Деятельность.
Информационная и коммерческая
Коммерческая деятельность неразрывно связана с получением и использованием различного рода информацией, которая сопровождает и отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Информация является основным ресурсом развития общества.
Информация – это сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и в практической деятельности людей. Также под информацией понимается совокупность сведений об окружающем мире, которые уменьшают степень неопределенности, неполноты знаний отчужденных от их создателя и ставшие сообщениями и воспроизводятся путем передачи различными способами.
Информация является предметом труда и одновременно средством и продуктом труда в коммерческой деятельности. В основе процесса управления лежит обработка и использование информации.
|
|
Определение оптимальных объемов информации, поступающей в различные звенья системы управления, оптимального распределения ее во времени и пространстве является необходимым условием эффективного функционирования предприятия.
Не все сообщения, попадающие на предприятие, в равной мере могут рассматриваться как информация. Основным критерием, позволяющим считать то или иное сообщение информацией, является его ценность, полезность для достижения поставленных целей.
Коммерческая информация - это отношения по поводу обработанных сведений о процессах обмена, позволяющих принимать решения по различным направлениям производственной и коммерческой деятельности.
Коммерческая информация - важнейший элемент коммерческой деятельности. Это база, на которой каждый ее участник организует свою работу, строит стратегию и тактику.
К коммерческой информации относят сведения о состоянии сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы (коммерческой структуры, торгового предприятия и т. п.), различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, поставщики, конкуренты, условия поставок, расчеты, ассортимент товаров и др.). Например, сведения о продажах используются для того, чтобы определить объем и структуру закупок.
Коммерческая информация позволяет предприятию определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи; осуществлять контроль текущего состояния организации, ее подразделений и процессов, осуществлявши; в них; принимать обоснованные и своевременные управленческие решения; координировать действия подразделений для достижения установленных целей.
|
|
Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет торговым организациям (предприятиям) проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее, осуществлять контроль результатов этой деятельности и оценивать эффективность работы. Для успешной работы коммерческая информация необходима коммерсанту как воздух. Ему нужна постоянная информация о клиентах, конкурентах, дилерах. Без коммерческой информации, с другой стороны, невозможно проводить анализ коммерческой деятельности, планировать и контролировать результаты, осуществлять соответствующие функции.
Коммерческую информацию можно классифицировать по нескольким признакам.
1. По характеру, сфере образования, назначению и формам закрепления вся информация делится на три крупных класса: научно-техническая, управленческая, учетно-статистическая информация.
Научно-техническая информация образуется в процессе научных исследований и прикладных разработок, содержится в специальной литературе, патентах, документации на оборудование и т. п.
Управленческая информация образуется непосредственно в процессе управления. Это плановая, нормативная и другая экономическая информация, используемая в целях организации процесса управления предприятием. Такая информация содержится в учредительных документах предприятия, договорах с поставщиками и покупателями, в организационно-распорядительных документах.
Учетно-статистическая информация возникает как результат хозяйственной деятельности предприятия и фиксируется в специально созданных документах.
2. По отражаемым объектам вся информация делится на информацию о трудовых, материальных и финансовых ресурсах, о поставщиках, конкурентах, спросе на товары и т. д.
3.По организационному признаку информация подразделяется на систематизированную, т.е. регламентированную по составу показателей, периодичности, формам представления (например: баланс, отчет о прибылях и убытках, счет-фактура), и несистематизированную, т.е. имеющую свободную форму представления.
4.По направлению передачи информация делится на нисходящую (направленную от объекта к субъекту управления), восходящую (от объекта к субъекту) и горизонтальную.
Для успешного осуществления коммерческой деятельности, а именно обоснования коммерческих решений и прогнозирования развития рыночной ситуации, торговому предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:
- информация о потребителях и мотивах их покупок;
- информация о товаре;
- информация о конкурентной среде;
- информация о конъюнктуре рынка;
- информация о потенциальных возможностях торговой фирмы.
Рассмотрим значение отдельных видов информации в коммерческой
деятельности торговых предприятий.
Информация о покупателях и мотивах покупок является основной для принятия коммерческих решений. Анализ этой информации позволяет принять решения по формированию ассортимента, снижающие риск закупки не ликвидных товаров, а также решения, обеспечивающие увеличение объемов реализации товаров, укрепления финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть численность обслуживаемого населения, ее состав, уровень доходов, национальные или другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Используя эту информацию, коммерческие предприятия могут проводить целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для улучшения качества обслуживания.
|
|
Информация о товаре необходима для того, чтобы торговое предприятие могло осуществлять правильный выбор товаров и услуг, которые будет предлагать покупателям. Поэтому коммерческие службы должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупателей. Необходимо также уделять внимание исследованию «жизненного цикла» товара - периода, в течение которого товар покупается на рынке. Большое значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она определяется как совокупность характеристик товара, отличающих его от аналогичных товаров по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя, т.е. это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.
Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет непосредственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены - низкое качество. Поэтому коммерческие службы торгового предприятия должны располагать информацией о том, что цены на товары отражают их качество.
Следует учитывать престижность товара, которая определяется степенью его признания на рынке и положительным общественным мнением о нем. В связи с этим существует понятие престижных цен, когда определенная категория покупателей не приобретает товары и услуги по ценам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требованиям. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устанавливают конкретные группы потребителей
Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание уделяют упаковке и рекламному оформлению. Они должны подчеркивать преимущества товара, способствовать ускорению его реализации.
Информация о каждой разновидности товара предоставляется с целью обеспечения его правильного выбора, так как потребитель, узнавая о назначении товара, его качестве, условиях использования, цене, гарантиях, изготовителе, принимает решение о приобретении, что в свою очередь оказывает положительное влияние на конечные результаты коммерческих предприятий и повышение их конкурентоспособности. Данная информация содержится на маркировке товара. Повысить информированность покупателей о товаре позволяют консультации продавцов-консультантов, а также внутримагазинная реклама и информация.
|
|
Информация о конкурентной среде включает сведения о конкурентах. На основе этой информации коммерческое предприятие выявляет сильные слабые стороны своей деятельности по отношению к конкурентам, возможности и угрозы со стороны рынка. Данная информация позволяет принимать решения по усилению конкурентных преимуществ предприятия и объективно ценить его позицию на рынке. При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование современных технологий продаж, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенциальные возможности предприятия и выбрать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.
Информация о конъюнктуре рынка - сведения о потенциальных поставщиках. При выборе поставщиков следует выявить их позицию на рынке, изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств и другую информацию. Немаловажное значение имеет соотношение цены и качества товаров.
Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, чтобы ложно было правильно определить направление развития предприятия, обеспечивающее его устойчивое экономическое положение. С этой целью анализируются показатели, характеризующие экономический потенциал и результаты коммерческой деятельности предприятия.
На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения - управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров. Информация для коммерческих решений является продуктом информационных технологий, отличающихся наукоемкостью и сложностью. Эта информация получается в результате интеллектуального анализа отчетных и прогнозных данных, извлекаемых из общего корпоративного хранилища. В современной форме эти технологии реализуются в виде экспертных систем, для создания которых применяются сложные алгоритмы и специальные компьютерные программы.