Дисциплина: МДК 04.01

Преподаватель: Сарафова В.М.

Группа:  331,332

Дата занятия по расписанию: 11.05.2020

Тема:   Ребенок в пространстве художественного музея.

Количество часов: 1

Цели, задачи: Освоение материала по специфике работы  художественного музея с детьми разных возрастов.

Способ коммуникации: (вопросы, уточнения, консультации) через группу и личные сообщения в Контакте, выполненные задания присылаются в соответствующую папку на Гугл-диск: https://drive.google.com/open?id=1wx55z-f4r7etTD0ah-5k_YxBHYIYpyza

Сроки выполнения: 11.05.2020 – 18.05.2020

Важно!! Я, больше не буду принимать задания, которые написаны халтурно, неряшливым неразборчивым почерком! Фотографии делать четко, вертикально! Фото, сделанные боком и вниз головой приниматься не будут! Все понятия, определения, схемы- выделяйте цветом! Спасибо за понимание!       

Теоретический блок:

Уважаемые студенты, ознакомьтесь с содержанием данного материала, после чего приступайте к выполнению задания  из теоретического блока:

В современных реалиях учреждения культуры находятся в условиях жесткой конкуренции за своего посетителя. Музеи (вне зависимости от профиля их работы), театры, выставочные площадки, концертные залы вынуждены отвоевывать внимание аудитории, причем такая «конкуренция» выходит далеко за пределы культурной среды – огромное количество развлекательных учреждений предлагают свои услуги, вариативность которых довольно велика. И это касается не только взрослой аудитории, которая, в большинстве своем, уже имеет устоявшиеся взгляды на жизнь и вкусы относительно предпочтений в проведении досуга, но и детей. Юные посетители, с еще не до конца сформировавшимся мировоззрением, довольно «гибкие» в восприятии культуры и искусства. Поэтому привлечение дошкольников и школьников – первоочередная задача научно-просветительской деятельности учреждений культуры, в частности, художественных музеев. Музеи изобразительных искусств комплексно подходят к вопросам привлечения молодежной аудитории. Инструменты взаимодействия с «юным посетителем», которые применяются на музейных площадках – выставочные проекты, мастер-классы и занятия, творческие встречи, лекции. Для наиболее полного представления о научнопросветительской деятельности художественных иузеев, рассмотрим временной период с 2016 года по настоящее время. Разберем каждый из указанных выше способов взаимодействия с детской аудиторией в отдельности. Выставочная деятельность, направленная именно на детей дошкольного и школьного возраста, имеет ряд особенностей. Во-первых, нужно учитывать малый опыт (или вовсе его отсутствие) «общения» такой аудитории с музейными предметами. Поэтому необходимо выстроить выставочное пространство таким образом, чтобы дети могли познакомиться с видами и жанрами изобразительного искусства. Ярким примером такого выставочного проекта является «Азбука 30 искусства». Помимо произведений из фондов музея экспозиционное пространство также было дополнено информационными планшетами с разъяснениями о различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, театрально-декорационное искусство, ДПИ). Во-вторых, стоит уделить внимание и технической части – более низкая развеска позволяет детям рассматривать картины в деталях, не испытывая при этом дискомфорт, а более крупный шрифт этикеток дает ребенку возможность самостоятельно изучать данные о предметах. И, наконец, нужно дать детям «точку опоры» - то, на что он может опереться в изучении искусства, исходя из своего жизненного опыта, даря «радость узнавания». Так, например, в ЧГМИИ была открыта минивыставка «Сказы дедушки Бажова». На ней были представлены иллюстрации художника Г. Мосина к произведениям автора уральских сказов, а также художественное чугунное литье. Одновременно выставка знакомила детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова и с региональным искусством, переплетая новую для ребенка информацию с привычными образами и героями. Мастер-классы – это одна из наиболее распространенных форм взаимодействия с детской аудиторией. Благодаря таким мероприятиям юные посетители экспозиций приобщаются к техникам и приемам, которые используются в произведениях искусства, узнают об истории искусств, творческих профессиях в увлекательной форме. На выставках в Челябинском государственном музее изобразительных искусств, как правило, проводятся мастер-классы, связанные, непосредственно с тематикой экспозиции. Так на выставке «Когда простым и нежным взором…»3, проводилась серия мастер-классов по росписи народной игрушки. Подобного рода мастер-классы помогают юному зрителю лучше понять, где берет свои истоки наивное искусство, при помощи каких выразительных средств художник доносит до аудитории тот или иной посыл, какие силы прилагает творец при создании произведений искусства. Еще один пример серии тематических мастер-классов на выставке «Ракурсы реальности»4. Тогда, совместно с мастерской «Печка»5, проводились занятия по монотипии, акватипии, линогравюре, набойке и штамповой печати. Такие техники были представлены в экспозиции печатной графики и активно применяются автором-художником на практике.

В занятиях с младшими школьниками внимание уделено и практической и теоретической частям. Сочетание рассказа об истории искусства и прикладных заданий повышает концентрацию внимания на информации, необходимой для восприятия, и делает уроки увлекательнее. Пример таких занятий - программа «Здравствуй, искусство!». Цикл разрабатывался специально для экспозиции «Азбука Искусства», которая выстраивалась куратором по видам и жанрам искусства. На сегодняшний день занятия проходят на регулярной основе в постоянной экспозиции Картинной галереи ЧГМИИ. Данная программа включает в себя четыре последовательных урока – ознакомление с основами графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, а также изучение основных жанров изобразительного искусства. Теоретические блоки в занятиях составляют треть отведенного времени. Они чередуются с развлекательными заданиями, которые помогают детям освоить художественные приемы. Благодаря такому сочетанию ребенок получает и закрепляет информацию без существенного временного промежутка. После каждого занятия детям предлагается вновь изучить произведения искусства, учитывая полученные знания. Также в конце урока с учащимися младших классов проводится подготовка к следующему занятию (так, например, при изучении основ графики финальным заданием является работа со штрихом и цветом, что плавно подводит к разговору о живописи). Преимуществом таких мероприятий является то, что есть возможность их проводить в учебных учреждениях в качестве освещения деятельности музея, привлечения школьников на площадки музея. При работе с молодежью (старшими школьниками и студентами) нужно делать упор не только на развлекательно-познавательный характер мероприятий, но и учитывать специфику психологии подросткового возраста. Для такой аудитории в музеяхсуществуют творческие встречи. В рамках данных мероприятий на выставки приглашаются спикеры, так называемые «лидеры мнений» - профессиональные художники, искусствоведы, музыканты и общественные деятели. Подросткам и молодежи предлагается посетить творческие встречи с молодыми художниками Челябинска. Причем мероприятия носят скорее формат диалога, нежели лекции. Благодаря этому ребята учатся развивать способность рассуждать, анализировать, вести аргументированную дискуссию на темы, касающиеся изобразительного искусства. Кроме того, спикеры подобраны таким образом, чтобы подростками было комфортно вести беседу, и интерес к встречам не угасал – это художники, которые работают в различных направлениях (графика, живопись, ДПИ, театрально-декорационное искусство). Отдельного внимания заслуживает лекторий «Клуб любителей искусства»6, который работает в течение всего учебного года (с сентября по май). Хотя лекции рассчитаны на разные возрастные категории, они также пользуются популярностью среди школьников и студентов. Рассказы об истории искусства построены таким образом, что они перекликаются с проходящими временными выставками в музее или с памятными датами (День Матери, День Победы, Международный женский день, Международный день кошек и т.д.)

Практический блок:

-Прочитайте данный выше текст.

-Разработайте свое музейное мероприятие для привлечения внимания ребенка к экспозиции.

Это может быть: мастер-класс, творческая встреча, лекция(старший шк. возраст, студенты), квест, экскурсия с рисованием, театрализованное представление и тд.

-оформите в виде рабочего конспекта. Цели и задачи проводимого мероприятия. Возраст детей(учитывать возрастные особенности). Поэтапное описание мероприятия в конкретном художественном музее (Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж и тд).

 

Критерии оценки контрольной работы:

«5» - ответы на все вопросы полные, суждения аргументированы, обоснованы, содержание ответа изложено грамотно. Работа оформлена аккуратно с выделением и подчеркиванием тем и определений.

«4» - имеются незначительные недочеты в ответах на вопросы, суждения аргументированы, содержание ответа изложено грамотно.

«3» - имеются недочеты в ответах на вопросы, допущены ошибки в отборе фактов. Не аккуратное оформление работы.

«2» -ответы на вопросы не раскрыты.

 

 

  Литература для работы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: