Водопроницаемость почвы

Знакомство с почвой

Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага), как происходит её загрязнение.

Оборудование: лупы, баночки с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка, спиртовка.

 

Рассказ родителя

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Теперь ты знаешь, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко. Кому нужна почва? (Ответ ребенка.) Кто живёт в почве? (Ответ ребенка.) Кто почву делает питательной?

Куда исчезают опавшие листья? (Ответ ребенка.) Все опавшие листья и даже превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Родитель предлагает ребенку превратиться в маленького учёного и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

 

 

Состав почвы

Опыт № 1

Цель: определение цвета и состава почвы.

Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.

Ход опыта:.

Родитель: Давай рассмотрим почву, какого она цвета? Что можно увидеть в почве?

Разровняй слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.

Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.

 

Опыт № 2

Цель: определение состава почвы

Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.

Ход опыта:

Родитель: В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.

Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

Наличие в почве воздуха

Опыт № 3

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.

Ход опыта: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. Раздайте ребенку комочки земли. Пусть он рассмотрит их и запомнит, как они выглядят. Обратите его внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.

 

 

В почве есть влага

Опыт № 4

Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.

Материалы и оборудование: тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.

Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве? Подвести ребенка к тому, что в почве есть влага.

Давайте проверим? На тарелочки положи немного почвы и прижми её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.

Вывод: В почве есть влага.

 

 

В почве есть перегной

Опыт № 5

Цель: Определение состава почвы на наличие в ней перегноя

Материалы и оборудование: штатиф, металлическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка).

Ход опыта:

Родитель: Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.

-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах).

Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем больше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.

 

Вытаптывание почвы

Опыт № 6

Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь ребенку самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.

Ход опыта:Напомните ребенку, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с ребенком на участках, которые хорошо ему знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте ребенка, обобщите его высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений он должен убедиться сам в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите ребенка, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос ребенку будет непросто ответить, но пусть он хотя бы попытается это сделать. Важно, чтобы он учился делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

 

Загрязнение почвы

Опыт № 7

Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы.

Материалы и оборудование: две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)

Ход опыта: Предложите ребенку рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите ребенку высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Обсудить с ребенком возможные последствия загрязнения почвы.

 

 

Водопроницаемость почвы

Опыт № 8

Цель: Показать, как на почве образуются лужи.

Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.

Ход опыта:

Родитель: Хочешь узнать, как на земле появляются лужи?

Возьми стакан с сухой землей и налей в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.

Затем ребенок добавляет и добавляет воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.

Вывод: лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: