Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

«Неизвестная»

В 1880-х годах в руки Крамскому попала небольшая вещица – медальон с портретом восточной красавицы. Художник узнал историю ее жизни. Темноволосая, круглолицая, с яркими черными глазами, она впечатлила живописца своей необычной красотой. Это была Варвара Туркестанова, фрейлина Марии Федоровны, вдовы Павла I. Острый ум, подвижность, жизненная сила, все в ней очаровывало окружающих, и император Александр I не устоял перед ее чарами. Их тайная связь продолжалась несколько лет. Варвара не переставала страдать, она мечтала о семье, хотела занять новое положение в обществе, понимала, что связь с императором губит ее и ничего не могла сделать. В конце концов, она завела роман с молодым дворянином Владимиром Голицыным, зная, как рискует навлечь на себя гнев самодержца. Трагизм неотвратимости выбора, заложницей которого стала фрейлина, вдохновила Крамского.

 

«Неутешное горе»


В образе героини картины он показал свою жену. В процессе работы изменялась ее поза, и она словно старела, пока писалась картина. Окончательный вариант предельно сдержан в выражении чувств, и, возможно, потому столь глубоко трогает, несмотря на полное отсутствие внешних эффектов. Здесь нет ни мертвого детского тела, ни материнской истерики, ни утешающих близких. Только отчаянное, тихое, неутешное горе. Убитая горем мать неподвижно стоит, прижав платок к губам, – он, вероятно, мокрый от слез, потому что глаза у нее опухшие, покрасневшие, но сейчас слезы закончились, и женщина провалилась в ту глубину горя, когда даже плакать не получается. Взгляд ее устремлен перед собой, седых прядей сегодня не касался гребень. Одета женщина в простое чёрное траурное платье.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

«Бурлаки на Волге»

Бурлаками являлись наемные рабочие, которые выполняли очень тяжелую и монотонную работу. Их работа заключалась в том, чтобы вдоль берега реки тянуть судно против течения.

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, - чрезвычайно тяжелая, изнурительная, забирающая здоровье, а, порой, и жизнь, но позволяющая прокормить семью.

«Отказ от исповеди»

Практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. О чем эта история? Она о непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: