Прямая речь и косвенная. Знаки препинания

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема занятия № 46: Прямая речь и косвенная. Знаки препинания

 

Цели занятия

1. Образовательные цели: закрепление навыков постановки запятой в простом осложнённом предложении; систематизация знаний по различию обособленных членов предложения, вводных слов, уточняющих членов предложения.

Студент должен знать:

–     как различать прямую и косвенную речь;

–     все случаи написания прямой и косвенной речи.

 

Студент должен уметь:

– находить в предложениях прямую речь;

– обосновывать условия выбора знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

– находить и исправлять пунктуационные ошибки;

– строить предложения заданной синтаксической конструкции.

2. Развивающие цели:

– развитие интеллектуальных, творческих и аналитических способностей личности;

– расширение кругозора в области русского языка;

– развитие познавательного интереса;

– развитие навыков выступления, умения вести дискуссии, работать в группе.

3. Воспитательные цели:

– формирование нравственной культуры;

– воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей;

– развивать необходимость дальнейшего совершенствования и расширения знаний по русскому языку;

– воспитывать любов к родному языку;

– развивать самостоятельность и последовательность мышления.

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Прямая речь и косвенная. Знаки препинания.

«Знаки препинания – ноты при чтении»

А.П. Чехов.

Чужая речь – это высказывание других лиц. Она может передаваться прямой и косвенной речью.

 

Способы передачи чужой речи:

 

1) предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».
2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.
4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

 

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из 2 компонентов: слов автора и собственно прямой речи.

Я сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»

Миша ответил: «Хорошо, я заеду за тобой в пять утра».

Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: я сказал, Миша ответил).

При передаче прямой речи на письме прямая речь заключается в кавычки.

Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:

Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»

Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая и тире, например:

«Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.

Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставятся вопросительный или восклицательный знак и тире, например:

«Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.

«Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.

Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так: если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире.

Без авторских слов:

«Выслушайте меня когда-нибудь до конца».

«Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк».

«Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».

С авторскими словами:

«Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».

«Меня зовут Фомой, — ответил он, — а по прозвищу Бирюк».

«Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».

Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Без авторских слов:

«Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

С авторскими словами:

«Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Без авторских слов: «Что вы тут делаете? Букет вяжете?» и «Что вы тут делаете? — промолвил Базаров.— Букет вяжете?»

С авторскими словами: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу». «Ну хорошо, хорошо! — засмеялась Валя.— Я никому не скажу».

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным.

Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Цель высказывания Способ присоединения Примеры
Повествовательное предложение Союзы будто, что Он сказал, что прилетит утром.
Вопросительное предложение Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза Мама спросила, когда прилетит самолет.
Побудительное предложение Союз чтобы Начальник приказал, чтобывсе вышли на улицу.

 

Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.

Антон сказал, что завтра мы поедем за город.

При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.

Например:

«Эй, Петя, ты сдал экзамен?» — спросила Надя (прямая речь).

Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: