Обзор романа «Машенька» (сделать в тетради краткие записи)

Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном романе В. Набокова «Машенька». Конечно, нельзя за один урок постигнуть творение великого матера, но пусть прикосновение к творчеству его будет первой ступенью в вашем познании особого индивидуального мира набоковских произведений.

а) История создания.

       Роман был написан в 1926 г. в Берлине, и в нём отразились события из жизни самого писателя, а именно, его первая любовь. Об автобиографичности романа говорит сам Набоков в своём эссе «Другие берега»: «Его Машенька и Моя Тамара – сёстры-близнецы, тут те же дедовские парковые аллеи, через обе книги протекает та же Оредежь». И действительно, если сравнивать некоторые эпизоды обеих книг, то можно увидеть сходство Машеньки с полумифической Тамарой. Ганин ездит на свидания на велосипеде, как и юный писатель, природа полна звуков, тайны и поэзии для будущего автора и юноши Ганина. Эпиграф к роману не зря выбран из бессмертного «Евгения Онегина», ведь произведение Набокова продолжает не только тему любви, но и тему странного героя, «лишнего» человека, к коим относим и Онегина, и Печорина, и героев Тургенева. Этот герой изменился во многом. Но всё же он по-прежнему одинок, не понят, стоит над толпой, отличается ото всех даже своей первой любовью, ставшей для него олицетворением России, любви к ней, ощущением рая. Поэтому так трагичная потеря это рая, осознание невозможности его вернуть. И эта трагедия переживается Ганиным в эмиграции, в условиях, ещё более её усугубляющих.

б) Проблематика.

       Многие критики пишут о Набокове, как о писателе, отстаивающем неотъемлемое право личности на свободу от общества, индивидуальность и независимость. И в романе «Машенька» основной проблемой является противостояние исключительной личности пошлой обыденности. Другая сторона этой проблемы: идея невозможности обретения утраченного рая. Эта идея также проходит красной нитью через всё творчество писателя, считавшего, что трагизм личности заключается в невозможности обрести рай, в котором все мы жили в детстве, на своей родине. Россия и связанные с ней счастливые детские годы – утраченный рай Набокова. И в романе эту Россию олицетворяет Машенька.

в) Поисковый вопрос.

       Откуда происходит этот трагизм невозможности обретения рая, в чём заключается индивидуальность личности, стоящей в центре романа, нам и предстоит выяснить в ходе анализа произведения.

г) Главные герои.

       Через образ главного героя Льва Ганина Набоков раскрывает основную проблему своего романа. Ганин – личность исключительная, непохожая на других. Он не может мириться со своим настоящим существованием. Его неприятие современной действительности усугубляется осознанием своего прошлого счастья там, в былой России, рядом с возлюбленной Машенькой. О Машеньке мы узнаём по воспоминаниям Ганина. Это нежная, чистая девушка, сродни самой природе. Этот образ Машеньки остался там, в прошлой жизни. А ныне она жена Алфёрова, человека недалёкого, хотя по-своему и любящего свою жену.

д) Обзор содержания романа.

       Сюжет романа раскрывает последовательно основную проблему: противостояние исключительной личности пошлой обыденности. С первых же строк мы погружаемся в атмосферу жизни русских эмигрантов в Берлине в пансионе г-жи Дорн. Набоков сразу же сталкивает двух героев – Ганина и Алфёрова – в лифте. И сразу же намечается противопоставление главного героя остальному обществу. Раскрывая образ Ганина, автор погружает нас в его размышления. Мы узнаём, что после переезда за границу Ганин брался за любую работу, но так и не нашёл себе постоянного дела по душе. И теперь проживает свои средства, накопленные им в результате труда от официанта до статиста в киносъёмках. В то же пансионе г-жи Дорн живут и другие постояльцы, эмигрировавшие во время событий революции в России. Это старый поэт Подтягин, уже упомянутый Алфёров, основательно устроившийся в Берлине, балетные танцоры Колин и Горноцветов, а также Клара, одинокая девушка, работающая машинисткой в конторе. Все эти люди живут своими мечтами и заботами: Алфёров с нетерпением поджидает Машеньку из России, Подтягин хочет получить визу и уехать во Францию, Колин и Горноцветов мечтают получить ангажемент в какой-нибудь балетной труппе, а Клара ждёт простого женского счастья, т.к. любит Ганина. Ганин же отделён ото всех. У него есть любовница Людмила, которую он не любит и тяготится связью с ней. Но пойти на решительный разрыв не решается. Жизнь наскучила Ганину, всё окружающее кажется пошлым и никчёмным. Он решает покинуть Берлин, но куда именно поехать, не знает. Так мы и застаём героя в состоянии раздумья, на перепутье.

       Но вдруг жизнь Льва Ганина круто меняется. Алфёров, рассказывая о своей жене, показывает её фотографии, и Ганин узнаёт в ней свою первую любовь, Машеньку. Воспоминания разом нахлынули на него. И мы узнаём, что первая любовь героя была прекрасна. Там, в России, шестнадцатилетний Ганин, отдыхая летом на даче, повстречал Машеньку, появление которой предчувствовал и которой страстно мечтал. Роман их продолжается год. Сначала на дачах, потом зимой, в Петербурге, а с наступлением лета снова перемещается за город, где и подходит к концу, исчерпывает себя. Но это тогда казалось концом, а теперь Ганин вдруг чувствует, как в нём с новой силой загорается нежность и любовь к Машеньке, появляется необходимость долюбить, завершить свой первый роман. И он решает соединиться с возлюбленной. Это решение толкнуло его на разрыв с Людмилой. За несколько дней до приезда Машеньки Ганин успевает помочь Подтягину с визой, которую тот сразу же теряет, что приводит к тяжёлому сердечному приступу. Колин и Горноцветов получают ангажемент и собираются съезжать с квартиры. Клара понимает, что её маленькая надежда на счастье с Ганиным не осуществиться никогда. Лишь Алфёров живет радостным ожиданием приезда жены. Но Ганин всё продумывает: в последний вечер, когда танцоры устраивают небольшую вечеринку, он спаивает Алфёрова, укладывает его спать, а стрелку будильника переводит назад. Таким образом, Алфёров «обезврежен». И рано утром Ганин отправляется на вокзал, чтобы встретить Машеньку. Однако внезапно он понимает, что ему незачем ждать её, т.к. этот роман получил своё завершение в эти четыре дня. И больше уже ничего быть не может. Ганин садится в поезд до Франции, о которой так мечтал Подтягин, и уезжает в неизвестность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: