Работа по теме занятия

Орг.момент.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть лучших знатоков природы на нашем увлекательном занятии, которое посвящено флоре Оренбургской области. А как вы понимаете слово флора? Правильно, растительный мир.

(тихо звучит музыка)

Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы.

2. Целеполагание. Надеюсь, что наше занятие поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

А что вы хотели бы узнать о флоре родного края?

(ответы детей)

 

· растения родного края;

· интересные факты о растения;

· особенности строения растений и др.

Мы сегодня с вами будем путешествовать по просторам родного края. А отправимся мы в путешествие на этом замечательном паровозике.

Сколько в нем вагонов, столько и будет у нас остановок.

Введение в тему.

-Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. Что это? ( Растение )

Итак, жизнь продолжается, занятие начинается, и мы с вами отправляемся необыкновенную «Страну Растений»

Приготовили ручки и поехали «чух-чух-чух-чух»

И чтобы узнать первое наше задание давайте возьмем и прочитаем что написано на первом вагончике. Читаем хором. (вспоминай)

Повторение пройденного материала.

Ведь мир растений чрезвычайно многообразен. Очень много разных дикорастущих и культурных растения можно встретить.

На какие 3 группы делятся растения?

- деревья

-кустарники

-травы

(ребята делятся на три группы, каждой из них предстоит составить синквейн)

1 группа – тема «Деревья»

2 группа – тема «Кустарники»

3 группа – тема «Травы»

(проверка синквейнов)

Работа по теме занятия.

 А теперь нам пора дальше в путь. Следующая наша остановка, читаем хором (Деревья)

Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.

Деревья по виду листьев делятся на хвойные и лиственные. И те и другие растут в нашей местности.

Хвойные отличаются обычно жёсткими вечнозелёными игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей или иглами. Какие деревья относящиеся к этой группе вы знаете?

Сосны, ели, пихты.

Лиственные деревья имеют cвои отличительные признаки. Как выдумаете какие?

(Детям предлагается из представленных вариантов выбрать только верные по их мнению)

1) Наличие листьев. Лист – это один из основных органов растения, выполняющий функцию дыхания и питания. Листья деревьев очень разнообразны по форме и величине.

2) Осенью окраска листьев меняется.

3) Все лиственные деревья сбрасывают свою листву. Это явление называется листопад.

И у паровозика есть для вас следующее задание. Читаем хором (найди свой дом)

Будем работать в парах. У каждого из вас на парте есть два конверта в одном из них иллюстрации деревьев, а в другом изображения их листьев. Найдите дом для каждого листочка.

береза

 

липа

 

дуб

клен

рябина

Давайте проверим.

С этим заданием все справились. Но у нас по каждому разделу есть эксперты, которые подготовили более полный материал.

Итак, послушаем их. Что они знают о данных деревьях.

Доклад учеников.

1 ученик: БЕРЕЗА - одно из самых красивых и поэтических растений русского леса. Это быстрорастущее светолюбивое дерево с густыми резными листьями на тонких поникших ветвях к 40-50 годам достигает 25-30 метров высоты.

2 ученик: ДУБ - На земном шаре насчитывается до 600 видов дуба, у нас в стране - до 20 видов. Один из них  летний занимает основную площадь дубрав. Самым могучим деревом леса считается дуб. Наши предки считали дуб священным деревом. Высота дуба составляет около 50 метров, продолжительность жизни – 500 лет. Но есть и долгожители более тысячи лет. Осенью на дубах созревают желуди.

3 ученик: РЯБИНА - небольшое дерево семейства розоцветных с округлой компактной кроной, с белыми цветками весной и с красно-оранжевыми гроздями свисающих плодов осенью.

4 ученик: ЛИПА. Род лип насчитывает несколько сот видов. В России наиболее распространена липа мелколистная - дерево до 30 метров высоты, до одного метра диаметром. Живет она 300-400 лет, а иногда и более.

Спасибо экспертам за их содержательный рассказ, они могут присаживаться на свои места.

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?

Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать! Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление. С березой было связано немало народных примет.
Интересно, что береза стала символом России благодаря одному человеку. Речь идет о поэте С. А. Есенине. В его стихотворениях береза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Береза – компонент типичного русского пейзажа. Особую силу эти ассоциации приобрели в кругу русской эмиграции, представители которой, читая стихи С. А. Есенина, испытывали особую тоску по покинутой России.

Внимание на экран. (видеосюжет со стихотворением С.Есенина «Белая береза»)

-Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?

(ответы детей)

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.

-Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

И мы продолжаем, читаем, что написано на следующем вагончике (путешествуй)

Изучая растительный мир родного края, мы просто не могли пройти мимо Бузулукского бора.

Сейчас, мы с вами отправимся в путешествие по этому огромному лесному массиву.

(Фильм о растительности Бузулукского бора)

Бузулукский бор представляет собой крупный лесной массив, вытянутый по широте на 53 км, а по долготе – на 34 км. Более двух третей массива занято разнообразными сосновыми и смешанными лесами. В настоящее время Бузулукский бор является самым крупным сосновым бором на песках надпойменных террас в степной зоне России. Сосняки Бузулукского бора окаймлены каймой лиственно­го леса, граничащего со степью. Полоса лиственных лесов – дубняков, топольников и ольшаников – тянется вдоль Боровки, а отдельные участки осинников и березняков разбросаны по всему бору. В местах со спокойным волнистым рельефом получил развитие со­сновый бор-зеленомошник (мшистый бор). На участках с крутосклонными дюнами, на сухих и относительно бедных песчаных почвах с очень глубоким залеганием грунтовых вод развит лишайниковый сосновый бор (беломошник). Сложный или кустарни­ковый бор получает развитие на богатых супесчаных и суглинистых почвах, к сосне здесь присоединяются дуб, липа и неморальные кустарники.

На территории бора в период его интенсивного изучения отечественными лесоводами и ботаниками были выделены эталоны различных типов леса.

По ориентировочным подсчетам в Бузулукском бору насчитывается 49 видов деревьев и кустарников, около 600 видов трав, 50 видов мхов и лишайников. Среди боровых растений многие виды редкие не только для Оренбуржья. Некоторые из них занесены в Красную книгу.

(показ Красной Книги)

 (обучающийся)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок...

Если ВСЕ: и я, и ты – Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты И деревья, и кусты...

И не будет красоты. И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

Как вы понимаете эти слова?

-Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек.

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»

В Красной книге Оренбургской области представлено 44 вида растений, из них отмечено в заповеднике 23 вида. И я вам предлагаю, посмотреть видео сюжет из заповедника «Оренбургский», снятый в 2009 году, на 20- летие этого заповедника. (видео)

Мы с вами уже сказали в начале занятия, что растения делятся на 3 вида: деревья, кустарники и травы.

О деревьях мы уже поговорили. Узнали новые сведения от экспертов.

А теперь мы отправляемся дальше, приготовили ручки и «чух-чух-чух-чух»

Приехали на станцию, которая называется (кустарники)

Какие кустарники, растущие на территории Оренбуржья, вы знаете?

Кустарники: ежевика, земляника, вишня, костяника, слива колючая (терн), шиповник, сирень, крыжовник.

Я предлагаю вам узнать еще больше об этих растениях.

Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Рядом растет он с березами, кленами.
Листья же осенью сбросит зелеными.
Ароматными гроздьями летом цветет.
Кто же кустарник тот назовет?

(Сирень)                                          

Прошу экспертов немного рассказать об этом растение.

1 ученик. Насчитывается около 30 видов этого цветущего кустарника, который относится к семейству маслиновых. Название сирени происходит из греческого языка от слова «трубка». Возможно, это обусловлено формой цветка сирени. У куста сирени много стволов, высотой куст бывает до 8 м, при красивой обрезке может иметь вид декоративного дерева с густой кроной и ароматными, густыми соцветиями.

Не зима сейчас, а лето,
И не ёлка, кустик это.
Хоть на вид совсем простой,
Но колючий он и злой.
На куст дружно навались,
Но смотри — не наколись.
Рукой ветки раздвигай,
Витамины собирай.
(Крыжовник)

Слово экспертам.

2 ученик. Крыжовник – одна из самых калорийных ягод. В его состав входит много сахаров, железа, аскорбиновой кислоты. Большинство сортов имеют на стеблях острые шипы. Чтобы избежать царапин, куст обильно поливают холодной водой, благодаря чему колючки становятся мягкими. Собирать ягоды лучше утром или вечером; если их собирают днем, то тару со сбором лучше всего ставить в тень.

Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в саду. (Шиповник)

Эксперты вам слово.

3 ученик. Шиповник – многолетний кустарник, семейства розоцветных. Он может достигать в высоту до трех метров. Период цветения, как правило, май-июнь, но это не всегда так. Цветки могут появиться и в августе. Плоды формируются к августу-сентябрю. У этого кустарника много разновидностей: более шестидесяти. Шиповник служит сырьем для приготовления витаминных напитков, настоев, отваров, экстрактов, сиропов.

Кустом в лесу, саду растёт
И белым зонтиком цветёт.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая...
(Калина.)

Отправляемся дальше. Читаем хором (отдыхай)

Я попрошу вас всех встать из-за парт. Проведем небольшую физминутку.

К какой группе растений можно отнести ромашку? (Ромашка относится к травянистым растениям).

Итак, следующая станция, читаем. (Травянистые растения)

Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (ребятам раздаются листы, где в 1-ом столбике они пишут общие признаки, а во 2-ом отличия)

Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

-Назовите травянистые растения (ответы детей).

- Говорят: «Растение земли украшение ». Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Ответы детей).

-Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.

-На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть полынь, тимофеевку, шалфей, люцерну, донник лекарственный, мелколистник, ширицу, тысячелистник, марь белую, аир обыкновенный. Все эти растения в можете увидеть у меня в засушенном виде. А как называются коллекция засушенных растений. Верно, гербарий.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей.

Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

А это люцерна.

Люцерна выращивается в промышленных масштабах. Генетики вывели более 50 сортов Люцерны посевной. Цветки Люцерны могут использоваться в декоративных целях. Цветёт Люцерна с конца весны и до осени. Цветки чрезвычайно богаты нектаром, и пчёлы собирают с них богатую дань.

Донник лекарственный, так же его в народе называют донник аптечный, донник желтый, буркун лекарственный, буркун, дикий хмель, заячий холодок, трилистник донный, томка, хрестовник, денец, мольная трава и др.

Встретить донник можно на Украине, в России, Киргизии, Казахстане, Средней Азии и других странах, в диком виде, а также как культивированное растение, на садовых и фермерских участках. Его используют как кулинарное и лечебное растение.
Тысячелистник 

 

Название «тысячелистник» кажется нам истинно русским. Ан нет! Это перевод видового латинского «millefolium», дословно и означающего «тысяча листьев». На самом деле листьев на кусте значительно меньше, не дотянуть до тысячи, даже если пересчитать все мелкие узкие сегменты листа, а вот цветков может быть больше 20 тысяч. И в этом свете поэтическая метафора автора сборника «Тысячелистник» М. Мещерякова, что «на каждый тысячный листок - цветок белесый», не соответствует истине. Все с точностью наоборот: он скорее «тысячецветник». В качестве лекарственного растения тысячелистник используют с давних времен. Еще греческий герой Ахилл исцелял его травой своих солдат, истекающих кровью. По некоторым древним названиям, переведенным на современные языки, можно понять, от каких болезней и кто лечился этим цветком: «тысячелистник рыцарей», «трава солдатских ран», «трава крови», «чахоточная трава» и прочее.






















Марь белая

В старину говорили: «То ещё не беда, когда есть лебеда». Лебеду использовали в пищу на Руси почти повсеместно. В наше время в некоторых странах она считается ценным шпинатным растением.
Лебеду многие привыкли считать банальным сорняком. А у неё свои секреты. Только-только солнце начнёт садиться, как марь белая наклоняет в его сторону верхушку своего стебля и остаётся в таком положении до утра. Знающие люди по этой особенности лебеды определяют, где запад, а где восток.

А про следующее растение нам хотят рассказать эксперты.

Давайте внимательно рассмотрим строение растения.

Отгадайте следующие загадки, чтобы узнать, для чего предназначена каждая составляющая растения.

1.Орган, который растёт вниз, находится в почве. (Корень)

вертикальном положении;        

2.Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель)

3.Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья)

4.Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок)

5.Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена. (Плод)
6. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается. (Семена)

Я предлагаю вам, подписать органы растения у себя на листочках.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: