Магистерская программа «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Вопросы для повторения по курсу

«Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»

Магистерская программа «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Раздел I. Фонетический, лексический, лингвокультурологический

аспекты

Часть 1. Актуальные проблемы преподавания русской фонетики

в иноязычной аудитории

1. Основные проблемы преподавания русской фонетики в иноязычной аудитории. Сущность сознательно-практического подхода к обучению произношению.

2. Роль описательной и сопоставительной фонетики в разработке курсов обучения произношению. Понятие фонологической «призмы» и его роль в практике преподавания русской звучащей речи.

3. Особенности русского вокализма на фоне иноязычных систем. Основные нарушения в области произношения русских гласных в иностранном акценте.

4. Позиционные закономерности русского вокализма и их изучение в курсах практической фонетики.

5. Особенности русского консонантизма на фоне иноязычных систем. Работа над артикуляционными трудностями в произношении различных по месту и способу образования русских согласных.

6. Противопоставление по глухости-звонкости как типологическая особенность системы русского консонантизма. Работа над устранением акцентных черт в области произношения русских глухих и звонких согласных.

7. Противопоставление по твердости-мягкости как типологическая особенность системы русского консонантизма. Работа над устранением акцентных черт в области произношения русских твердых и мягких согласных.

8. Позиционные закономерности русского консонатизма и их изучение в курсах практической фонетики.

9. Особенности ритмической структуры русского фонетического слова на фоне иноязычных систем. Слитность русского произношения.

10. Строение ритмических моделей русских слов как основа обучения нерусских русской ритмике.

11. Особенности структуры русского слога в контексте обучения иностранцев русской ритмике.

12. Основные трудности в области обучения иностранцев русской ритмике.

13. Интонационные средства русского языка и их изучение в курсах русской практической фонетики для иностранных учащихся.

14. Фонологический принцип выделения основных типов ИК. Характеристика особенностей ИК в русском языке на фоне иностранного акцента в русской речи.

15. Передвижение центра ИК как типологическая особенность русской интонационной системы. Дифференцирующая и уточняющая функции передвижения центра ИК.

16. Закономерности синтагматического членения русской звучащей речи. Основное и дополнительное членение. Типы синтагм.

 

Часть 2. Актуальные проблемы преподавания русской лексики

в иноязычной аудитории

1. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.

2. Семантическая структура слова.

3. Проблемы классификации лексики, типы объединений слов.

4. Лексико-семантическая группа как одна из основных единиц описания лексики. Типология ЛСГ.

5. Методы описания лексики. Принцип учета и прогнозирования трудностей при обучении языку как иностранному.

6. Реализация принципов описания лексики в словарях, учебниках и учебных пособиях.

7. Способы семантизации лексики.

8. Система упражнений по лексике. Варьирование методов и приемов обучения лексике в зависимости от конкретных условий и целей.

9. Значение разграничения изосемической и неизосемической лексики для практики преподавания РКИ.

10. Семантические разряды существительных (антропонимы, зоонимы, предметные, событийные, признаковые имена) в практике преподавания РКИ.

11. Функционирование имен в идентифицирующей и предикатной функции и практика преподавания РКИ.

12. Функционально-семантические разряды слов в практике преподавания РКИ.

 

Часть 3. Лингвокультурологические аспекты преподавания

русского языка как иностранного

1. История становления лингвокультурологии как науки. Проблема соотношения языка и культуры сквозь призму теории и практики РКИ.

2. Основополагающие понятия лингвокультурологии и их значение для теории и практики преподавания РКИ.

3. Лингвокультурология как самостоятельная наука и ее место в теории и практике преподавания РКИ.

4. Роль и место лингвокультурологического анализа в теории и практике преподавания РКИ.

5. Гипотеза лингвистической относительности: аргументы «за» и «против» в аспекте РКИ.

6. Основные единицы лингвокультурологического анализа.

7. Основные принципы лингвокультурологического анализа.

8. Концепция человека говорящего и понятия культурной коннотации и культурно-языковой компетенции.

 

Раздел II. Морфологический и синтаксический аспекты

Часть 4. Актуальные проблемы преподавания русской грамматики

в иноязычной аудитории

1. Функционально-коммуникативная грамматика русского языка. Функционально-коммуникативная и описательная грамматики. Особенности функционального подхода к описанию грамматических явлений. Связь лексики и грамматики. Семасиологический и ономасиологический подход к описанию языковых явлений.

2. Типологическое своеобразие русской морфологической системы и его учет в практике преподавания РКИ.

3. Различные принципы и типы классификаций слов. Части речи как классификация слов на основании формальных признаков. Части речи в функциональной грамматике. Грамматические категории и грамматические значения. Словоизменение и формообразование. Взаимодействие морфологических категорий в рамках одной части речи и на уровне различных частей речи. Синтаксический потенциал различных частей речи. Категориальные классы слов. Переход слов одной части речи в другую. Критерии определения частеречной принадлежности слов.

4. Функциональные и смысловые классификации слов. Функционально-семантические классы слов в РЯ, их использование в практике преподавания РКИ.

5. Существительное в функционально-коммуникативной грамматике. Особенности семантики существительных. Изосемические и неизосемические существительные. Лексико-грамматические разряды существительных. Семантические разряды существительных и их синтаксический потенциал. Морфологические категории русских существительных. Идентифицирующее и предикатное употребление существительных. Использование существительных в первичной и вторичной семантический функции.

6. Глагол в функционально-коммуникативной грамматике. Особенности семантики глаголов. Изосемические и неизосемические глаголы. Семантические разряды глаголов и их синтаксический потенциал. Морфологические категории глагола в РЯ. Форма инфинитива глагола. Словоизменительные классы глаголов. Образование и употребление форм времени глагола. Транспозиция временных глагольных форм.

7. Видовременная система русского глагола и ее специфика. Понятие видовой пары. Общие и частные видовые значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Функционирование видовременных форм глагола. Изучение русской видовременной системы в курсе РКИ. Виды глагола и способы глагольного действия.

8. Система причастий в русском языке. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени: образование, функционирование в предложении, соотносительность причастного оборота и придаточной части сложноподчиненного предложения. Страдательные причастия: полная и краткая форма: образование, функционирование в предложении. Изучение темы «Причастие» в курсе РКИ.

9. Деепричастие как особая форма глагола. Образование, правила употребления, значение, функционирование деепричастий в предложении. Изучение темы «Деепричастие» в курсе РКИ.

10. Типологическое своеобразие русской синтаксической системы и его учет в практике преподавания РКИ.

11. Двусоставные предложения с простым глагольным сказуемым: предикативная основа, семантические разновидности, соотношение компонентов семантической и синтаксической структуры, порядок слов; основные трудности, связанные с усвоением данных предложений, в курсе РКИ.

12. Двусоставные предложения с составным именным сказуемым: семантические разновидности, порядок слов; основные трудности, связанные с усвоением данных предложений, в курсе РКИ.

13. Координация подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении: трудные случаи.

14. Предложения со связками в практическом курсе РКИ. Виды связок, их роль в предложении.

15. Односоставные предложения как специфическая черта синтаксиса РКИ. Семантические и структурные типы односоставных предложений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: