Периодизация Льва Семеновича Выготского

Периодизация основана на нескольких критериях:
— социальная ситуация развития;
— новообразования;
— кризисы развития.

Источником развития является социальная среда.

Л.С. Выготский ввёл понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста взаимодействие между индивидом и социальной средой. Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу перехода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение в следующем периоде.

Выделяет 2 вида периодов:

1. Стабильные периоды

Развитие происходит плавно, без резких перемен. Длятся по несколько лет, возрастные новообразования появляются медленно, но оказываются устойчивыми.

2. Кризисные периоды

Развитие идёт быстро, изменения происходят резко. Кризисные периоды длятся недолго (несколько месяцев), новообразования появляются быстро, но они не устойчивые.

Нет единого мнения по поводу кризиса. Леонтьев считал, что кризиса с его негативными проявлениями может не быть, если развитием управлять.
Выготский считал, что кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты. Обострение наступает в середине периода. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. Индивидуальных различий во время кризиса гораздо больше, чем в стабильные периоды. Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон развития.





Периодизация

1. Кризис новорождённости;

2. Младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — стабильный период;

3. Кризис 1 года (начало развития речи и ходьбы);

4. Раннее детство (1-3 года) — стабильный период;

5. Кризис 3 лет (фаза упрямства, появляются новые черты личности);

6. Дошкольный возраст (3-7 лет) — стабильный период;

7. Кризис 7 лет;

8. Школьный возраст (8-12 лет) — стабильный период;

9. Кризис 13 лет;

10. Пубертатный возраст (14-18 лет) — стабильный период;

11. Кризис 17 лет.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: