Осуществление контроля за законностью деятельности сотрудников органов внутренних дел

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Начальная профессиональная подготовка

и введение в специальность»

 

на тему «Правовое регулирование и порядок обжалования действий сотрудников органов внутренних дел»

 

 

специальность40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

                                     Выполнил студент: Жалдыбин А.А

          Группа: 18КД9

                                              Проверил руководитель: Дургалян С.Р.

 

 

                                          Работа защищена с оценкой _____________

                                              Преподаватели _____________ С. А. Тимошкин

                                                                            _____________ О.А. Тимошкина

                                                                      ____________     С.Р. Дургалян

 

                                   Дата защиты «___» ______________2020.

 

Пенза, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ...........................................................................................................................5

1.1 Законность и способы ее обеспечения в деятельности сотрудников органов внутренних дел..........................................................................................5

1.2 Осуществление контроля за законностью деятельности сотрудников органов внутренних дел..........................................................................................8

ОБЖАЛОВАНИЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ......................................................................11

2.1 Порядок обжалования неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел......................................................................................................11

2.2 Ответственность сотрудников органов внутренних дел за неправомерные действия..................................................................................................................14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................22

ВВЕДЕНИЕ

В современном гражданском обществе органам внутренних дел отведено значимое место. Они обеспечивает защиту жизни, прав и свобод всех граждан. Однако нередкими в последнее время являются случаи недовольства работой сотрудников органов внутренних дел, что влечёт за собой подачу различного рода жалоб.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время многие граждане страдают от действий или бездействий сотрудников органов внутренних дел. Так, граждане вправе обжаловать любые неправомерные действия со с стороны сотрудников органов внутренних дел.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при обжаловании действий сотрудников органов внутренних дел.

Предметом выступают особенности выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих обязанностей.

Цель курсовой работы - изучение возможности и способов обжалования неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования.

1. Изучить способы обеспечения законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Выявить способы осуществления контроля за законностью деятельности сотрудников органов внутренних дел

3. Рассмотреть порядок обжалования неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел.     

4. Проанализировать ответственность сотрудников органов внутренних дел за неправомерные действия.

Для достижения поставленной цели и решения основных задач использованы общенаучные и специально – юридические методы: метод теоретико –правового регулирования и прогнозирования; метод правовой диагностики.

Основной нормативно-правовой базой исследования являлись Конституция Российской Федерации[1], Федеральный закон «О полиции»[2], Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3], а также иные нормативные акты Российской Федерации. Также при написании курсовой работы исследовалась научная и учебная литература.

Таким образом, актуальность темы, предмет, объект, цели и задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, два раздела, четыре подраздела, заключение и список использованных источников.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДИКОВ  ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Законность и способы ее обеспечения  в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Сущность законности в деятельности ОВД – соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.

Причинами высокой значимости законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел являются следующие обстоятельства:

1) Органы внутренних дел представляют собой самую многочисленную по количеству сотрудников и органов систему охраны прав. Граждане контактируют с ними значительно чаще, чем с прокуратурой, судом и иными правоохранительными органами. В связи с этим объективно существенная часть нарушений прав и свобод граждан имеет место именно в деятельности органов внутренних дел.

2) По отношению граждан к органам внутренних дел определяется отношение граждан в целом к государственной власти, что требует постоянной оценки деятельности сотрудников с позиций законности.

3) Органы внутренних дел обладают внушительными властными полномочиями, в том числе и по применению мер административного принуждения и административной ответственности, издают в ходе административной деятельности большое количество актов управления, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, законность которых должна быть предметом постоянного внимания.

4) Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел и полиции не могут быть полностью урегулированы законодательно. Поэтому сотрудники наделены широкими дискретными полномочиями, свободой административного усмотрения, которая позволяет исполнять служебные полномочия наиболее эффективно, но в то же время ставит сложные задачи обеспечения законности и дисциплины.

5) Сотрудники органов внутренних дел обязаны соблюдать режим законности в условиях противодействия со стороны правонарушителей и граждан, нигилистически настроенных в отношении собственных обязанностей в сфере управления, что приводит к конфликтным ситуациям – источникам нарушения законности со стороны сотрудников органов внутренних дел.

В деятельности органов внутренних дел законность выражается,во-первых, в том, что их структура и компетенция определены в законах и подзаконных нормативных актах, во-вторых, в точном осуществлении ОВД требований и принципов права, в-третьих, в строгой подзаконности всей правоприменительной деятельности, в-четвертых, в строгой субординации актов, издаваемых ОВД. Законность есть показатель уровня и результата работы органов внутренних дел.

Проблема законности в деятельности ОВД актуальна тем, что сотрудники полиции действуют от лица государства. Нарушения закона последними имеют характер чрезвычайных, подрывают авторитет закона и государственной власти[4]. В обеспечении законности важную роль играет служебная дисциплина в органах внутренних дел.

Значение законности для функционирования органов внутренних дел обусловлено следующими обстоятельствами.

Объективно наибольшее количество нарушений прав и свобод граждан отмечается со стороны органов внутренних дел. Причинами такого положения является значительная частота контактов между сотрудниками и гражданами в сравнении с другими правоохранительными органами.

Очевидным является тот факт, что через отношение граждан к органам внутренних дел определяется авторитет государственной власти в целом.

Достаточно широкие властные полномочия, которыми наделены органы внутренних дел, в особенности, связанные с применением административно-принудительных мер и административной ответственности, издание множества юридических актов, влияющих на права и законные интересы граждан и организаций, нуждаются в непрерывном государственном и общественном внимании.

Законодательство не всегда способно охватить своим регулированием все многообразие прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим, должностные лица ОВД наделены определенной свободой действовать по своему усмотрению, позволяющей выполнять поставленные перед ними задачи более результативно. Однако одновременно усложняются возможности, связанные с обеспечением законности.

Органы внутренних дел, выполняя возложенные на них функции, являются одним из основных звеньев в правоохранительной системе. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением, предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания и предварительного следствия, исполнением наказания. Их неизменной задачей остается использование всей силы законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом месте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания[5].

Органы внутренних дел наделены государством широкими правомочиями[6], которые используются работниками этих органов для успешного выполнения ими правоохранительных функций[7]. Вместе с тем, специфика функциональных обязанностей зачастую ставит работников органов внутренних дел в сложные ситуации, которые характеризуются возникновением условий, могущих способствовать нарушениям норм закона, ведомственных нормативных актов.

Подавляющее большинство граждан из числа поступающих на работу в полицию и желающих профессионально бороться с преступностью, имеют искренние намерения добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. Но в силу недостатков обучения или неправильно сложившейся практики деятельности некоторых подразделений органов внутренних дел, негативного примера некоторых сотрудников могут возникнуть деформации профессионального правосознания. При подготовке сотрудников к правоохранительной деятельности нужно учитывать то обстоятельство, что в настоящее время «будут повышаться требовании не только к квалификации, но и к таким качествам работников, как надежность, ответственность за порученное дело, способность к принятию самостоятельных решений, инициативность, порядочность, честность, единство с интересами коллектива, готовность к выполнению общественного долга».

Нарушение законности всегда влечет определенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. В случае если вред становится существенным вследствие нарушения норм закона, то здесь может идти речь о должностном преступлении при наличии и других его признаков. В ряде случаев действиями работников полиции нормы закона не нарушаются, но их внешний характер, пренебрежение правилами этикета нередко наносит значительный моральный вред, дискредитирует правоохранительные органы перед населением.

Способы обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел [8]:

1.Осуществление контроля;

2. Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции;

3. Обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел (полиции).

Для поиска оптимальных путей укрепления законности в деятельности органов внутренних дел требуется детальное изучение причин и условий, способствующих (не препятствующих) совершению должностных правонарушений.

Предварительное рассмотрение этой проблемы позволяет сделать вывод о влиянии, по крайней мере, двух основных первопричин на совершение должностных правонарушений в сфере охраны общественного порядка. Ими являются ложно понятые интересы службы и личные интересы и потребности, вошедшие в противоречие с правомерными возможностями их удовлетворения.

Таким образом, основными способами обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел являются контроль со стороны уполномоченных на то государственных органов представительной и исполнительной власти, ведомственный контроль, судебный контроль, общественный контроль, прокурорский надзор, обжалование действий органов внутренних дел и их сотрудников, ответственность сотрудников за нарушение законности и дисциплины.

Осуществление контроля за законностью деятельности сотрудников органов внутренних дел

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям.

Контроль служебной деятельности органа внутренних дел, а также сотрудников является в определенной степени гарантией соблюдения законности и дисциплины. В этой связи Ш.А. Шукюров  верно отмечал, что «...одним из элементов законности является обеспечение гарантий по осуществлению в повседневной практике государственных органов, в социально-политической сфере управления обществом, в том числе и в повседневной практической деятельности органов внутренних дел» [9].

Говорить о том, что контроль является одним из самых эффективных средств обеспечения законности, было бы не совсем верно, однако контрольные мероприятия позволяют вскрывать большое количество нарушений и упущений в деятельности того или иного органа власти и управления, а также выявлять нарушения в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время отказываться от контроля, а также проведения контрольных мероприятий ни в коем случае нельзя, на повестке дня сегодня стоит задача совершенствовать контрольный механизм того или иного органа власти и управления, а также государства в целом.

Контроль за законностью деятельности в органах внутренних дел является неотъемлемой составной частью организаторской работы, важнейшим средством совершенствования их деятельности, укрепления законности и дисциплины и повышения культуры в работе. Они направлены на обеспечение своевременного выполнения задач, стоящих перед ОВД.

В настоящее время организовано несколько видов контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими. К ним относятся:

1) инспектирование;

2) контрольные проверки;

3) комплексные выезды для оказания практической помощи;

4) целевые выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам;

5) оперативно-зональный контроль;

6) линейный контроль.

Следует сказать, что на пути реализации и осуществления контрольных мероприятий имеется немало проблем как объективного, так и субъективного характера, которые требуют своего скорейшего разрешения. Необходимо отметить, что в настоящее время назрела необходимость совершенствования нормативной правовой базы, касающейся ведомственного контроля[10]. В частности, необходимо более четко определить процессуальную сторону соответствующих контрольных мероприятий, четко определить предмет и объект контрольной деятельности, статус субъектов контрольной деятельности, перечень процессуальных документов, которые готовятся при проведении соответствующей формы контроля. Кроме того, следует нормативно закрепить механизмы координации и взаимодействия при проведении контрольных мероприятий различными управленческими структурами системы МВД России

Основными задачами функции контроля являются[11]:

1. Обеспечение обязательного и неукоснительно соблюдения дисциплины в осуществлении правомерной деятельности личного состава всего подразделения органов внутренних дел.

2. Контроль за соблюдением законности в деятельности ОВД, пресечение и недопущение нарушений дисциплины, требования придерживаться установленных правил. В результатах проведения проверки законности отражаются не только результаты деятельности органов внутренних дел, но и все остальные задачи контрольной деятельности.

3. Контроль над своевременностью и качеством выполнения принятых  решений, повышение исполнительской дисциплины, личной ответственности за порученное дело.

4. Оказание содействия в правильном подборе, расстановке, обучению и воспитанию кадров;

6. Оказание практической помощи подразделениям и сотрудникам в устранении недостатков выявленных в процессе деятельности.

В системе контроля органов внутренних дел необходимы такие качества как полнота, всесторонность и при этом максимальная оперативность. При наличии полной информации складывается максимально всестороннее представление об оперативной обстановке по всем направлениям деятельности ОВД.

К основным направлениям контроля за деятельностью органов внутренних дел относится следующее:

– контроль за полнотой и эффективностью выполнения возложенных на сотрудников ОВД задач и обязанностей;

– контроль за соответствием деятельности ОВД ее принципам,установленным законом, таким как уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, гласность, взаимодействие с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами;

– контроль за рациональным распределением финансовых и материальных ресурсов

Таким образом, благодаря контролю можно выявить какие-либо отклонения в деятельности, допущенные недостатки и просчеты. Данные требования иногда могут исключать друг - друга, так как полнота контроля требует наиболее полного анализа поступившей информации, что в свое время требует временных затрат и это негативно сказывается на оперативности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: