Безопасность труда при выполнении монтажных работ кабельным краном

При работе кабельного крана должны соблюдаться Правила устрой­ства н безопасной эксплуатации гру­зоподъемных кранов (М., Металлур­гия, 1981).

К кабельным кранам должны при­меняться требования, изложенные в общих разделах Правил, с изме­нениями и дополнениями, приведен­ными ниже.

Коэффициент устойчивости пере­движных некачающихся опор ка­бельных кранов в любом направле­нии с учетом всех основных и до­полнительных нагрузок (сил инерцнн, ветровой нагрузки, снега, забегания одной нз опор) при наиболее неблагоприятной их комбинации должен составлять не менее 1,2.

Коэффициент устойчивости ка­чающихся опор в плоскости, перпен­дикулярной несущим канатам, должен равняться 1,2.

Несущие канаты кабельных кра­нов должны быть закрытой кон­струкции.

На кранах, устанавливаемых для временных работ сроком до одного года, в качестве несущих канатов могут применяться канаты одинарной свивки (спиральные) или многопряд-иые канаты (тросы без органического сердечника). У кранов, устанавли­ваемых для выполнения разовых монтажных работ, в качестве несу­щих канатов допускается примене­ние многопрядных канатов с органи­ческими сердечниками.

Несущие канаты должны состоять каждый из одного куска.

В тех случаях, когда грузовая тележка движется только в ограни­ченных пределах пролета, допускает­ся вне указанной рабочей зоны сра­щивать несущий канат соединитель­ной муфты, но не более, чем в одном месте. Запас прочности такой муфты должен составлять не менее 3,5.

Канаты для подвески электропро­водов н оттяжек опор крана должныприменяться без органического

сердечника из оцинкованной прово­локи. Для кранов, устанавливаемых на срок до одного года, допускается применение канатов из светлой про­волоки с органическим сердечником.

Диаметр барабанов и направляю­щих блоков для грузовых, грейфер­ных (поддерживающих и замыкаю­щих) и тяговых канатов должен равняться не менее 30 диаметрам каната. Это требование не распро­страняется на блоки, расположенные в грейфере. Диаметр канатоведущих шкивов трения должен составлять не менее 60 диаметров каната.

Грузовая тележка должна быть устроена так, чтобы исключалось ее падение при поломке или сходе ходо­вых колес с несущего каната (кана­тов).

Грузовая тележка снизу и грузо­захватный орган (крюковая подвеска, блоки грейфера) сверху должны иметь деревянные нлн другие упругие буфера, не позволяющие грузо­захватному органу упереться в обо­рудование лебедки.

Механизмы подъема и замыкания грейфера грейферных кранов должны иметь устройства (концевые выклю­чатели), автоматически останавли­вающие их:

при подъеме, когда расстояние между буферами грузозахватного органа и грузовой тележки дости­гает 1 м;

прн спуске, когда на барабане остаются навитыми не менее трех витков каната.

Механизм передвижения грузовой тележки должен быть оборудован устройством (концевым выключате­лем), автоматически останавливаю­щим ее на расстоянии не менее 5 м от площадки опоры или полиспастной тележки. Допускается последующее передвижение грузовой тележки к площадкам опор илн к полиспаст­ной тележке на пониженной скорости.

Кабельный кран должен быть оборудован устройством, автомати­чески останавливающим механизмы передвижения опор в случае забега­ния одной из них по отношению к другой на размер, больший уста­новленного проектом, и указателем размера забегания, установленным в кабине крановщика.

В кабине крановщика должны быть установлены указатели положе­ния грузозахватного органа по вы­соте н вдоль пролета, а также указа­тель открытого и закрытого положе­ния грейфера.

Эти указатели должны допускать возможность регулировки шкалы для снятия накапливающихся погрешно­стей.

Кабельные краны с подвижными опорами должны быть оборудованы анемометром, подающим звуковой сигнал при давлеинн ветра, превы­шающем расчетное значение.

Для осмотра несущих канатов и поддержек в пролете кабельного крана грузовые тележки должны быть снабжены площадками. Они должны быть шириной не менее 0,75 м с перилами высотой 1,2 м, двумя промежуточными продольными связями (прутьями) и со сплошной зашивкой понизу на высоту 100 мм.

Места входа на площадку должны иметь жесткие ограждения с запо­ром, не допускающим произвольного открывания его.

На опорах кабельного крана должны быть площадки для под­тяжки несущих канатов1, обслужива­ния оборудования и входа на грузо­вую тележку. Ширина площадок должна быть не менее 1 м, а их ограждение должно отвечать Прави­лам по технике безопасности работ.

Машинное помещение кабельных крапов' должно отвечать следующим требованиям:

высота машинного помещения должна устанавливаться с учетом размещения над основным оборудо­ванием кабельного крана необходи­мых подъемных средств (кранов, та­лей);

расстояние от стен машинного по­мещения до лебедок и между ле­бедками должно быть не менее 800 мм; для мостовых кабельных кранов, допускается уменьшение рас­стояния между стеной машинного помещения и лебедкой до 200 мм при условии обеспечения безопасного подхода к частям лебедки, требую­щим обслуживания;

размеры дверей машинного поме­щения должны позволять перемеще­ние наиболее крупных неразъемных элементов' оборудования; высота две­рей должна быть не менее 1,8 м.

Кабельные краны с качающимися опорами должны быть оборудованы специальными площадками н монтаж­ными блоками для посадки противо­веса качающейся башни. Площадки должны быть рассчитаны на воспри­нятое нагрузки от веса опоры при снятых несущих канатах.

Кабина крановщика, машинное помещение и головы башен кабель­ного крана должны иметь телефон­ную связь, позволяющую вести одно­временный разговор между всеми пунктами.

В машинном помещении крана, в кабине управления и на опорах Должны быть вывешены надписи с указанием грузоподъемности крана.

В паспорте кабельного крана, помимо общих сведений, содержа­щихся в типовом паспорте крана, должны быть указаны следующие данные:

предельное забегание одной опо­ры по отношению к другой;

проектное значение провеса несу­щих канатов и допуск на ее откло­нение;

допустимое отклонение положения качающейся опоры от проектного;

допустимый уклон крановых пу­тей;

допустимое отклонение поперечни­ка наклонного пути;

допустимое расхождение между путями одной опоры и между путями противоположных опор.

К паспорту кабельного крана, помимо документов, указанных в Правилах, должны быть приложе­ны следующие документы:

акты приемки металлоконструкций (на заводе-изготовителе и монтаж­ной площадке);

акт испытания металлоконструк­ций, если такое испытание предус­мотрено проектом;

проект (схема) крановых путей;

акт приемки фундаментов н кра­новых путей с инструментально про­веренными отметками и привязками;

акг на анкеровку канатов в муф­тах;

акт замера провеса несущих ка­натов;

акт замера натяжения в расчалках опор;

акт проверки положения качаю­щейся опоры.

Провес несущего каната измеряет­ся при расположении тележки с наибольшим рабочим грузом по се­редине проекта. Фактический провес не должен отличаться от проектного не больше установленного допуском. Проверка соответствия положения качающейся опоры проектному произ­водится при расположении порожней тележки у иекачающейся опоры.

При проверке крановых путей измеряют угол наклона наклонных крановых путей, прямолинейность и горизонтальность путей; расстояние между путями одной опоры, рас­стояние между путями противопо­ложных опор.

Проверка состояния крановых пу­тей, анкеровка канатов в муфтах и замер натяжения в расчалках опор, а также проверка соответствия проекту провеса несущих канатов и положения качающейся опоры в процессе эксплуатации должны производиться при каждом техниче­ском освидетельствовании кабельного крана.

При статическом испытании ка­бельного крана его грузовая тележка устанавливается по середине проле­та. Груз, вес которого устанавливает­ся в соответствии с Правилами, под­нимается иа высоту 200—300 мм и выдерживается в таком положении 30 мин. После этого производится проверка состояния заделки несущих канатов в муфтах и общего состояния краиа.

При динамическом испытании кра­на производятся:

повторный подъем и опускание груза с остановками на разных вы­сотах;

повторное передвижение грузовой тележки с грузом с остановкой в разных точках пролета;

повторные передвижения крана в разных направлениях на разное расстояние;

повторный подъем или опускание груза с одновременным перемеще­нием грузовой тележки.

Проезд на грузовой тележке разрешается только обслуживающе­му персоналу кабельного крана.

Несущие канаты закрытой кон­струкции подлежат замене при наличии на 1 м более 17 % порванных проволок от общего числа проволок наружного слоя или если оборваны две смежные проволоки наружного слоя.

Несущие канаты открытой кон­струкции подлежат замене при на­личии на 1 м более 10 % порванных проволок от общего числа проволок в канате. При наличии порванных проволок менее указанного эксплуата­ция крана разрешается при условии тщательного наблюдения за кана­тами.

При прекращении работы крана с качающейся опорой из-за износа несущих канатов опора должна быть установлена на монтажные блоки

Передвижной кабельный кран при работе на одном месте должен быть укреплен ручными захватами. Ка­бельные краны, при работе которых требуется частое их передвижение, могут во время работы на захваты не устанавливаться, но они должны быть закреплены захватами при пре­кращении работы.

Работа кабельного крана должна производиться в соответствии с проек­том и специально разработанной технологической кар'тон. в ко горой приводятся схемы строповки и пере­мещения груза с указанием последо­вательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также указанием по безопасному подъему и перемещению груза.




double arrow
Сейчас читают про: