. 3 3 2 2 1 Средний
3. Элина С. 3 2 2 2 2 Низкий
4. Халил А. 3 3 3 2 3 Высокий
5. Дарина М. 1 1 1 1 1 Низкий
6. Назгуль Л. 3 3 2 2 1 Средний
7. Рафаэль Ш. 3 1 1 2 1 Высокий
8. Айназ Ф. 1 1 1 1 1 Средний
9. Альбина Г. 1 1 1 1 1 Низкий
10. Динислам Ф. 3 2 2 2 2 Средний

 

В- высокий уровень

С- средний уровень

Н- низкий уровень

Результаты диагностики показали, что у 2 детей выявлен высокий уровень, у 5 детей – средний уровень и у 3 детей низкий уровень развития изобразительных умений.

Также результаты выполнения задания №2 «Нарисуй картину» наглядно представлены в диаграмме № 2.

              Диаграмма первичной диагностики развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

Диаграмма №2

Выводы: Высокий уровень формирования этетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 2 детей (20 %), средний уровень – у 5 дошкольников (50 %), низкий – у 3 детей (30 %).

При выполнении второго диагностического задания Халил и Рафаэль показали высокий уровень, у них в рисунках присутствуют изображение животного, замысел устойчив и разнообразен, дошкольники используют разнообразные способы рисования животного кистью и красками, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными. Для изображения животного, своего настроения и отношения к изображенному, используют различные цвета и их оттенки. Правильно передают пропорциональное соотношение и расположение животного. Располагают изображения на всем листе бумаги. Во время всего процесса рисования проявляли самостоятельность.

Дошкольники имеющие средний уровень: Альбина Ф., Айдар, Назгуль, Айназ, Динислам, в их рисунках присутствует изображение животного, замысел в рисунках устойчив и разнообразен.

У остальных детей выявлен низкий уровень: Элина, Дарина, Альбина Г. так как они не смогли выполнить большинство заданий, отказывались от предложенной деятельности.

Таким образом, результаты первичной диагностики вызвали необходимость разработки комплекса занятий по формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста и развития изобразительных умений в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: