Постановка цели и задачи исследования

Целью данной статьи является методологический анализ процессов интеграции и дифференциации, протекающих в постнеклассической науке с позиций системного подхода.

Соответственно поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- исследовать логические механизмы процессов интеграции и дифференциации;

- проанализировать понятийное поле исследований интеграционных процессов, воспользовавшись языком категорий современной системной методологии и структурной онтологии;

- выделить различные формы реализации процессов интеграции и дифференциации научного знания, подвергнув их структурно-онтологическому анализу.

Основная часть.

Интеграция и дифференциация опираются на логические операции: синтез и анализ соответственно. Синтез – логическая основа механизма интеграции. Основой дифференциации, соответственно, является анализ.

Для исследования природных ресурсов Земли и контроля состояния окружающей природной среды широко применяются аэрокосмические методы. Для нужд охраны природы и рационального природопользования применяются дистанционное зондирование, космическая съемка и аэрофотосъемка. На локальном, региональном и глобальном уровнях осуществляется аэрокосмический мониторинг атмосферы, океана, поверхностных вод суши, наземных экосистем, ландшафтов, рельефа, поверхностных вод, почвенного и растительного покрова, хозяйственного использования земель [5].

Эти методы дают возможность фиксировать изменение химического состава атмосферы, объема и качества поверхностных вод суши. С помощью аэрокосмических методов исследования стало возможным выделение зон экологического бедствия, оценка состояния природной среды и последствий природных и антропогенных катастроф.

Космические снимки применяются для исследования различных свойств местности, фиксируемых с помощью карт: базовых (фундаментальных), ландшафтных, ландшафтно-исторических, геологических, геоморфологических, функционирования и направленных, ритмических и динамических изменений. Космическая съемка и аэрофотосъемка используются для топографического и общегеографического картографирования малоисследованных территорий, обновления и дополнения карт. Системное картографирование ландшафтных комплексов и любых объектов поверхности Земли, искусственных сооружений, планет Солнечной системы, по их изображениям, полученным бесконтактным способом в разных зонах спектра электромагнитных колебаний, является основой комплексной оценки состояния территории. Оно применяется для прикладных оценочных исследований геоэкологических ситуаций, проведения природоохранных и оперативных мероприятий по борьбе с негативными явлениями. Аэрокосмические методы находят применение в исторической географии [8].

Реляционный синтез, на наш взгляд, имеет место при математизации физики, химии, биологии, географии. Возникли такие междисциплинарные направления исследований как математическая физика, математическая география, математическая химия.

В аналитическую химию внедряются теория моделей, статистические методы, информатика. Биоэтика - междисциплинарная отрасль, ядром исследований которой являются отношение к жизни и смерти, нравственное отношение к живому в системе «человек-природа».

Таким образом, традиционные универсальные мыслительные операции - синтез и анализ в их трех разновидностях являются логическими основаниями для интеграции и дифференциации научного знания. Синтез – логическая основа механизма интеграции, анализ - дифференциации. Возможно, имеет смысл разделять онтологический и гносеологический аспекты операций анализа и синтеза в рассмотренных разновидностях (реистический, атрибутивный и реляционный анализ и синтез).

Выводы

Изучение проблемы дифференциации и интеграции научного знания приобретает характер относительно самостоятельного направления исследований в области философии и методологии науки. Очевидна необходимость методологического исследования ситуации перехода от дисциплинарного изучения природы к междисциплинарным исследованиям и разработкам. Важную роль интегративные процессы играют в современном образовании, особенно в свете необходимости его экологизации и гуманизации.

На наш взгляд, для создания интегрированных курсов, определения принципов соединения разных наук также необходим системный подход. Очевидна необходимость целенаправленной подготовки специалистов, хорошо подготовленных к проблемно-ориентированным и междисциплинарным формам исследовательской деятельности, а не только для работы в определенных узких областях.

Механизмом интеграции, его логическим основанием, является синтез. В интеграционных процессах рассматриваемая система изменяется от частей к целому и от вида – к роду. Интегративные свойства целого определяются характером взаимодействия частей. Дифференциация и интеграция отличаются разнонаправленностью движения.

Соотношения «часть-целое» и «род-вид» различаются логически, поскольку часть не обладает признаками целого, а вид обладает. Соответственно, механизмом дифференциации является анализ.

Если в механизме дифференциации наблюдается разделение некоторой целостности, то в механизме интеграции – соединение частей в некоторую целостность. Дифференциацию знания следует рассматривать как переход от целого к частям (соотношение «часть-целое»), или переход от рода к виду. Переход от рода к виду в большей степени отвечает системной организации, обладающей большей связностью, целостностью.

Представляет интерес методологический анализ процессов интеграции и дифференциации, происходящих в различных отраслях современной науки, и при комплексных исследованиях.

На наш взгляд, можно рассматривать реистическую, атрибутивную и реляционную интеграцию. Соответственно, речь может идти также о реистической, атрибутивной и реляционной дифференциации научного знания.

 

Список литературы

 

1. Уёмов А.И. Методы, приемы и способы исследования. Гл.IX //Основы марксистско-ленинской философии: Учебник.- М., Политиздат,1971.- С.205-216

2. Уёмов А.И. Вещи, свойства и отношения. – М: Изд-во АН СССР. 1963.– 184 с.

3.

4. Депенчук Н.П. Некоторые особенности развития интегративного процесса в современной науке // Материалы III Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания, вып.III, отв. редактор А.Д.Урсул, М.: Наука, 1983. – C.311

5. Костюк Н.Т., Лутай В.С. Интеграция современного научного знания: методологический анализ. – К., Вища школа, 1984. – С.46

6. Поликаров А. Проблеми на научнато познание от методологична гледна точка.- София, Наука и изкуство,1977.-С.107-123

7. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.- М., Мир, 1986.- 432 с.

8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. - М.,Республика,1998.- 413 с.

9. Уёмов А.И. Системный подход к проблеме классификации наук и научных исследований // Философские науки. - 2000.-№ 2.- С.87-101.

10. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.:, Мысль,1978.- 272 с.

11. Уёмов А., Сараева И., Цофнас А. Загальна теорія систем для гуманітаріїв. Варшава, Wydawnictwo Universitas Rediviva, 2001.- 276 с.

 

http://www.philosof.onu.edu.ua/elb/articles/tihomirova/nau.htm

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: