Характеристика подростков двенадцати лет

Возрастные психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста. Типология ребенка: темперамент, характер. Тип личности: гиперактивный, чувствительный, тревожный, замкнутый и пр. Типология «трудного ребенка»: проявление, причины, пути устранения трудностей.

Младший школьный возраст объединяет детей от 6-7 до 9-10 лет. Младшие школьники отличаются такими качествами, как подвижность, любознательность, активность, энергичность и непоседливость. Им свойственны: конкретность мышления, подражательность, высокая эмоциональность. При этом дети младшего школьного возраста не могут долго концентрировать внимание, и способны сосредоточить его примерно на 15-20 минут. Но его непроизвольное внимание является достаточно прочным и если появляется что-то интересное, ребенок тут же переключается. Он активно реагирует на все новое и яркое. Поэтому в работе с таким детьми необходимо использовать разнообразные, яркие, игровые, привлекающие внимание средства. Например, банальное построение отряда или уборку в комнате можно осуществлять посредством игры, что позволит сэкономить время, силы и вожатого, и детей.

Младшие школьники любят слушать речь взрослого, но при этом необходимо учитывать особенности внимания и то, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Основным видом деятельности является игра.

Дети данного возраста обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому между ними возможны конфликты, связанные с этим. Вместе с тем у них появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое(по внешним признакам и проявлениям), что отражается на отношении к поступкам товарищей, проявляющемся в критичности к действиям других ребят, являющейся основной причиной конфликтов между детьми. У него развивается система оценок, но возникающие при этом эмоции часто заслоняют объективность оценки

Вожатый может помочь детям правильно оценивать себя, не столько показывая его неудачи и трудности (поверьте, это ребенок и сам видит и ощущает), сколько помогая ему увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные через создание условий, в которых он сможет проверить свои силы и похвалу.

В связи с этим пойми, что бессмысленно говорить ребенку: «успокойся» (мы и сами-то не всегда можем успокоиться, а ребенок и подавно). Также, как и бессмысленно говорить ему: «Иди в свою комнату и подумай о том, что ты сделал». Если мы хотим получить результат от беседы с ребенком, то необходимо сначала переключить его внимание и только после начинать рассуждать.

Следующей особенностью возраста является то, что дети в этот период очень податливы к различным влияниям внешней среды, они быстро утомляются.

Поэтому в занятиях с детьми этого возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Им особенно необходима доброжелательная обстановка, эмоциональная, теплая поддержка со стороны вожатого. Им трудно справиться со многими обязанностями: успеть убрать в комнате, собраться к определенному времени в определенном месте, съесть свою порцию в столовой.

В одиннадцать лет начинается перестройка организма ребенка, и большое количество гормонов нарушает психологическое равновесие подростка, который теперь становится импульсивным, проявляет негативизм, имеет частую смену настроения, конфликты со сверстниками, бунт против родителей. У ребят в этом возрасте активно развивается мышление, самосознание, усиливается любознательность и расширяется круг интересов, который теперь становится более широким и избирательным. Часто младшие подростки не могут сразу определить свои наклонности, поэтому часто меняют увлечения, занятия.

В глазах подростка резко возрастает значение коллектива и общественного мнения. Приобретает роль оценка товарищами его поступков и действий. Он стремится завоевать авторитет у сверстников, занять в коллективе достойное место. Дети хотят быть самостоятельными и даже нуждаются в этом. Вожатый должен давать возможность ребятам проявить эту самостоятельность. Можно распределить среди детей свои обязанности с первых дней смены.

Младшие подростки часто конфликтуют не только со сверстниками, но и с взрослыми. На это имеются естественные причины – начинается процесс полового созревания. Проявляется он раньше у девочек (10-11 лет), чем у мальчиков (12-13 лет). В организм ребенка в это время выбрасывается огромная доза гормонов, которые дестабилизируют и физиологическое и психологическое развитие.

У них возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Непропорциональное физическое развитие приводит к возникновению огромного количества комплексов, понижение самооценки. Подростки склонны отрицательно оценивать свои способности, ведь невероятно трудно соответствовать тому идеальному «Я», которое формируется в самосознании, склонном к максимализму.

Итак, подростков характеризует:

- предельная неустойчивость настроений;

- постоянные колебания самооценки;

- резкая смена физического состояния и самочувствия (возможны частые кровотечение из носа, головокружения, сонливость, резкое снижение слуха и зрения);

- ранимость;

- неадекватность реакции.

Этот возраст богат конфликтами и осложнениями, что его часто называют «нормальной патологией».

Основными проблемными областями возраста являются:

-  сфера общения со сверстниками;

-  сфера общения с взрослыми;

-  сфера внутреннего мира: личностные проблемы, связанные с самопознанием, самореализацией

Характеристика подростков двенадцати лет

В двенадцатилетнем возрасте отношение ребенка к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость, юмор. Подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности, интересоваться представителями противоположного пола. Подростки очень чувствительны к особенностям своего тела и внешности, они часто сравнивают себя с товарищами. В этом возрасте очень часто возникает синдром дисморфобии («я крайне непривлекателен»), результатом которого являются:

-  повышенная тревожность;

- повышенный уровень притязаний;

- трудности в общении;

-  застенчивость.

Итак, внешность занимает важное положение в жизни подростков в данном возрасте. Частое стояние у зеркала возникает не из-за чувства «самодовольства», а скорее из-за чувства тревоги. Яркие, броские наряды, привлечение к себе внимания – это все средства получения подтверждений того, что все в порядке («я могу привлекать и нравиться»).

С возрастом озабоченность подростка внешностью снижается, он привыкает к ней и принимает ее. Но на данном этапе очень важно поддержать подростка, укрепить его самооценку, развеять возникающие сомнения и тревоги.

В тринадцать лет происходит развитие рефлексии, в результате чего подросток становится более обращенным вовнутрь. Возникает возрастная интроверсия, при которой он склонен к уходу в себя, самокритичен и при этом чувствителен к критике и чрезвычайно раним, начинает интересоваться психологией, критически относится к взрослым, становится избирательным в дружбе. В это время происходят соматические сдвиги (физиологические изменения рост груди, полнота и др.), которые усиливают и без того частые колебания настроений.

Подросток в этом возрасте склонен к постоянной самооценке, рефлексии. При этом почти все переживания связанные с самопознанием подростка носят отрицательный характер.

Вожатому важно учить подростка не только видеть свои недостатки, но и понимать свои достоинства, сильные стороны своей личности, характера. Нужно помочь ему найти то занятие, в котором он будет успешен, поддерживать его интерес к ним.




double arrow
Сейчас читают про: