В четырнадцать лет интроверсия сменяется экстраверсией, и подросток становится экспансивным, энергичным, общительным. В это время возрастает его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними. Он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты.
Подростку в этом возрасте необходим объект для подражания. Чаще ребенок подражает киногерою, кумиру или другому взрослому, который захочет его слушать, и очень хорошо, если таким человеком станет вожатый.
Еще одним новообразованием этого этапа является способность к сопереживанию, развивается эмпатия. Стремление подростка проявить сочувствие и понимание, оказать поддержку – одно из очень важных стремлений личности.
Характеристика подростков пятнадцати лет
В пятнадцать лет идет быстрое нарастание индивидуальных различий. В это время происходит рост «духа независимости», который делает отношения подростка весьма напряженными. Жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Все это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.
Влюбленность и ухаживание в этом возрасте тоже носят экспериментальный характер. Подростки играют в эти отношения и проецируют, прежде всего, отношения родителей между собой. Иногда придумываются отношения, которых не существует на самом деле. Влюбленность в этом возрасте похожа на эпидемию: стоит появиться в отряде одной влюбленной паре, как влюбляются все, а в параллельном отряде тишь да гладь.






