Задания на анализ информации, представленной в табличной форме.
Задание № 21.
1. Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке»
Выживание птенцов в зависимости от количества яиц в кладке.
| Количество яиц в кладке | Доля выживших птенцов (в%) |
| 1 | 100 |
| 2 | 95 |
| 3 | 90 |
| 4 | 83 |
| 5 | 80 |
| 6 | 53 |
| 7 | 40 |
| 8 | 35 |
| 9 | 32 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных данных.
1. Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
2. Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого их птенцов.
3. Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, - 5.
4. Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
5. Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ___________________
2. Проанализируйте таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определенное время».
Изменение скорости размножения бактерий за определенное время
| Время после введения бактерий в культуру, мин. | Колба №1, число бактерий | Колба №2, число бактерий |
| 20 | 18 | 20 |
| 40 | 36 | 40 |
| 60 | 72 | 80 |
| 80 | 140 | 160 |
| 100 | 262 | 314 |
| 120 | 402 | 620 |
| 140 | 602 | 1228 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. Скорость размножения бактерий в обеих колбах в течение всего эксперимента одинакова
2. В колбе № 2 питательная среда истощилась быстрее, чем в колбе №1.
3. Скорость размножения бактерий в обеих колбах вначале эксперимента одинакова, затем снижается в колбе №1
4. В колбы поместили разное количество бактерий: в колбу № 1 – 9, в колбу №2 – 10.
5. Скорость размножения бактерий зависит от их количества
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ___________________
3. Проанализируйте таблицу «Зависимость кислородной емкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря»
Зависимость кислородной емкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря
| Вид | Высота над уровнем моря, км | Количество эритроцитов в 1 мм3крови, млн. | Содержание гемоглобина, в % |
| Горный баран-архар | 4-5 | 14 | 17,1 |
| Овца домашняя(горные районы) | 2,6 | 10 | 11,6 |
| Овца домашняя (равнинные районы) | 0 | 9 | 10,3 |
| Винторогий козел | 2-3,5 | 26 | 17,1 |
| Дагестанский тур | 2-4 | 14 | 12,4 |
| Коза домашняя (горные районы) | 2-3 | 20 | 12,5 |
| Коза домашняя (равнинные районы) | 0 | 15 | 9,9 |
| Собака домашняя(горные районы) | 4,5 | 8 | 20,6 |
| Собака домашняя(равнинные районы) | 0 | 6 | 14,3 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. У животных с одинаковым количеством эритроцитов в 1мм3 крови одинаковое содержание в них гемоглобина.
2. Между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в 1 мм3 крови существует обратно пропорциональная зависимость
3. Между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в 1 мм3 крови существует прямо пропорциональная зависимость.
4. Между количеством эритроцитов в 1 мм3 крови и содержанием в них гемоглобина существует прямо пропорциональная связь.
5. Эритроциты собаки домашней по сравнению с другими млекопитающими, указанными в таблице, способны переносить кислорода больше.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ___________________
4. Проанализируйте таблицу «Содержание соланина в различных сортах картофеля»
Содержание соланина в различных сортах картофеля
| Сорт | Содержание соланина | ||||
| глазок | мякоть клубня | ягода | листья | стебель | |
| Детскосельский | 4,0 | 0,2 | 7,5 | 4,5 | 9,0 |
| Синеглазка | 5,0 | 0,1 | 9,0 | 6,0 | 7,0 |
| Чугунка | 1,0 | 0,2 | 8,5 | 5,5 | 9,5 |
| Скала | 3,0 | 0,4 | 6,8 | 4,8 | 11,2 |
| Золушка | 3,0 | 0,3 | 8,0 | 7,5 | 8,0 |
| Ранняя роза | 0,1 | 4,0 | 4,6 | 8,9 | |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. Соланин – ядовитое вещество, вызывающее отравление.
2. Наибольшее количество соланина накапливается в листьях, стеблях и плодах.
3. По сравнению с мякотью клубня соланина накапливается больше в глазках.
4. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России в XVIII веке.
5. Соланин накапливается при неправильном хранении картофеля.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ___________________
5. Проанализируйте таблицу «Количество генетического материала»
Количество генетического материала
| Фаза мейоза | Количество хромосом | Количество ДНК |
| Интерфаза (пресинтетический период) | 2n | 2c |
| Интерфаза (синтетический период) | 2n | 4c |
| Интерфаза (постсинтетический период) | 2n | 4c |
| Профаза I | 2n | 4c |
| Метафаза I | 2n | 4c |
| Анафаза I (у каждого полюса клетки) | n | 2c |
| Телофаза I | n | 2c |
| Профаза II | n | 2c |
| Метафаза II | n | 2c |
| Анафаза II (у каждого полюса клетки) | n | c |
| Телофаза II | n | c |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1.Редукция числа хромосом происходит в анафазе второго деления мейоза.
2. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе в синтетическом периоде.
3. В профазе первого деления происходит конъюгация и кроссинговер.
4. В результате деления образуются четыре клетки.
5. Редукция числа хромосом происходит в анафазе первого деления мейоза.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ___________________
6. Проанализируйте таблицу «Глубина проникновения в почву корней различных растений»
Глубина проникновения в почву корней различных растений
| Растения | Глубина проникновения корней, см |
| Картофель | 150 |
| Яблоня | 300 – 400 |
| Кукуруза | 200 |
| Пшеница (сухие поля) | 250 |
| Пшеница (орошаемые поля) | 50 |
| Карликовая береза (тундра) | 20 |
| Ежовник безлистный (пустыня) | 1500 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. У культурных растений корни в почву проникают на одинаковую глубину.
2. У древесных форм растений корни длинные.
3. У травянистых растений корни располагаются поверхностно.
4. Корни растений тундры из-за вечной мерзлоты располагаются у поверхности, а у растений пустынь – длинные, так как грунтовые воды располагаются глубоко.
5. Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ___________________
7.Проанализируйте таблицу «Число устьиц у разных растений на 1 мм2 поверхности листа»
Число устьиц у разных растений на 1 мм2 поверхности листа
| Растения | Число устьиц на 1 мм2 | Место произрастания | |
| на верхней поверхности | на нижней поверхности | ||
| Кувшинка | 625 | 3 | Водоем |
| Дуб | 0 | 438 | Влажный лес |
| Слива | 0 | 253 | Умеренно влажный лес |
| Яблоня | 0 | 246 | |
| Пшеница | 47 | 32 | Недостаточно влажное поле |
| Овес | 40 | 47 | |
| Очиток | 21 | 14 | Сухие песчаные места |
| Молодило | 11 | 14 | |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. Наибольшее количество устьиц на верхней поверхности листа у кувшинки, а на нижней – у дуба, сливы и яблони.
2. Листья кувшинки находятся на поверхности воды, следовательно, испарение и газообмен возможны только с верхней поверхности листьев.
3. Чем суше место произрастания растения, тем больше устьиц.
4. У дуба, сливы и яблони устьица отсутствуют на верхней поверхности листа, так как эти растения произрастают в условиях повышенной влажности.
5. У культурных растений устьица распределены равномерно на верхней и нижней поверхности листьев.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ___________________
8.Проанализируйте таблицу «Потребление кислорода в зависимости от размеров млекопитающих»






