Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются диалоговые формы обучения на уроках истории в школе.

Предметом работы является методический материал по использованию диалоговых форм обучения истории.

Методологическая база.

При работе над курсовой работой использовались следующие методы исследования: анализ, методы дедукции и сравнения. Метод дедукции выражается в рассмотрении материала от общего – раскрытие понятия «диалоговые формы обучения» к конкретным примерам. Метод сравнения использовался для сравнения диалогических форм обучения. Метод анализа использовался при изучении нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы.

Гипотеза.

Использование диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах является эффективным средством обучения истории.

Структура работы.

Работа включает введение, две главы с подразделами, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Основные положения, которые были вынесены на защиту.

1. Диалоговые формы обучения истории – это речевое, субъективное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учитель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии.

2. Диалоговые формы обучения можно применять на уроках истории с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.

3. На уроках истории можно применять такие формы диалогового обучения, как беседа, дискуссия, работа в группах и работа в парах, обучающие игры.

4. Методический материал с применением диалоговых форм обучения разработан с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.

5. Определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории определена при помощи диагностики освоения учебного материала.

Положение, выносимое на защиту.

Диалоговые формы обучения истории – это речевое, субъективное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учитель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии.

На уроках истории главная роль принадлежит живому слову учителя. Живое слово на уроке выступает в монологической и в диалогической форме. Любое научное или учебно-научное обсуждение построено в диалогической форме. Диалог является основой педагогического общения. Существует несколько определений термина «диалог».

В зависимости от цели и задачи диалога, конкретной ситуации и ролей партнеров, выделяются следующие виды диалогов: социально-бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры. Каждый диалог имеет структуру: зачин – основная часть – концовка.

Диалог в обучении, или учебный диалог – это речевое, субъективное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учитель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной ситуации, решая учебные задачи. Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях.

На уроках истории возможно применение разных видов учебного диалога, построенных в системе: учитель – ученик, ученик –- учитель, ученик – ученик, ученик – ученики, эксперт – учитель, эксперт – ученик. Экспертом выступает учитель-коллега, который принимает непосредственное участие в диалоге. Самым распространенным видом диалога в основной школе является диалог учитель – ученики.

Вести диалог означает искать истину совместно. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений, который позволяет быть услышанным. Главное в диалоге не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:

1. Личностный уровень – диалог с собственным «Я», общение с самим собой;

2. Межличностный уровень – диалог с различных ценностно-интеллектуальных позиций «Я» и «другой»;

3. Мультидиалог – множественный одновременный диалог. Диалог в группах.

 

Таким образом, можно прийти к выводу, что применение диалоговых форм обучения истории помогает делать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, а также повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Обучение при помощи диалоговых форм позволяет воспринимать учебный процесс творчески и создает условия для развития личности. У учащийся развиваются такие умения как вести диалог, формулировать вопросы и ответы, вести беседу, выделять главное, внимательно и терпимо относится к собеседнику, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: