Значение культурного наследия в истории человечества

Находка нового произведения искусства способна изменить представления об истории человечества.

 Наскальные росписи, сделанные первобытным человеком, в пещере Альтамира на территории Испании были обнаружены случайно, археологом-любителем Марселино Саутуолой, который взял на прогулку в пещеру свою девятилетнюю дочь. Он посадил её на плечи и дал в руки фонарь, чтобы освещать путь. В то время как Саутуола, как и положено археологу, внимательно глядел под ноги, девочка, как и положено ребёнку, смотрела по сторонам. Она-то и сказала «Папа, смотри, быки!» Так было сделано величайшее открытие в истории человечества.

Весь свод и верхняя часть стен пещеры были покрыты изображениями бизонов, лошадей, кабанов. Они были нарисованы углём, охрой и другими красками природного происхождения. Учёные определили, что росписи выполнены в Каменном веке, около 10 тысяч лет до нашей эры. Прежде считалось, что человек Каменного века был примитивен и только начинал осваивать первые орудия труда. Теперь же оказалось, что он и в совершенстве владел рисунком.

Столетиями поэмы «Илиада» и «Одиссея» читали, переводили с древнегреческого, изучали, но при этом считали, что Гомер просто изложил стихами древний миф и что не было ни войны между греками и троянцами, ни самого города Троя. В середине 19 века в России мальчик-гимназист Генрих Шлиман очень увлёкся античностью, поклялся найти Трою – и действительно нашёл. Став взрослым, он провёл раскопки на холме Гиссарлык в Малой Азии и извлёк на свет знаменитое «золото Трои» - ювелирные украшения и сосуды, несколько тысяч золотых предметов, созданных в 3 тысячелетии до нашей эры.

 

Древнеегипетский фараон Тутанхамон долгое время считался мифической личностью. Он правил в эпоху Нового Царства, стал знаменит  благодаря своей гробнице. Сокровища, помещаемые в гробницы знатных египтян, становились предметом искушения грабителей. Всё это тайно продавалось, переправлялось за границу, переплавлялось в слитки золота.

Гробницу Тутанхамона открыли не грабители, а учёные – команда английского археолога Говарда Картера. Там были: парадные троны и ложа, колесницы, сундуки, ларцы, сосуды, десятки портретов самого Тутанхамона, ювелирные украшения, знаменитая золотая маска (она хранится в Каирском музее).

Случается, что катастрофы и бедствия открывают потомкам возможность узнать больше об эпохе, о людях, о произведениях искусства и архитектуры. Такой катастрофой было извержение вулкана Везувий в 1 веке нашей эры, в результате которого погибли древнеримские города Помпеи и Геркаланум. Когда восемнадцать столетий спустя начались археологические раскопки, оказалось, что под слоем лавы города прекрасно сохранились. На поверхность вышли улицы и дома, лавки, прачечные, театры и стадионы, мастерские и рынки. В домах сохранились росписи – с тех пор помпейская живопись стала частью истории искусства. Сохранились мебель, посуда, ткани, даже продукты питания.

Возможность увидеть античность своими глазами привлекала многих художников, которые специально отправлялись в Помпеи. Одним из них был русский живописец Карл Брюллов. У него возник замысел грандиозной картины, которая будет названа «Последний день Помпеи» (находится в Русском музее в Санкт-Петербурге). Она стала одним из самых ярких и знаменитых произведений русского и мирового искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: