Анализ и оценка результатов опытно-практической работы по формированию эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром

Цель: проследить динамику уровня сформированности эстетических чувств и знаний детей старшего дошкольного возраста об анималистическом жанре, то есть проверить результативность проведённой работы.

Для достижения цели была проведена повторная диагностика, в которой детям предлагались те же задания, что и при первичной диагностике.

Уровень сформированности знаний об анималистическом жанре оценивался по тем же критериям. По результатам диагностики была составлена таблица №4.

Таблица №4.

Результаты повторной диагностики уровня формирования эстетических чувств и сформированности знаний об анималистическом жанре

Фаимилия и имя ребенка

вопросы

баллы уровни
1.Альбина  Ф. + + + + + + 6 Высокий
2. Айдар Ш. - - + + + + 4 Средний
3. Элина С. + + + + + + 4 Средний
4. Халил А. + + + + + + 3 Высокий
5. Дарина М. - + + + - + 3 Средний
6. Назгуль Л. + - + - + - 3 Средний
7. Рафаэль Ш. + + + + + + 4 Высокий
8. Айназ Ф. + + + + - + 3 Средний
9. Альбина Г. - + + + + + 6 Высокий
10. Динислам Ф.     - + + + 4 Средний

 

В- высокий уровень

С- средний уровень

Н- низкий уровень

Результаты выполнения задания № 1 «Вернисаж» показали, что 4 детей показали высокий уровень сформированности знаний об анималистическом жанре (6 баллов); 6 детей показали средний уровень знаний об анималистическом жанре (3-4 балла); низкий уровень знаний об анималистическом жанре на данном этапе опытно-практической работы отсутствует.

  Наглядно результаты повторного выполнения задания №1 «Вернисаж» представлены в диаграмме № 3.

              Диаграмма вторичной диагностики сформированности эстетических чувств и сформированности знаний об анималистическом жанре живописи

Диаграмма № 3

Выводы: На этапе повторной диагностики высокий уровень формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 4 детей (40 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 0 детей (0 %).

Сравнительный анализ результатов показал, что у 4 детей уровень сформированности знаний об анималистическом жанре повысился со среднего до высокого уровня; у 2 детей уровень повысился с низкого до среднего. Остальные дети показали на втором этапе те же результаты, что и на первом. Данные результаты представлены в диаграмме №4.

 

Диаграмма № 4

Определение уровня изобразительных умений также оценивался по тем же критериям, что и на первом этапе.

Данные выполнения задания № 2 «Нарисуй картину» сведены в таблицу №5.

Таблица №5.

Уровень развития изобразительных умений

Имя ребенка

Показатели

Уровень

Содержание рисунка Замысел Технические навыки Средства выразительности Проявление самостоятельности
1.Альбина Ф. 3 3 3 3 3 Высокий
2.Айдар Ш. 3 3 3 3 1 Высокий
3.Элина С. 3 2 2 2 2 Средний
4.Халил А. 3 3 3 3 3 Высокий
5.Дарина М. 2 2 2 2 1 Средний
6.Назгуль Л. 3 3 2 2 2 Средний
7.Рафаэль Ш. 3 1 2 2 2 Средний
8.Айназ Ф. 2 2 2 2 1 Средний
9.Альбина Г. 3 2 2 2 2 Средний
10.Динислам Ф. 3 2 2 2 2 Высокий

 

В - высокий уровень

С - средний уровень

Н - низкий уровень

Результаты выполнения задания № 2. «Нарисуй картину» показали, что у 4 детей высокий уровень развития изобразительных умений, у 6 детей средний уровень, низкий уровень развития изобразительных умений отсутствует. Также результаты развития изобразительных умений у старших дошкольников представлены в диаграмме №5.

Диаграмма № 5

Выводы: После проведения повторной диагностик по заданию № 2 «Нарисуй картину», высокий уровень формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 4 детей (40 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 0 детей (0 %).

Сравнительный анализ результатов показал, что у двоих детей уровень развития изобразительных умений повысился со среднего до высокого уровня, а у троих детей уровень повысился с низкого до среднего. Остальные дети показали на втором этапе опытно-практической работы те же результаты, что и на первом. Сравнительные результаты развития изобразительных умений у старших дошкольников представлены в диаграмме №6.

Диаграмма № 6

Сравнив результаты диагностики констатирующего и контрольного этапов опытно-практической работы, мы видим положительную динамику в уровне формирования эстетических чувств у старших дошкольников, что свидетельствует об эффективности проведённых занятий на формирующем этапе.

Для достижения таких результатов была проведена следующая работа: проведен анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучены образовательные программы и учебная документация в дошкольном учреждении. Изучен педагогический опыт работников дошкольного учреждения.

Проведена диагностика по теме данного исследования. Исходя из полученных результатов, разработана серия занятий с целью выявления возможности использования картин анималистического жанра в формировании эстетических чувств у старших дошкольников. На основе наблюдений за детьми во время проведения занятий, было решено провести повторную диагностику детей данной группы. Обобщив результаты первичной и повторной диагностик, а также наблюдений за детьми, была сделана статистическая обработка данных, представленная в данной работе.

Итак, проведя всю необходимую работу, можно сказать, что количественные результаты повторной диагностики формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют об эффективности использования на занятиях картин анималистического жанра.


 


Выводы по II главе

Для выявления уровня формирования эстетических чувств в процессе ознакомления с анималистическим жанром у старших дошкольников использовалась«Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу», разработанная доктором педагогических наук Т.С. Комаровой. Данная диагностика включает два задания: «Вернисаж» и «Нарисуй картину».

В ходе опытно-практической работы шел контроль по формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста, в процессе использования репродукций картин анималистического жанра на занятиях изобразительной деятельности.

В результате диагностики на первом этапе был сделан вывод о том, что уровень формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Результаты выполнения задания №1. «Вернисаж» показали, что у 3 детей высокий уровень сформированности знаний об анималистическом жанре (5 баллов); у 6 детей средний уровень (3-4 балла); у одного ребенка низкий уровень (2 балла). Высокий уровень сформированности эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 3 детей (30 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 1 ребенка (10 %).

Результаты выполнения задания № 2. «Нарисуй картину» показали, что у 2 детей выявлен высокий уровень, у 5 детей – средний уровень и у 3 детей низкий уровень развития изобразительных умений. Высокий уровень формирования этетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 2 детей (20 %), средний уровень – у 5 дошкольников (50 %), низкий – у 3 детей (30 %).

На втором этапе опытно-практической работы была проведена повторная диагностика. В результате повторной диагностики получены данные с изменениями в положительную сторону. Результаты выполнения задания №1. «Вернисаж» показали, что 4 детей показали высокий уровень сформированности знаний об анималистическом жанре (6 баллов); 6 детей показали средний уровень знаний об анималистическом жанре (3-4 балла); низкий уровень знаний об анималистическом жанре на данном этапе опытно-практической работы отсутствует. Сравнительный анализ результатов показал, что у 4 детей уровень сформированности знаний об анималистическом жанре повысился со среднего до высокого уровня; у 2 детей уровень повысился с низкого до среднего. Остальные дети показали на втором этапе те же результаты, что и на первом. На этапе повторной диагностики высокий уровень формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 4 детей (40 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 0 детей (0 %).

Результаты выполнения задания № 2. «Нарисуй картину» показали, что у 4 детей высокий уровень, у 6 детей средний уровень, низкий уровень развития изобразительных умений отсутствует. Сравнительный анализ результатов показал, что у двоих детей уровень развития изобразительных умений повысился со среднего до высокого уровня, а у троих детей уровень повысился с низкого до среднего. Остальные дети показали на втором этапе опытно-практической работы те же результаты, что и на первом. Результаты проведения повторной диагностик по заданию № 2 «Нарисуй картину», высокий уровень формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 4 детей (40 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 0 детей (0 %).

Анализируя результаты первичной и повторной диагностики, был сделан вывод, что если систематически проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием картин анималистического жанра, то формирование эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.

Это подтверждается результатами опытно-практической работы. Следовательно, цель реализована, гипотеза доказана.


Заключение

В процессе изучения работ и научных исследований по данной проблеме ученых-теоретиков, педагогов, психологов был сделан вывод, что проблема формирования эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром на данный момент актуальна.

В работах известных педагогов-психологов Шмидта, Д. Лазуткиной, Е. Тихеевой, Р. Орловой, А. Суровцевой раскрываются особенности формирования эстетических чувств, средствами изобразительного искусства. Основная задача формирования эстетических чувств в старшем дошкольном возрасте состоит в развитии творческого отношения к действительности. Формирование эстетических чувств, художественных и эстетических способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.

Для повышения уровня формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с анималистическим жанром, были выдвинуты цель, гипотеза и задачи исследования.

На начальном этапе опытно-практической работы была проведена первичная диагностика уровня сформированности эстетических чувств, по - средством знаний об анималистическом жанре и изобразительных умений у старших дошкольников. При проведении первичной диагностики на констатирующем этапе опытно-практической работы была использована методика Т. С. Комаровой. Данная диагностика включала два задания: задание № 1. «Вернисаж» и задание № 2. «Нарисуй картину». Результаты выполнения задания №1. «Вернисаж» показали, что у 3 детей высокий уровень сформированности знаний об анималистическом жанре (5 баллов); у 6 детей средний уровень (3-4 балла); у одного ребенка низкий уровень (2 балла). Высокий уровень сформированности эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 3 детей (30 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 1 ребенка (10 %).

Результаты выполнения задания № 2. «Нарисуй картину» показали, что у 2 детей выявлен высокий уровень, у 5 детей – средний уровень и у 3 детей низкий уровень развития изобразительных умений. Высокий уровень формирования этетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 2 детей (20 %), средний уровень – у 5 дошкольников (50 %), низкий – у 3 детей (30 %).

Результаты первичной диагностики вызвали необходимость разработки комплекса занятий по формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста и развития изобразительных умений в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

Исходя из этого, нами была разработана и апробирована серия занятий на основе использования картин анималистического жанра, направленная на формирование эстетических чувств у старших дошкольников. На формирующем этапе опытно-практической работы были организованы и проведены занятия на темы: «Знакомство с художниками-анималистами», рассматривание картины «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин, «Львица» Франс Снайдерс, «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар, «Колония пингвинов» В. А. Ватагина.

На основе наблюдений, полученных во время проведения пяти занятий по теме нашего исследования, мы сделали вывод, что дети лучше стали воспринимать и различать картины анималистического жанра, а в процессе рисования проявлять творчество и изобразительные умения. В начале формирующей работы некоторые дети были малоактивны (Элина С., Динислам Ф., Халил А.), но постепенно они стали более увлечёнными на занятиях, где рассматривались репродукции с картин художников-анималистов. Детям нравилось отвечать на вопросы поискового характера, самим пробовать рисовать картины анималистического. У них появилось желание использовать изобразительно-выразительные средства рисования для изображения животных, приближенных к реальной действительности. Занятия включали в себя такие методы, как творческие задания, рассматривание картин, игровые упражнения, проблемные ситуации, загадки, которые способствовали формированию эстетических чувств у старших дошкольников. Мы выяснили, что в процессе систематических занятий с использованием картин анималистического жанра у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать эстетические чувства и развить изобразительные умения.

Далее для выявления результативности проведенной работы была проведена повторная диагностика по выявлению уровня формирования эстетических чувств у старших дошкольников. Для повторной диагностики были использованы те же методики, что и на этапе первичной диагностики.

Результаты выполнения задания №1. «Вернисаж» показали, что 4 детей показали высокий уровень сформированности знаний об анималистическом жанре (6 баллов); 6 детей показали средний уровень знаний об анималистическом жанре (3-4 балла); низкий уровень знаний об анималистическом жанре на данном этапе опытно-практической работы отсутствует. Сравнительный анализ результатов показал, что у 4 детей уровень сформированности знаний об анималистическом жанре повысился со среднего до высокого уровня; у 2 детей уровень повысился с низкого до среднего. Остальные дети показали на втором этапе те же результаты, что и на первом. На этапе повторной диагностики высокий уровень формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 4 детей (40 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 0 детей (0 %).

Результаты выполнения задания № 2. «Нарисуй картину» показали, что у 4 детей высокий уровень, у 6 детей средний уровень, низкий уровень развития изобразительных умений отсутствует. Сравнительный анализ результатов показал, что у двоих детей уровень развития изобразительных умений повысился со среднего до высокого уровня, а у троих детей уровень повысился с низкого до среднего. Остальные дети показали на втором этапе опытно-практической работы те же результаты, что и на первом. Результаты проведения повторной диагностик по заданию № 2 «Нарисуй картину», высокий уровень формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста наблюдается у 4 детей (40 %), средний уровень – у 6 дошкольников (60 %), низкий – у 0 детей (0 %).

Сравнив результаты диагностики констатирующего и контрольного этапов опытно-практической работы, мы видим положительную динамику в уровне формирования эстетических чувств у старших дошкольников, что свидетельствует об эффективности проведённых занятий на формирующем этапе.

Для достижения таких результатов была проведена следующая работа: проведен анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучены образовательные программы и учебная документация в дошкольном учреждении. Изучен педагогический опыт работников дошкольного учреждения.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что изобразительное искусство, а именно анималистический жанр живописи имеет огромное влияние на формирование эстетических чувств у старших дошкольников и должна быть целенаправленно, систематически использована в работе воспитателя с детьми и их родителями.

Таким образом, цель, гипотеза и задачи данного исследования успешно достигнуты и реализованы.

 



Список литературы

1. Алехин А. Д. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 2016. – 124 с.

2. Ашикова С. Г. Про небо и землю. Сказочная хрестоматия / С. Г. Ашикова. – М.: Академия, 2017. – 129 с.

3. Балашова Е. Ф. Развивать чувство прекрасного / Е. Ф. Балашова. – М.: Просвещение, 2016. – 78 с.

4. Барщ А. О. Наброски и зарисовки / А. О. Барщ. – М.: Искусство, 2016. – 186 с.

5. Ватагин В. А. Изображение животного / В. А. Ватагин. – М.: Искусство, 2017. – 165 с.

6. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2019. – 135 с.

7. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.

8. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2018. – 287 с.

9. Виноградова Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.

10. Волков Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. – М.: Академия, 2017. – 124 с.

11. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2017. – 441с.

12. Волынкин В.И. Эстетическое воспитание и развитие дошкольников: уч. пос. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 180 с.

13. Выготский Л. С. Воображение и творчество детей / Л. С. Выготский. – М.: 2018. – 122 с.

14. Галайда С. Д. Обучение старших дошкольников отражению явлений общественной жизни в изобразительной деятельности / С. Д. Галайда. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.

15. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева – М.: Просвещение, 2016. – 344 с.

16. Гриневич Е. Н. Очерки о жизни зверей / Е. Н. Гриневич. – М.: Учпедгиз, 2016. – 214 с.

17. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги / Т. Н. Доронина. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 122 с.

18. Данилова А. Е. Развитие изобразительных умений у дошкольников / Дошкольное воспитание: – № 3 – 2017. С. – 23-26.

19. Дьяченко В. Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко, И. А. Швецова и др. – Волгоград: Учредитель, 2017. – 271 с.

20. Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета / Р. М. Ивенс. – М.: Просвещение, 2017. – 122 с.

21. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев – М.: Просвещение, 2016. – 430 с.

22. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

23. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. – М.: Педагогика, 2017. – 112 с.

24. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. С. Козлова, Т. А. Куликова – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 416 с.

25. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 120 с.

26. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с.

27. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 176 с., ил.

28. Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой; худож. М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 124 с.

29. Комарова Т. С. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 144 с.

30. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т. С. Комарова, А. В. Антонова. – М.: Просвещение, 2016. – 87 с.

31. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 122 с.

32. Корабельников В. А. Краски природы / В. А. Корабельников. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 122 с.

33. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 240 с. – (Программа развития).

34. Лабунская Г. В. Искусство и дети / Г. В. Лабунская. – М.: Искусство, 2016. – 250 с.

35. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.

36. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И. А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2017. – 208 с.

37. Муртазина Л. К. Ребенок и природа / Л. К. Муртазина // Дошкольный мир. – 2017. – № 2. – С. 27.

38. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 8-е изд., стереотип / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 456 с.

39. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина – СПб.: КАРО, 2016. – 96 с.

40. Николкина Т. А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Т. А. Николкина. – Волгоград: Учредитель, 2017. – 149 с.

41. Никулина И. П. Развитие творческих способностей дошкольников / И. П. Никулина // Дошкольный мир. – 2016. – № 2. – С. 40.

42. Прохорова Л. Р. Развиваем творческую активность // Дошкольное воспитание.– 2016. – № 5. – С. 73 – 79.

43. Пьянкова Н. В. Особенности воображения дошкольников в творческой деятельности / Н. В. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.

44. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / Ю. В. Рузанова. – СПб.: КАРО, 2017 – 160 с.

45. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Саккулина. – М.: Просвещение, 2018. – 129 с.

46. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 512 с.

47. Терентьев А. Е. Изображение животных и птиц / А. Е. Терентьев. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

48. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты / Елена Туник. – М.: Чистые пруды, 2016. – 32 c.

49. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников / И. В. Тюанова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 80 с.

50. Флерина Е. А. Изобразительное творчество в детском саду / Е. А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 2017. – 160 с.

51. Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях / Е. А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 2017. – 96 с.

52. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Н. В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

53. Шацкая В. Н. Эстетическое воспитание дошкольника // Художественное воспитание дошкольника / В. Н. Шацкая. – М.: Просвещение, 2016. – 410 с.

54. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятии / Сост. Штейнле Н. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2018. – 243 с.

55. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в дошкольном возрасте / Т. Я. Шпикалова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 126 с.

56. Щербаков В. С. Изобразительное искусство: обучение и творчество / В. С. Щербаков. – М.: Просвещение, 2017. – 271 с.

57. Южанова Т.П. Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, Исеть, 2017. – 120 с.

58. 900 картин самых известных русских художников. Режим доступа: https://gallerix.ru/album/200-Russian (дата обращения 15.03.2020)

59. Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Режим доступа: https://www.izocenter.ru/blog/animalisticheskij-zhanr-v-izobrazitelnom-iskusstve/ (дата обращения 23.03.2020)

60. Художник В. А. Ватагин. Птицы. Режим доступа: http://www.sivatherium.narod.ru/postcard/vatagin2/vatagin2.htm (дата обращения 06.04.2020)

61. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/oznakomlenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-izobrazitelnym-iskusstvom-animalisticheskogo-zhanr (дата обращения 08.04.2020).

62. Художник Ватагин В.А.. Животные. Режим доступа: http://www.sivatherium.narod.ru/postcard/vatagin1/vatagin1.htm (дата обращения 07.03.2020)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: