I. Европа.
Ренато Гуттузо (1912-1987). Италия.
Художник, график, представитель неореализма. Антифашист, член компартии с 1940 года.
Казнь в поле. 1938
Распятие. 1941
В послевоенное время примкнул к направлению неореализма, характерного для Италии этого периода.
Черты неореализма:
- Темы – социальные: жизнь простых людей – крестьян, рабочих. Жанры бытовой, исторический, портрет.
- Воплощение гуманистических идей: отражение значимости простого человека, его стойкости, доброты, порядочности.
- Динамичная композиция.
- Острый, выразительный рисунок.
- Яркий, декоративный цвет.
Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии. 1948
Битва у моста Аммиральо. 1951-1952.
Картина посвящена Джузеппе Гарибальди, борцу за объединение Италии.
Буги-вуги в Риме. 1954
Пляж. 1955-1956.
Портрет Рокко с сыном. 1960
Рокко у патефона. 1961
Рокко Каталани – рабочий, приехавший в Рим из Калабрии. Помощник, друг, натурщик Гуттузо.
Похороны Тольятти. 1972.
|
|
Пальмиро Тольятти – генеральный секретарь Итальянской коммунистической партии.
Кафе Греко. 1976
На картине, в старейшем кафе в Риме, изображены: художник Джорджо де Кирико, актриса Анна Маньяни, поэт Гийом Аполлинер, антрепренер Буффало Билл, индеец Сидящий Бык и французский писатель Андре Жид.
Кете Кольвиц (1867-1945). Германия.
График, скульптор. Работала в техниках офорта и литографии. Творчество носит ярко выраженный социальный характер.
Серия «Восстание ткачей». 1897-1898. Офорт, литография.
Лист «Нужда». Офорт.
Лист «Конец»
Посвящена событиям первой половины 19 века. Толчком для создания серии послужила пьеса Г.Гауптмана «Ткачи». Главной героиней многих произведений является женщина-мать, в чем однозначно проявились автобиографические черты.
Серия «Крестьянская война». 1903-1908. Офорт.
Отражение событий крестьянской войны 1525 года.
Лист «Прорыв»
Мать с мертвым ребенком. 1903
Помогите России! 1921. Плакат.
Скульптура.
Скорбящие родители. 1932.
Скульптура сделана для военного кладбища в Диксмёйде как надгробие младшему сыну, погибшему в первую мировую войну.
Пьета. 1937
Скульптура поставлена на Новой вахте в Берлине. Памятник жертвам фашизма и милитаризма. Под плитами пола находятся могила неизвестного солдата, узника концлагеря и бойца Сопротивления.
Фрэнк Брэнгвин (1867-1956). Англия.
Художник-станковист и монументалист, график, дизайнер.
Живопись
Милосердие. 1890. ГЭ.
Рынок. 1893. ГМИИ
Живописные произведения отличаются декоративностью цвета, контрастом освещения, четкостью контуров.
|
|
Графика.
Художник работал в технике офорта, причем многие его листы отличаются и большими, не характерными для офорта размерами, и монументальностью.
Пильщики на корабельной верфи. 1904. 58х46,5.
Санта Мария дела Салюте. 1908. 54,5х81.
Мост Понте Ротто, Рим. 1924.
Монументальность графических листов строится на низкой линии горизонта, крупных размерах главного объекта в формате.
Дизайн.
Интерьер зала Жака Картье на лайнере «Еmpress of Britein». 1931.
Джакомо Манцу (1908-1991). Италия.
Скульптор.
Двенадцатый ребенок в семье сапожника и монастырского сторожа. В 21 год сделал свой первый заказ на убранство капеллы католического университета.
Давид. 1938.
В обращении к классической теме создает совершенно нетривиальный, запоминающийся образ мальчика-подростка.
Танцовщицы. Детройт, Зальцбург.
Кардиналы.
Врата смерти. Собор святого Петра. Рим. 1947-1963.
Северные врата на западном фасаде, предназначались для усопших. Традиционное композиционное решение: на каждой створке 5 композиций, одна большая вверху, и 4 малые внизу, + изображения мертвых птиц.
Большие: Успение Марии,
Снятие со креста.
Малые: смерти библейских персонажей (Авеля, Иосифа), пап (Григория VII, Иоанна XXIII), смерти насильственная, на земле, в воздухе. Обобщенная форма, врезанные линии.
Является автором весьма редкого произведения – натюрморта в круглой скульптуре
Стул. 1987
II. Америка.
- Объединение «Восьмерка», или «школа мусорных ведер», или Ашканская школа. 1901-1913. США.
Первоначально – четыре художника (во главе с Р.Генри), газетные рисовальщики Филадельфии, позже переехавшие в Нью-Йорк. Ставили перед собой задачу изображения повседневной жизни простых людей. С 1908 года к ним присоединились еще четверо, все вместе стали участниками выставки. Объединение получило название «Восемь» (или Восьмерка). Выражение «школа мусорных ведер» появилось в 1916 году в переписке художников. Название Ашканская школа происходит от англ. «пепельница».
Подражали импрессионистам, занимались не только бытовым жанром, но и пейзажем, преимущественно городским. Решали проблему изображения человека в среде.
Роберт Генри (1865-1929).
Пейзаж
Снег в Нью-Йорке. 1902
Портрет
Белокурая Бриджет Лоуэлл.
Гертруда Вандербильд Уитни. 1916
Джон Слоун (1871-1951).
Задворки Гринвич-Вилледжа. 1914
Воскресенье. Женщины сушат волосы.
Уильям Глаккенс (1870-1938).
Во многих работах автора чувствуется влияние Ренуара.
У Мукена. 1905
Обнаженная с яблоком. 1910
Джордж Бенджамин Лакс (1867-1933).
Уличная сцена. Хестер-стрит. 1905
Борцы. 1905
Эверетт Шинн (1876-1953).
Многие картины посвящены изображению театра, варьете и обнаженной женской натуре. Влияние Дега несомненно.
Женщина в ванной. 1903
Белый балет. 1904
Пейзаж.
Купер-сквер. 1900-1908
Ряд работ написан на душераздирающие сюжеты, где изображены бездомные или выселяемые из жилья люди.
Бездомная кошка. 1938
- Рокуэл Кент (1882-1971).
Живописец, график. Учился у Р.Генри. Писал на Аляске, в Гренландии.
Написал несколько книг: свою автобиографию – «Это я, господи!»; книги о Гренландии – «Саламина», «Гренландский дневник», - которые сам иллюстрировал.
Любил изображать девственную природу севера, очень много написал зимних пейзажей. Работы отличаются лаконизмом, простотой композиционного построения, сдержанностью цвета и одновременно декоративностью.
Остров Монеган. 1907
Аляска. Вид с Лисьего острова зимой. 1919
Солнечный блеск. 1919
Гренландский берег. 1931
Возвращение охотников. Северная Гренландия. 1933
|
|
Гора Ассинибойн. Канадские скалистые горы. 1952
Река Сэйбл. 1960
Иллюстрации
Кентерберийские рассказы, 1934. Ксилография.
Роман Г.Мелвилла «Моби Дик». 1930. Ксилография.
Станковая графика
Вершина. 1928. Литография
Вечная бдительность – цена свободы. 1945. Литография
- Эндрю Уайет (1917-2009).
Уайеты –потомственные художники: отец Ньюэлл Конверс Уайет - художник-иллюстратор (и учитель Эндрю), сын Джеймс Уайет – анималист, портретист.
Эндрю Уайет работал в акварели и темпере.
Автопортрет. 1945