Объёмно-планировочное решение

Введение

 

Необходимость проектирования и строительства новых общеобразовательных учреждений связана с принятием «Программы проектирования современных общеобразовательных учреждений». Эта программа, в свою очередь, опирается на утвержденную Министерством образования РФ "Концепцию социально-функциональных требований к организации системы и проектирования общеобразовательной школы I, II и III ступеней обучения". В соответствии с концепцией общего и среднего образования предполагается кардинальное изменение содержания и методов обучения общего образования, делавших школу в старых условиях мало восприимчивой к нововведениям. Концепция общего образования влечет за собой пересмотр материальной среды школы - по принципам организации сети и типам зданий, по организации структуры, состава и площадей помещений.

При сложившейся материальной среде, на 1 учащегося в Российской Федерации приходится примерно 4-6 м2 площади, а по новой концепции развития сферы образования требуется не менее 16-20 м2, и может достигать 25 м2. Данное обстоятельство является обоснованием необходимости в проектировании и строительстве новых общеобразовательных учреждений - школ, лицеев, гимназий и др., даже при наличии в выбранном районе строительства таковых они не соответствуют действующим на настоящее время нормам (МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения» [1] и СП 2.4.2.782-99 «Школьные учреждения» [3]).

Задачей данного дипломного проекта является запроектировать здание лицея на 432 учащихся для районного посёлка Мокроус Саратовской области.

Лицей - общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дающего учащимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку, и обеспечивающее непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном III ступени.

Объемно-планировочная структура здания должна соответствовать назначению учреждения, его специфике и комфортным условиям эксплуатации, включая связь с участком школы в которой содержатся педагогический, гигиенический, архитектурно-типологический и градостроительный аспекты проектирования. При разработке проекта необходимо применять современные конструктивные решения, материалы, способы производства работ.

 В дипломном проекте для выбранного района строительства целесообразнее включить в состав лицея начальную школу, с сохранением преобладающего количества учащихся старших классов. В таком случае соотношение параллелей учебных классов принимается 1:2:2.

Современные общеобразовательные учреждения проектируются как многофункциональные универсальные центры - для обслуживания учащихся и населения в свободное от учёбы время и в выходные дни. Данное обстоятельство также учитывается при разработке проекта.

 



Архитектурно-строительный раздел

Генеральный план

 

Генеральный план разработан с учётом существующей и перспективной застройки микрорайона.

Здание лицея на 432 учащихся будет расположено в юго-западной части районного посёлка Мокроус на свободном от застройки участке. Участок расположен между улиц Кольцевая и Степная, вдоль ул. Совхозная.

Здание размещается на участке таким образом, чтобы обеспечить оптимальную ориентацию классных комнат (на восток, юго-восток). С учётом перспективного развития р.п. Мокроус благоустройство выполняется по всему отведённому участку. Особенно уделяется внимание устройству подъездных дорог, благоустройству со стороны главного фасада и ул. Совхозной. Благоустройство территории выполнено на основе композиционного решения здания и функционального зонирования.

Оптимальность такого расположения заключается в том, что лицей будет находиться рядом с системой общественного транспорта - по улице Кольцевой (со стороны главного фасада) планируется автобусный маршрут и остановочный павильон. Со стороны бокового фасада А-Н, по улице Совхозной проектируется автостоянка на 20 машино-мест.

Участок ограждается по всему периметру декоративной кованной оградой высотой 2 м, с устройством 6 въездов на территорию лицея. Со стороны главного фасада от главных ворот до ступеней крыльца выполнено покрытие из тротуарной мелкоразмерной плитки, обустроены цветочные клумбы. Покрытие тротуарной плиткой предусматривается также со стороны боковых фасадов у входа в здание. Остальные проезды, пешеходные дорожки и площадки выполнены с асфальтобетонным покрытием.

Организация рельефа решена методом проектных отметок. Сечение рельефа горизонталями - через 0,5 м. Уклон имеет спокойный, ровный характер на юго-запад, абсолютные отметки земли колеблются от 102,25 м до 103,75 м. Вертикальной планировкой участка обеспечен отвод поверхностных вод от стен здания и со всей территории открытым способом: с тротуаров, отмосток, площадок и зелёных зон в лоток проезжей части.

На территории участка лицея предусмотрены спортивная зона, зона начальной военной подготовки, учебно-опытная зона, зона отдыха в составе:

А) спортивная зона:

· школьный стадион с беговой дорожкой;

·   площадка для баскетбола;

·   площадка для волейбола;

·   2 площадки для гимнастики начальных классов (для девочек и мальчиков отдельно);

·   2 площадки для гимнастики старших классов;

·   летний бассейн 11,5х25,0 м.

Б) зона начальной военной подготовки, в том числе полоса препятствий.

В) учебно-опытная зона, (без теплицы); в соответствии с рекомендациями ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры «По оборудованию и благоустройству пришкольных участков».

Г) зона отдыха, также в соответствии с рекомендациями ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры.

Более подробный перечень зон и участков, а также различный сооружений приводится в экспликации зданий и сооружений на чертеже генерального плана (Лист №1).

На площадках размещены малые архитектурные формы в соответствии с функциональным назначением. Вся свободная от застройки, асфальтовых покрытий и площадок территория максимально озеленяется высадкой высококронных деревьев, декоративных кустарниковых пород и высевом газонных трав и цветников. Для озеленения используется посадочный материал местных питомников. Расстояние от зданий и сооружений до деревьев - 5 м, до кустарников - 1,5 м.

Район строительства характеризуется следующими климатическими данными:

- среднемесячная температура воздуха в июле - +22,1°С;

-    в т.ч. наиболее жаркой пятидневки - +27,6 °С;

     Среднемесячная температура воздуха в январе - -11,9 °С;

     в т.ч. наиболее холодной пятидневки - -27 °С.

Роза ветров характеризуется преобладанием в зимнее время южных ветров, а в летнее - северо-западных ветров. Средняя скорость ветра за зимний период составляет 5,6 м/с.

Климатический режим района благоприятен для самоочищения атмосферы от примесей.

В геологическом строении до глубины 12 м принимают участие суглинки апшеронского возраста, перекрытые почвенно-растительным современным слоем. Грунты - суглинки твёрдые, просадочные I типа, непучинистые.

Подземных вод до глубины 12,0 м скважинами не обнаружено.

Конструкция отмостки:

Мелкозернистый асфальтобетон, h=0,03 м (ГОСТ 9128-84)

Щебень h=0,1 м

Песок среднезернистый h=0,1 м (ГОСТ 8736-85)

Конструкция проезжей части, тротуаров и площадок

Мелкозернистый асфальтобетон h=0,04 м (ГОСТ 9128-84)

Крупнозернистый асфальтобетон h=0,05 м (ГОСТ 9128-84)

Щебень рядовой h=0,2 м, М300 кгс/см2 (ГОСТ 8267-82*)

Песок среднезернистый h=0,2 м (ГОСТ 8736-85)

Конструкция площадок с тротуарной плиткой

Плитка тротуарная повышенной прочности на основе природного камня (ГОСТ 24099-80)

Песок среднезернистый h=0,1 м (ГОСТ 8736-85)

Для сопряжения проезжей части с тротуарами предусмотрены бортовые камни БР 100.30.15 на бетонном основании (ГОСТ 6665-91).

Растительный грунт под возводимыми сооружениями, зданиями, проездами, тротуарами рекультивируется.

 

Технико-экономические показатели по генплану:

Таблица 1

Коэффициент застройки 0,4
Коэффициент озеленения 0,54
Коэффициент дорожного покрытия 0,23
Площадь участка 23 648,0 м2
Площадь застройки 8 412 м2
Площадь проездов, площадок с твёрдым покрытием 1 956,0 м2
Площадь тротуаров, площадок, отмосток 1 511,01 м2
Площадь площадок с упрощённым покрытием 298,75 м2
Протяжённость ограждения 663,0 м

 

Элементы озеленения:

Таблица 2

Деревья Возраст, лет Кол-во Примечание
Рябина обыкновенная 3-5 5 Саженец
Берёза бородавчатая 3-5 15 Саженец
Ясень зелёный 3-5 43 Саженец
Кустарники      
Сирень обыкновенная 1,5-3 558 Саженец
Смородина золотистая 1,5-3 1632 Саженец
Вяз мелколистный 1,5-3 950 Саженец
Газон обыкновенный, м2 - 7362 семена
Цветник, м2 - 114 однолетники

 

Объёмно-планировочное решение

Описание функционального процесса.

Здание помимо учебных функций рассчитано на обслуживание спортивно - кружковыми мероприятиями взрослого населения в свободное от работы время.

Режим работы лицея:

Продолжительность рабочего процесса в год - 210 дней;

Количество смен - 1;

Продолжительность смены - 8 часов;

Объём учебной нагрузки преподавателям - по плану;

Количество учащихся - 432 чел (18 классов по 24 ученика в каждом);

Общее количество персонала в лицее - 187 чел.

Учащиеся начальных классов обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, обучение учащихся старших классов осуществляется по классно-кабинетной системе, допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам. Функциональная схема здания представлена на стр.

В лицее организуется 2-разовое горячее питание для детей начальных классов и горячие завтраки для остальных детей. Питание организовано в столовой, работающей на сырье, технологическое оборудование работает на электричестве. В свободное от занятий время и в выходные дни столовая будет функционировать как кафе-клуб.

Для профессионального обучения в лицее предусматривается автокласс. Автокласс сблокирован со школьным гаражом. Группа продлённого дня для начальных классов не предусмотрена. Тир не предусмотрен.

В актовом зале лицея предусмотрен кинопоказ, к тому же предусмотрен отдельный видеозал.

Кабинеты физики и химии оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол установлен на подиум h=150 мм. В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

Объёмно-планировочное решение здания находится в соответствии с требованиями МГСН 4.06-96 [1] и СП 2.4.2.782-99 [3] и отвечает комфортным условиям эксплуатации, включая связь с участком школы.

Здание лицея имеет 3 этажа и подвал. Высота этажа - 3,3 м.

За условную отметку 0,000 принята отметка чистого пола 1-го этажа здания, что соответствует абсолютной отметке на местности 105,60 м.

В подвале располагается дополнительное помещения книгохранилища библиотеки, кабинет заместителя директора, венткамеры, помещение водоочистной станции и узла её управления и др. помещения.

На 1-м этаже размещаются основной вход в учебный корпус со своим вестибюлем-гардеробом, столовой - эти группы помещений могут включаться в сферу внеучебной деятельности; и группой учебно-воспитательных помещений для начальной школы, специализированными группами помещений по естественным наукам и технологические группы помещений, связанные с трудом и профильным обучением.

Гардеробы с оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Для начальных классов предусмотрен отдельный гардероб. На первом этаже предусмотрены: медкабинет, электрощитовая, комната младшего обслуживающего персонала, кабинеты начальной школы и игровые комнаты, лаборатории физики, химии с лаборантскими; санузлы для девочек и мальчиков старших и младших классов, канцелярия, лекционная аудитория. Отдельным блоком выделена группа помещений столовой. Столовая имеет следующий набор оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная-тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой. Обеденный зал площадью 130,8 м2 из расчета 0,7 м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди. В столовой устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. С хозяйственного двора в помещения столовой имеется отдельный вход через тамбур и разгрузучную. Для удобства разгрузки предусмотрена разгрузочная площадка с лестницей и пандусом.

Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет врача длиной 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся), площадью 22,48 м ; кабинет зубного врача, площадью 12 м , оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 11,28 м , при медпункте оборудуется самостоятельный санузел с душем.

Второй этаж включает следующие помещения: мастерская ручного труда, кабинеты начальной школы, помещение хранения пособий по географии, кабинеты географии, пения рисования и черчения, литературы, русского языка, биологии, лингафонные кабинеты. Лаборантские, инвентарные помещения, библиотека и книгохранилище. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек. Предусмотрены отдельные санузлы для мальчиков и девочек, комната личной гигиены для женщин, общие санузлы. На втором этаже размещается спортивный зал 12х24 м, при высоте 6 м, в осях 6-18. При спортивном зале предусмотрены снарядная, площадью 19,76 м2; раздевальные для мальчиков и девочек отдельно, площадью 18,18 м2 каждая. В каждой раздевальной - по 2 душевые, площадью 1,62 м2 каждая; 1 санузел площадью 1,62 м2 комната для инструктора, площадью 35,15 м2. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения включается помещение, оборудованное тренажерными устройствами.

Кроме того, на 2 этаже имеется холл-фойе и актовый зал (в осях 8-15) на 192 места с эстрадой. Размеры актового зала - 9х18 м (из расчета 0,65 м на одно место). При актовом зале предусматриваются 2 артистические, общей площадью 32,7 м ; инвентарная, площадью 13,2 м .

На третьем этаже есть малый спортивный зал 9х18 м, высота - 5,7 м (в осях 8-15). При этом зале также имеются все необходимые помещения физкультурно-спортивного назначения. Также на 3 этаже имеются санузлы, кладовые уборочного инвентаря; мастерская ручного труда, кабинеты математики, информатики, истории, психолога, логопеда, военный кабинет с комнатой хранения оружия, кабинет директора, секретаря; учительская, фотолаборатория, видеозал, радиоузел и другие помещения.

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала установлены умывальники.

Конструктивное решение здания.

В качестве основных материалов несущих и ограждающих конструкций применяется силикатный кирпич и сборный железобетон.

Наружные стены запроектированы толщиной 510 мм из силикатного кирпича по ГОСТ 379-95 марки по прочности М100, по морозостойкости F25, на растворе М100.

Внутренние несущие стены из керамического кирпича по ГОСТ 530-95 марки М100, на растворе М100.

Кирпичная кладка наружных стен в углах, местах примыкания внутренних стен армируется сетками из арматуры Æ4Вр-I c ячейкой 50х50 мм через три ряда кладки по высоте. Участки стен, насыщенные вентиляционными каналами, армируются Æ5Вр-I по контуру каналов через 4 ряда кладки по высоте, с обязательным армированием в уровне низа плит перекрытия и покрытия. В уровне верха плит перекрытия всех этажей выполняются арматурные швы из арматуры Æ10А-III непрерывно, по всем наружным и внутренним стенам. Опорные участки армируются сетками из арматуры Æ4Вр-I, уложенными в трёх верхних горизонтальных швах.

Внутренние перегородки выполняются из ячеисто-бетонных блоков по ГОСТ 21520-89, толщиной 100 и 200 мм, класса В2,5, с g=700 кг/м3. (Детали стен жилых кирпичных зданий с использованием блоков из ячеистого бетона (газосиликата) для Саратовской области СДТС М3.96-001 вып.№1)

Перемычки оконных и дверных проёмов железобетонные для зданий с кирпичными стенами по серии 1.039.1-1, вып. 4.

Утепление наружных стен и кровли - эластичные плиты из стекловолокна ISOVER O-LA, ( =0,033 Вт/м·К).

Панели перекрытий сборные железобетонные многопустотные по серии 1.141-1 выпуск №60, 63; 1.241-1 выпуск №39. Плиты покрытия и перекрытия укладываются на цементный раствор М100, толщиной 20 мм

Перекрытие спортивного зала пролётом 12 м - ребристые двухконсольные плиты плоского очертания типа «2Т», серия 1.042-1-2, вып. №1,2

Лестницы - марши с полуплощадками, серия 1.050.1-2, вып. №1,2 «Сборные железобетонные марши, площадки и проступи для многоэтажных общественных зданий, производственных и вспомогательных зданий промпредприятий».

Фундаменты - свайные. Сваи забивные железобетонные ГОСТ 19804-91 марки С4-30 длиной 4 м. Ростверк железобетонный монолитный из бетона класса В15, W6 на сульфатостойком портландцементе по щебёночной подготовке с проливкой битумом. По ростверку уложены фундаментные блоки для стен подвалов ГОСТ 13579-78* на растворе М50, с перевязкой не менее 300 мм. Фундаментные блоки также изготовлены из бетона на сульфатостойком портландцементе.

Окна - деревоалюминиевые с тройным остеклением. Оконные блоки марки JV78\78 Evro-Falz-HM-WPL Schallschutzlasse 4 европейского стандарта из клеенного соснового бруса согласно ТУ 5360-001-41733565-97. Оконные блоки оснащены поворотно-откидной системой открывания в 2 плоскостях и имеют двойное резиновое уплотнение по всему периметру открывания. Конструкция окон обеспечивает полную герметичность, звуко-пыленепроницаемость. Защита от гниения и хороший внешний вид обеспечивается высококачественной акриловой краской (прочность покрытия не менее 2 баллов по ГОСТ 15140-78). Сопротивление теплопередаче: 0,55 м2·°С/Вт; сопротивление воздухопроницаемости 9,8 кг/м2 ·°С, категория шумозащиты (4) -32 Дб. Данные свойства подтверждены испытаниями НИИ строительной физики г. Москвы, ин-том УралНИИДрев г. Екатеринбург.

Двери - деревянные наружные по ГОСТ 24698-81, внутренние - по ГОСТ 6629-88 для жилых и общественных зданий.

Витражи лестничных клеток - алюминиевые по металлическому каркасу с трёхслойными стеклопакетами.

Технико-экономические показатели объекта:

Строительный объём здания - 31 960 м3;

В том числе подземной части - 6 432 м3;

Площадь застройки - 2 172,2 м2;

Общая площадь - 7 188,12 м2;

Полезная площадь - 6 972,48 м2;

Расчётная площадь - 6 109,90 м2.

Данный проект лицея на 432 учащихся в р.п. Мокроус разработан для следующих условий:

· климатический район -III;

·   расчётная зимняя температура наружного воздуха - -30 °С;

·   нормативный скоростной напор ветра - 0,38 кПа;

·   нормативная снеговая нагрузка - 1,0 кПа;

·   нормативная глубина промерзания грунта - 1,5 м;

·   Класс ответственности здания - I;

·   Категория по взрывопожарной и пожарной опасности - Д (Ф4.1);

·   Степень огнестойкости здания - II;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: