III. Закрепление полученных знаний (выводы записать в тетрадь)

Итоговая беседа.

- Итак, сегодня на уроке мы прикоснулись к творчеству одного из великих писателей ХХ века В. В. Набокова. Как мы уже отмечали, Набоков отличается особым взглядом на мир, особой авторской позицией. В чём она заключается?

- Набоков в своём творчестве отстаивает неотъемлемое право любой человеческой личности на индивидуальность, на право выбирать свою судьбу. Он также не стремится к воссоединению с обществом, а наоборот, старается отделиться от него, т.к. именно общество с его моралью для всех подавляет в человеке индивидуальность.

- Какие особенности повлияли на формирование личности Набокова-писателя?

- Воспитание его как «гражданина мира»: знание нескольких языков, общение с известными людьми того времени, образованные и интеллигентные родители, развитие в гармонии с природой, умение с детства видеть то, чего не дано увидеть другим, способность чувствовать изменения окружающего мира.

- Назовите роман-антиутопию писателя.

- «Приглашение на казнь».

- Какой роман Набокова рассказывает о жизни известного шахматиста?

- «Защита Лужина».

- Какова основная проблема романа «Машенька»?

- Противостояние исключительной личности пошлой обыденности.

- В чём заключается трагедия главного героя романа Ганина?

- В невозможности обрести потерянный рай – юность, Россию, а также в способности видеть и не принимать действительность, в которой нет гармонии и свободы для его личности, а есть лишь пошлость и всеобщее уравнивание.

- Что вам близко в Ганине и в чём вы видите разрешение его трагедии? -

Обобщение по уроку.

       В своих произведениях Владимир Набоков не даёт готовых ответов. Позиция писателя и его героев над миром, намеренное нежелание соединиться с ним порой шокируют. Но так ли страшно быть в одиночестве, поступаться счастьем быть самим собой, во имя того, чтобы тебя приняло большинство? Возможно, нам трудно понять это, т.к. мы привыкли мыслить и действовать коллективно, забывая о себе, подавляя лучшие свои проявления во имя согласия с большинством. Набоков же, как писатель и как человек, смог стать одиноким королём, нашедшим «творца в творенье» и не позволившим обществу сделать себя понятной посредственностью. И самое главное - для каждого мастера необходим читатель, тот, который найдёт для себя что-то в его произведениях, тот, который задумается над своим существованием, тот, который прочтёт его произведения на родине, в России.

                                  

Ты, светлый житель будущих веков,

                              ты, старины любитель, в день урочный

                              откроешь антологию стихов,

                              забытых незаслуженно, но прочно.

                              И будешь ты как шут одет на вкус

                              моей эпохи фрачной и сюртучной.

                              Облокотись. Прислушайся. Как звучно

                              былое время – раковина муз.

                              Шестнадцать строк, увенчанных овалом

                              с неясной фотографией… Посмей

                              побрезговать их слогом обветшалым,

                              опрятностью и бедностью моей.

                              Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен.

                              К тебе на грудь я прянул через мрак.

                              Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк

                              из прошлого… Прощай же. Я доволен.

 

Рефлексия. Заполнить анкету (в тетради).

1. На занятии я работал 2. Своей работой на занятии я 3. Занятие для меня показалось 4. За занятие я 5. Мое настроение 6. Материал занятия мне был     7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

 

 

Использованная литература

1. Адамович Г. Владимир Набоков. – Октябрь, 1989, №1. – С. 195 - 201.

2. Анастасьев Н. Феномен Владимира Набокова.- Иностранная литература, 1987, №5. – С. 210 – 223.

3. Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Владимира Набокова. – Литературное обозрение, 1989, №9. – С. 15 – 20.

4. Ерофеев В. Русский метароман Владимира Набокова, или В поисках потерянного рая. – Вопросы литературы, 1988, №10. – С. 125 – 160.

5. Иванова Е. Владимир Набоков: выломавшее себя звено. – Литературная учёба, 1989, №6. – С. 153 – 161.

6. Кузнецов П. Утопия одиночества. Набоков и метафизика. – Новый мир, 1992, №10. – С. 243- 250.

7. Лавров В. Грасские прогулки, или Трагедия русского интеллигента. – Литература в школе, 1990, №4. – С. 44 – 55.

8. Лебедев А. К приглашению Владимира Набокова.- Знамя, 1989, №10. – С. 203 – 213.

9. Михайлов О. Литература русского Зарубежья. Писатели младшего поколения. Владимир Владимирович Набоков. – Литература в школе, 1991, №3. – С. 42 – 52.

10. Михайлов А. О Владимире Набокове. – Литературная учёба, 1987, №6. – С. 19 – 20.

11. Приходько В. «Колыбель качается над бездной». Тайна Владимира Набокова. – Литература в школе, 1991, №3. – С. 53 – 63.

12. Пурин А. Набоков и Евтерпа: О художественном мире В. Набокова. – Новый мир, 1993, №2. – С. 224 – 241.

13. Топоров В. Набоков наоборот. – Литературное обозрение, 1990, №4. – С. 71 – 75.

14. Шаховская З.Я. В поисках Набокова. Отражения. – М.: Книга, 1991. – 319 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: