Тема лекции – «Источники информации. Методы работы с источниками»

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 08.05.2020 г.

 

 

Основные аспекты темы:

 

Что влияет на выбор темы материала, предназначенного для осмысления и опубликования?

 

- концепция СМИ, общественная миссия или представления о ней, имеющиеся в редакции;

- специализация издания, канала;

- потребности аудитории;

- редакционный план работы;

- персональные наблюдения, вкусы, предпочтения журналиста.

Приступая к работе с источниками, журналист решает три главные проблемы:

- выбор самого надежного источника информации,

- обеспечение доступа к нему;

- проверка полученных сведений.

 

Почему выбор источника становится проблемой? Одна из причин заключается в том, что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными. Журналист, прежде всего, отвечает себе на такие вопросы: какая организация (департамент, отдел, комитет, контора) в действительности занимается вопросами, которые интересуют корреспондента? как она организована? кто является ключевыми фигурами (руководителями)? кто может дать исчерпывающую и точную информацию?

 

Источники информации принято различать по их происхождению, форме существования, степени достоверности и надежности.

По происхождению источники информации можно классифицировать на открытые и конфиденциальные (нередко персональные). К открытым источникам относятся массивы информации о деятельности государственных органов и учреждений, политических и общественных организаций, предприятий, органов образования, здравоохранения, спорта, культуры – тех организаций, которым в соответствии с законодательством предписано без ограничения предоставлять информацию о своей деятельности (за исключением информации ограниченного доступа или содержащей охраняемые законом тайны). Открытая информация находится в свободном доступе на официальных сайтах, в обязательной отчетной документации, в публикациях государственных или ведомственных изданий. За подробностями и комментариями, как предписывают законы, следует обращаться с запросами от имени СМИ, лучше письменными, чтобы легче было зафиксировать и при необходимости доказать факт обращения.

Доступ к информации из конфиденциальных источников имеет ограничения, поскольку охраняется специальными законами (например, законодательством о банковской тайне, коммерческой тайне, тайне личной жизни и др.). Доступ к ней отрыт в зависимости от степени открытости самой организации, ведомства или обладателя персональных данных. Следовательно, пользоваться такой информацией без опасения насчет ее достоверности и надежности можно, как правило, с санкции ее обладателей. В частности, коммерческая информация может содержаться в пресс- релизах и справочных материалах, которые готовятся пресс-службами и отделами маркетинга компаний.

По форме существования источники информации делятся на официальные, естественно существующие и расследовательские. Официальные источники, как правило, носят открытый характер, и в силу доступности для граждан информация из них представляет интерес для журналиста как аргумент в процессе исследования ситуации. Иными словами, на нее можно и нужно ссылаться, как бы предлагая читателю самому удостовериться в обоснованности утверждений автора.

Источником естественно существующей информации является сама жизнь, та стихия человеческих взаимоотношений, которая то и дело создает ситуации: то конфликтные, то чрезвычайные, то героические. Такая информация добывается с трудом, требует профессиональных навыков и знаний, но как раз она-то и является полем притяжения для истинных летописцев современности.

Расследовательская информация – уникальная информация, полученная журналистом в процессе сложной работы: длительных наблюдений, эксперимента, бесед с носителями конфиденциальной информации, анализа разноплановой информации. Она ценится особенно высоко, так как представляет собой новое раскрытие ситуации и нередко становится фактором изменений в общественной, экономической, культурной жизни общества. После обнародования она начинает циркулировать в обществе и использоваться в самых разных целях.

По достоверности и надежности источники информации расцениваются как:

однозначно достоверные и надежные, когда сведения задокументированы по всем правилам, имеются реально существующие и ответственные свидетели и т.п.;

достоверные, но ненадежные, если нет документальных или свидетельских подтверждений, и потому требуется дополнительная проверка;

надежные, но недостоверные, как правило, содержащие информацию от очевидцев или участников событий, но без документальных подтверждений.

Информация из двух последних источников нуждается в дополнительном анализе и годится в основном для черновой работы или используется в качестве повода для расследования. Поначалу достоверная, но ненадежная информация (или надежная, но недостоверная) в результате кропотливой работы во многих случаях получает подтверждение и приводит к появлению журналистских сенсаций или же острополемических выступлений.

Виды источников информации:

 

Учреждения   Органы власти и другие государственные институты; предприятия и учреждения экономической сферы; научные институты; социологические службы.
Общественные организации   Независимые негосударственные объединения граждан во всех сферах деятельности
Справочно- информационные системы Интернет, СМИ, архивы, библиотеки, Фонотеки, базы данных, справочники, энциклопедии, каталоги, научные журналы, препринты.
Интернет-среда Социальные сети, форумы СМИ, блоги, микроблоги и т.д.
Специальные мероприятия   Выставки, круглые столы, научные конференции, семинары, форумы
Частные лица   «Собственные контакты»: информаторы и эксперты; участники и очевидцы событий, ученые.  
Личный круг общения Профессиональный круг; друзья, родственники, частные коммуникативные среды  
Окружающая среда   Природа, место действия, среда обитания и проживания, культурно-бытовые условия, транспорт и пр.  
Анонимный источник\анонимный заинтересованный источник  

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1) Как журналист выбирает тему для материала СМИ?

2) Какие проблемы могут быть сопряжены с выбором источника информации?

3) По каким критериям принято различать источники информации?

4) Какие конкретные примеры могут быть приведены по каждой из групп источников информации из классификации?

 

Дополнительная литература:

1. http://www.journ.msu.ru/downloads/2018/ОЖ3-2_2018.pdf

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: