ФИ 2 вариант

1. К кри­те­ри­ям со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции от­но­сит­ся

1) раз­мер до­хо­да

2) форма про­ве­де­ния до­су­га

3) черты ха­рак­те­ра

4) по­ли­ти­че­ские убеж­де­ния

2. Какой тип со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции ил­лю­стри­ру­ет­ся вы­де­ле­ни­ем со­ци­аль­ных групп по воз­рас­ту и полу?

1) де­мо­гра­фи­че­ская

2) эко­но­ми­че­ская

3) по­ли­ти­че­ская

4) про­фес­си­о­наль­ная

3. Со­ци­аль­ные груп­пы в эпоху ра­бо­вла­де­ния вы­де­ля­лись по на­ли­чию или от­сут­ствию у них граж­дан­ских прав. Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?

1) со­ци­аль­ная адап­та­ция

2) со­ци­аль­ная мо­биль­ность

3) со­ци­аль­ная роль

4) со­ци­аль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция

4. В За­пад­ной Ев­ро­пе XVIII—XIX вв. об­ще­ство де­ли­лось на две груп­пы. К одной из них от­но­си­ли дво­рян­ство и ду­хо­вен­ство, к дру­гой — ре­мес­лен­ни­ков, куп­цов и кре­стьян. Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?

1) со­ци­аль­ную роль

2) со­ци­аль­ную мо­биль­ность

3) со­ци­аль­ную диф­фе­рен­ци­а­цию

4) со­ци­аль­ную адап­та­цию

5. Клас­со­вый тип со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

1) при­сущ ев­ро­пей­ско­му сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству

2) ха­рак­те­рен для древ­не­во­сточ­ной ци­ви­ли­за­ции

3) носит уни­вер­саль­ный ха­рак­тер

4) свой­стве­нен ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству

6. В эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах боль­шую часть на­се­ле­ния со­став­ля­ют(-ет)

1) круп­ные соб­ствен­ни­ки

2) сред­ний класс

3) «синие во­рот­нич­ки»

4) ин­тел­ли­ген­ция

7. Касты, со­сло­вия, клас­сы — это

1) типы со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

2) этапы раз­ви­тия го­су­дарств в новое время

3) со­ци­аль­ные груп­пы, при­су­щие сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству

4) эле­мен­ты со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти

8. Доход, бо­гат­ство, об­ра­зо­ва­ние, пре­стиж в своей со­во­куп­но­сти яв­ля­ют­ся

1) по­ка­за­те­ля­ми об­ще­ствен­но­го про­грес­са

2) про­яв­ле­ни­я­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

3) кри­те­ри­я­ми со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

4) ме­ри­лом об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства

9. Смена че­ло­ве­ком про­фес­си­о­наль­ной по­зи­ции яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем

1) со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

2) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

3) со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства

4) со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния

10. По ка­ко­му кри­те­рию в об­ще­стве вы­де­ля­ют­ся управ­ля­ю­щие, управ­ля­е­мые, по­ли­ти­че­ские ли­де­ры?

1) по граж­дан­ству

2) по роду за­ня­тий

3) по при­над­леж­но­сти к вла­сти

4) по ре­ли­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти

 

11. К выс­ше­му клас­су в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах от­но­сят­ся

1) соб­ствен­ни­ки круп­ных пред­при­я­тий

2) ин­же­нер­но-тех­ни­че­ские ра­бот­ни­ки

3) про­фес­су­ра выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний

4) со­труд­ни­ки на­уч­ных учре­жде­ний

12. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры ука­за­ны.)

1) пе­ре­ход че­ло­ве­ка с долж­но­сти ря­до­во­го школь­но­го учи­те­ля на долж­ность ди­рек­то­ра школы

2) пе­ре­ход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих («синих во­рот­нич­ков») в пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са («белые во­рот­нич­ки»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую про­фес­сию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу об­слу­жи­ва­ния

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких ме­стах

6) до­сти­же­ние че­ло­ве­ком вы­со­ко­го по­ло­же­ния в об­ще­стве бла­го­да­ря служ­бе в армии. ______________

 

13. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)ин­ди­ви­ду­аль­ная

2)вос­хо­дя­щая

3)ми­гра­ция

4)го­ри­зон­таль­ная

5)нис­хо­дя­щая

6)меж­по­ко­лен­ная По­яс­не­ние.

Со­ци­аль­ная мо­биль­ность — по­ня­тие, по­сред­ством ко­то­ро­го обо­зна­ча­ют­ся со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ще­ния людей в на­прав­ле­нии об­ще­ствен­ных по­зи­ций, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих­ся более вы­со­ким (со­ци­аль­ное вос­хож­де­ние) либо более низ­ким (со­ци­аль­ная де­гра­да­ция) уров­нем до­хо­дов, пре­сти­жа и сте­пе­нью при­об­щен­но­сти к вла­сти.

 

Под вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью по­ни­ма­ют те от­но­ше­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют при пе­ре­ме­ще­нии ин­ди­ви­да или со­ци­аль­но­го объ­ек­та из од­но­го со­ци­аль­но­го пла­ста в дру­гой,

про­дви­же­ние че­ло­ве­ка по слу­жеб­ной лест­ни­це вверх или вниз.).

Вос­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный подъ­ем, дви­же­ние вверх (на­при­мер: по­вы­ше­ние в долж­но­сти.

Нис­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный спуск, дви­же­ние вниз (на­при­мер: раз­жа­ло­ва­ние).

Ответ: 126

 ________________________________________

14. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке со­ци­аль­ные роли, ко­то­рые может вы­пол­нять граж­да­нин РФ 18-20-лет­не­го воз­рас­та. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) член не­фор­маль­ной молодёжной груп­пы

2) во­ен­но­слу­жа­щий сроч­ной служ­бы

3) гу­бер­на­тор

4) Пре­зи­дент РФ

5) из­би­ра­тель

6) ми­ро­вой судья____________________________

 

15. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Об­ще­ство ди­на­мич­но: и от­дель­ные люди, и со­ци­аль­ные груп­пы по­сто­ян­но из­ме­ня­ют свой ___________ (А). Это яв­ле­ние по­лу­чи­ло на­зва­ние со­ци­аль­ной ___________ (Б). Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют не­сколь­ко её типов. Пе­ре­ме­ще­ния, не из­ме­ня­ю­щие со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ин­ди­ви­дов и групп, на­зы­ва­ют ___________ (В) мо­биль­но­стью. При­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся пе­ре­ход из одной воз­раст­ной груп­пы в дру­гую, смена места ра­бо­ты, а также пе­ре­се­ле­ние людей из одной мест­но­сти или стра­ны в дру­гую, т. е. ___________ (Г). ___________ (Д) мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет ка­че­ствен­ное из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния че­ло­ве­ка. При­ме­ра­ми может слу­жить по­лу­че­ние или ли­ше­ние дво­рян­ско­го ти­ту­ла в фе­о­даль­ном об­ще­стве, про­фес­си­о­наль­ная ка­рье­ра — в со­вре­мен­ном и т. п. Ка­на­ла­ми мо­биль­но­сти вы­сту­па­ют со­ци­аль­ные__________(Е): семья, школа, соб­ствен­ность, цер­ковь, армия и т. п.»

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) ми­гра­ция 2) мо­биль­ность 3) го­ри­зон­таль­ная
4) ин­сти­тут 5) ста­тус 6) вер­ти­каль­ная
7) груп­па 8) стра­ти­фи­ка­ция 9) мар­ги­на­ли­за­ция

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A Б В Г Д Е
           

 

16. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­вре­мен­ное об­ще­ство от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким уров­нем ________ (А), в нём каж­дый имеет мно­же­ство воз­мож­но­стей пе­ре­ме­нить свое по­ло­же­ние: можно пе­ре­се­лить­ся из го­ро­да в де­рев­ню, из ма­лень­ко­го го­род­ка — в огром­ный ме­га­по­лис, сме­нить место ра­бо­ты или про­фес­сию.

Важ­ней­шую роль в до­сти­же­нии ________ (Б) имеет уро­вень об­ра­зо­ва­ния, про­фес­си­о­на­лиз­ма. Без глу­бо­ких зна­ний не­воз­мож­но найти ста­биль­ную, хо­ро­шо опла­чи­ва­е­мую ра­бо­ту, за­нять ________ (В), стать не­за­ме­ни­мым для кол­лег.

В про­цес­се ры­ноч­ных ре­форм, про­ис­хо­дя­щих в нашей стра­не в 1990-е годы, рос­сий­ское об­ще­ство резко раз­де­ли­лось по _______ (Г). В на­сто­я­щее время со­хра­ня­ет­ся су­ще­ствен­ный раз­рыв между не­боль­шим ко­ли­че­ством сверх­бо­га­тых людей, ак­тив­но ску­па­ю­щих не­дви­жи­мость за ру­бе­жом, воз­во­дя­щих особ­ня­ки, и зна­чи­тель­ной мас­сой на­се­ле­ния стра­ны, жи­ву­щей чуть выше или на уров­не _______ (Д). А вот «_______ (Е)», ко­то­рый пред­став­ля­ет собой ста­би­ли­зи­ру­ю­щую силу об­ще­ства в раз­ви­тых стра­нах, у нас на­хо­дит­ся толь­ко на ста­дии ста­нов­ле­ния».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) стра­ти­фи­ка­ция 2) об­ра­зо­ва­ние 3) черта бед­но­сти
4) со­ци­аль­ная мо­биль­ность 5) учре­жде­ние 6) со­ци­аль­ный ста­тус
7) пре­стиж­ная долж­ность 8) уро­вень до­хо­дов 9) сред­ний класс

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е
           

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: