МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ занятий
По дисциплине ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Уважаемые студенты!!!. Перед вами инструкция для выполнения оставшихся работ по темам «Сборочные чертежи» и «Ремонтные чертежи». Написана тема, краткая теория и задание. Более подробную теорию можно брать в интернете.
Задание 1. По примеру, представленному ниже прочитать сборочный чертеж своего варианта. Ответы записать, сфотографировать и выслать в контакте до 6 мая.
Задание 2. Опираясь на пример и материал учебников и сети интернет заполнить спецификацию на сборочный чертеж своего варианта. Работу сфотографировать и выслать на проверку до 11 мая.
Задание 3. (Только для групп Т-181, Т-182 и ТМ-181). Можно перечертить данный чертеж, а можно найти свой в интернете. Выслать до 20 мая.
Практическое задание 1
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия
Сборочный чертеж – документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля.
Сборочный чертеж выполняется на стадии разработки рабочей документации на основании чертежа общего вида и должен давать представление о расположении и взаимной связи соединяемых составных частей изделия и обеспечивать возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы. Сборочный чертеж, согласно ГОСТ 2.102-68 "Виды и комплектность конструкторских документов", отнесен к основному комплекту конструкторской документации.
В соответствии с ГОСТ 2.109-73 "Правила выполнения чертежей деталей, сборочных, общих видов, габаритных и монтажных" сборочный чертеж должен содержать:
• изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи его составных частей, соединяемых по данному сборочному чертежу и обеспечивающих возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы;
• габаритные, установочные, присоединительные и необходимые справочные размеры:
- габаритные размеры определяют предельные внешние очертания изделия (высоту, длину и ширину изделия или его наибольший диаметр);
- установочные размеры характеризуют размеры элементов, служащих для установки изделия на месте монтажа;
- присоединительные размеры определяют размеры элементов, служащих для соединения с сопрягаемыми изделиями;
- справочные размеры – обозначения резьб, параметры зубчатых колес и т.д.
• предельные отклонения и другие параметры и требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы по данному сборочному чертежу;
• указания о характере сопряжения и методах его осуществления, если точность сопряжения обеспечивается не заданными отклонениями размеров, а подбором, пригонкой и т.д., а также указания о способе соединения неразъемных соединений (сварных; паяных и др.);
• номера позиций составных частей, входящих в изделие;
• основные характеристики изделия (массу, мощность, число оборотов и пр.).
В соответствии с ГОСТ 2.108-73 "Спецификация" сборочный чертеж сопровождается спецификацией, которая является основным конструкторским документом сборочной единицы и выполняется на отдельных листах формата А4.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
- Какие требования предъявляются к главному изображению сборочного чертежа?
- Что понимается под позицией детали?
- Какие размеры наносятся на сборочных чертежах?
- Как располагаются на чертеже полки-линии выносок, предназначенные под цифры номеров позиций.
Задания и порядок выполнения практического занятия:
Задание: Прочитать сборочный чертеж.
Порядок выполнения:
Чтением сборочного чертежа называют процесс определения конструкции, размеров и принципа работы изделия по его чертежу. Можно рекомендовать такую последовательность чтения сборочного чертежа изделия:
Последовательность чтения сборочного чертежа
1. Изучить содержание основной надписи, выяснив название сборочной единицы и масштаб ее изображения.
2. Рассмотреть на сборочном чертеже виды, разрезы, сечения и представить форму и размеры изображенного на нем изделия.
3. Прочитать технические требования на чертеже и проставленные размеры;
4. Используя спецификацию, определить, из скольких деталей состоит изделие, выяснить название каждой из них и материал, из которого они изготовлены.
5. Определить форму каждой детали, рассмотрев их изображения на сборочном чертеже.
6. Выявить виды соединений деталей, использованные в изделии. Выделить стандартизованные детали, на которые не выполняют чертежи.
7. Установить принцип работы и последовательность сборки изделия.
Требования к оформлению отчета по практической работе
Студент устно читает преподавателю сборочный чертеж по своему варианту, придерживаясь всех пунктов последовательности чтения сборочного чертежа.
Образец отчета по практической работе
|
|
| 1. Изделие называется «Вентиль». Это название записано в соответствующей графе основной надписи. 2. Вентиль предназначен для регулирования доступа рабочей среды (жидкости или газа) из одной системы в другую. 3. На чертеже дан фронтальный разрез, который позволяет выявить внутреннее строение всех деталей и вид сверху без деталей 7,8,9 (маховик, гайка, шайба). 4. Первая деталь называется корпус. Основная часть корпуса имеет форму пустотелого цилиндра, оканчивающегося сверху цилиндрическим наконечником с внешней резьбой, а внизу- двумя приливами c внешней резьбой. Также внутри пустотелого цилиндра имеются резьбовое отверстие и отверстия, соединяющие входную и выходную полости. Деталь №2 – шпиндель имеет цилиндрическую поверхность. На одном конце его нарезана резьба под гайку и про фрезерован призматический элемент квадратного сечения. Примерно посередине нарезана резьба. Другой конец шпинделя обжат по головке клапана. Вращение шпинделя обеспечивает передвижение клапана детали поз. №3. Клапан имеет ступенчатую цилиндрическую и усеченную коническую форму. Деталь №4- гайка накидная. Cнаружи гайка представляет собой шестигранник, внутри имеется резьба и отверстие для шпинделя. Деталь №5-втулка сальника. Имеет ступенчатую цилиндрическую форму. Служит для уплотнения набивки (пеньки). Деталь №6-кольцо сальника. Имеет пустотелую цилиндрическую форму с внутренними скосами. 5. Детали между собой соединяются при помощи резьбы. При повороте маховика против часовой стрелки шпиндель начинает двигаться вверх и поднимать клапан. При помощи вентиля можно регулировать давление жидкости или газа. 6. На чертеже приведены габаритные размеры: высота 140-155, длина 100 и ширина 55, а также эксплуатационные диаметр 8 и присоединительные 45,20 и М27. 7. Выявив конструкцию каждой детали, входящей в изделие, определяем порядок сборки. В отверстие корпуса 1 ввинчивают шпиндель 2 с клапаном 3 до контакта конуса клапана с перекрываемым отверстием. Далее в сальниковую камеру корпуса устанавливают кольцо сальника 6, укладывают уплотнительную набивку 10, вставляют втулку сальника 5 и фиксируют накидной гайкой 4. На шпиндель 2 надевают маховик 7 и крепят через шайбу 9 гайкой 8. Разборка вентиля осуществляется в последовательности, обратной сборке. | |






