Анализ рассказа «Мастер»

Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду.

Ничем другим больше не удивишь.

(В.М. Шукшин)

Цели урока:

1) дать представление о личности В.М. Шукшина и значении его произведений;

2) формировать интерес к чтению книг и литературному анализу;

3) сформировать представление о культуре эпохи изучаемого произведения.

 

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.

 

- Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

- Каких рассказов вы ждёте от него?

 

Прочитайте цитаты:

1) Валентин Григорьевич Распутин сказал так: если бы на каком-то всемирном сходе от каждого народа надо было бы избрать по одному человеку, который наиболее полно бы представлял этот народ, то от русского народа таким человеком должен был быть Василий Макарович Шукшин. (Алексей Варламов, доктор филологических наук, автор книги «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей»).

 

2) Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали - значит, он и не сказал их. (Василий Макарович Шукшин)

Поразмышляйте над вопросами:

- Почему В.М. Шукшин способен полно представить русский народ? Что мы знаем о Шукшине?

- Как мы прочли слова Шукшина? "Услышали" его слова по-настоящему сегодня? Благодаря чему? Какими увидели его героев?

Цель нашего урока - найти ответы на эти вопросы.

 

Вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он принимал участие как актёр и режиссёр. Сегодня состоится знакомство с Шукшиным-писателем, мастером короткого рассказа. 

Прочитайте биографию Шукшина. Письменно (в формате Word) ответьте на вопросы.

Как пригодился Шукшину его профессиональный опыт?

Как связаны в судьбе Шукшина его профессии – актер, режиссер и писатель?

Насколько оправдались при знакомстве с жизнью и творчеством писателя ваши ожидания, вызванные портретом?

Шукшину привелось узнать разную жизнь – и города, и деревни, пришлось перепробовать немало специальностей. О чём же писал Шукшин? Писал о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о народе, о России.

Прочтите рассказы Шукшина "Чудик", "Мастер", "Крепкий мужик".

Письменно (в формате Word) ответьте по ним на вопросы.

Анализ рассказа «Чудик»

1. Каким мы видим главного героя рассказа?

2. Приведите примеры происшествий и оплошностей, происходящих в его жизни.

3. Как реагируют на его «выходки» окружающие? Как он сам воспринимает их?

4. Как профессия отражает внутреннее стремление вырваться из реальности?

5. Что означает «чудик»? Какие однокоренные слова можно привести?

6. Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?

7. Прототипом «Чудика» можно назвать каких героев русской литературы?

 

Анализ рассказа «Мастер»

1. Еще один герой Шукшина, герой рассказа "Мастер" – Сёмка Рысь - непревзойденный столяр, мастер своего дела. Казалось бы, все должны его уважать, но в деревне называют его уменьшительным именем Сёмка. Почему?

2. Почему Семка пьёт?

3. Чем привлекла внимание героя талицкая церковь?

4. Чем вызвано решение Сёмки отреставрировать талицкую церковь?

5. Почему никто не согласился помочь Сёмке? К кому он обращается за помощью?

6. Что общего во взгляде на проблему церковников и просвещенного чиновника?

7. Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер?

8. Почему же Сёмка перестал ходить к талицкой церкви?

9. Против какого течения «загребал» Сёмка? Почему его снова «выносит» к ларьку?

10. Сёмка Рысь – «забулдыга, но непревзойдённый столяр». «Сёмка не злой человек, но ему, как говорят, остолбенело всё на свете», и он транжирит свои свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где - нибудь, - милое дело. Временами он крепко пьёт. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать». Неприглядный портрет, но прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаём этому человеку. Чем же взял нас за живоё Сёмка Рысь, какими качествами он привязал нас к себе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: