I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема занятия № 46: Прямая речь и косвенная. Знаки препинания
Цели занятия
1. Образовательные цели: закрепление навыков постановки запятой в простом осложнённом предложении; систематизация знаний по различию обособленных членов предложения, вводных слов, уточняющих членов предложения.
Студент должен знать:
– как различать прямую и косвенную речь;
– все случаи написания прямой и косвенной речи.
Студент должен уметь:
– находить в предложениях прямую речь;
– обосновывать условия выбора знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
– находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– строить предложения заданной синтаксической конструкции.
2. Развивающие цели:
– развитие интеллектуальных, творческих и аналитических способностей личности;
– расширение кругозора в области русского языка;
– развитие познавательного интереса;
– развитие навыков выступления, умения вести дискуссии, работать в группе.
|
|
3. Воспитательные цели:
– формирование нравственной культуры;
– воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей;
– развивать необходимость дальнейшего совершенствования и расширения знаний по русскому языку;
– воспитывать любов к родному языку;
– развивать самостоятельность и последовательность мышления.
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Прямая речь и косвенная. Знаки препинания.
«Знаки препинания – ноты при чтении»
А.П. Чехов.
Чужая речь – это высказывание других лиц. Она может передаваться прямой и косвенной речью.
Способы передачи чужой речи:
1) предложения с прямой речью | Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет». |
2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями | Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый. |
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи | Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай. |
4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения | Как сказал дед, хлеб добрые руки любит. |
Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из 2 компонентов: слов автора и собственно прямой речи.
Я сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»
Миша ответил: «Хорошо, я заеду за тобой в пять утра».
Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: я сказал, Миша ответил).
При передаче прямой речи на письме прямая речь заключается в кавычки.
|
|
Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:
Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»
Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая и тире, например:
«Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.
Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставятся вопросительный или восклицательный знак и тире, например:
«Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.
«Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.
Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так: если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире.
Без авторских слов:
«Выслушайте меня когда-нибудь до конца».
«Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк».
«Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».
С авторскими словами:
«Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».
«Меня зовут Фомой, — ответил он, — а по прозвищу Бирюк».
«Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».
Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Без авторских слов:
«Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».
С авторскими словами:
«Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».
Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Без авторских слов: «Что вы тут делаете? Букет вяжете?» и «Что вы тут делаете? — промолвил Базаров.— Букет вяжете?»
С авторскими словами: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу». «Ну хорошо, хорошо! — засмеялась Валя.— Я никому не скажу».
Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным.
Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.
Цель высказывания | Способ присоединения | Примеры |
Повествовательное предложение | Союзы будто, что | Он сказал, что прилетит утром. |
Вопросительное предложение | Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза | Мама спросила, когда прилетит самолет. |
Побудительное предложение | Союз чтобы | Начальник приказал, чтобывсе вышли на улицу. |
Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.
Антон сказал, что завтра мы поедем за город.
При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.
Например:
«Эй, Петя, ты сдал экзамен?» — спросила Надя (прямая речь).
Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.