И откроется тебе
природа всякой вещи.
Библия
Во все времена всем народам известно множество случаев, когда художники, писатели и поэты, изобретатели и ученые, вожди, святые и пророки получали неведомым путем, во сне или наяву видения или откровения, различную информацию, которой еще никто не обладал. Она приходила как наитие, как просветление, как дар, как награда за труды – творческие муки, и тогда рождались прекрасные картины, замечательные книги, великие открытия, изобретения и религиозные устремления. Все это свидетельствовало, что где‑то свыше есть некая область или место, где сосредоточена информация обо всем, что было, есть и будет в мире.
Со времен теософов эту область вселенского знания называют «Хроники Акаши». Вообще, термин «Акаша» заимствован теософами из индуизма. Слово «Акаша» происходит из санскрита и обозначает свет, оно употребляется по отношении к первичной субстанции.
Суфийские наставники в исламе также знают, что можно установить духовную связь с «Хранимой Скрижалью» – Лаух ап‑Махфуз, которая понимается как некая зеркальная субстанция, где отражается и запоминается все прошлое, настоящее и будущее. Для этого нужно очистить духовное сердце от мирских страстей до подобного «зеркального» состояния. Эти события запечатлены в форме сложных образов, состоящих из изображений, звуков и других сенсорных феноменов и могут быть «прочитаны» в особом состоянии сознания.
Как бы там ни было, наличие вселенского знания в духовном мире подтверждают и современные люди, заглянувшие в Тот мир. Реймонд Моуди в книге «Дальнейшие размышления о жизни после жизни» пишет: «Несколько человек рассказывали мне о том, что во время «смерти» им удавалось мельком заглянуть в абсолютно иную реальность бытия, где все имеющиеся знания – будь то прошлого, настоящего или будущего – существуют в некотором безвременье. Это состояние описывалось как миг просветления, во время которого переживающий его обретал как бы полное знание. Пытаясь рассказать о своих ощущениях в этот отрезок времени, мои собеседники сходились в том, что состояние это совершенно невозможно выразить словами. Кроме того, Все они как один утверждают, что по возвращении обратно к жизни это состояние совершенного знания исчезает, не оставляя никаких признаков вселенской мудрости».
Одна женщина так описала это состояние: «Кажется, это произошло после того, как предо мной пронеслась вся моя жизнь. У меня возникло ощущение, будто вдруг все знания – те, которые когда‑то появились, и будут появляться бесконечно – за какую‑то секунду пришли ко мне, и теперь я знала все извечные тайны, все значение Вселенной, звезд, Луны – все на свете.
Но как только я решила вернуться, это знание исчезло, и теперь я не могу вспомнить ничего из того, что было во мне тогда. По‑моему, когда я приняла решение вернуться, я услышала, что мне не удастся сохранить это знание в себе… И все же я помню: мгновение когда я знала все – действительно было, но знание не было тем даром, которое можно унести с собой. На вопрос, в какой форме вам пришло это знание, женщина отвечала: «Это было во всевозможных формах сообщений – зрительные образы, звуки, мысли. Это одновременно не напоминало ничего и включало в себя все возможные формы коммуникации. Просто казалось, что не существует ничего неизвестного мне. Во мне было все знание – не отдельная область, а буквально все… Тогда я как бы чувствовала, что стремление к знанию является частью смысла нашего земного существования».
Рассказывает молодой человек: «Потом я оказался в школе… Все вокруг было совершенно реальным. Это не было плодом моего воображения. Если бы я не был уверен на сто процентов, я сказал бы: «Есть определенная вероятность, что я был в этом месте». Но это действительно было реальным. Это напоминало школу, в которой не было ни одного человека – и все же я чувствовал, что там множество людей. Просто, если посмотреть вокруг, нельзя было «увидеть» ничего… но если сконцентрировать внимание, можно было почувствовать, как‑то ощутить присутствие других существ вокруг… Казалось, что там для меня вели уроки и что эти уроки будут идти для меня и дальше…
Я не в состоянии описать этого. Это нельзя сравнить ни с чем существующим на земле. Понятия, которые я использую для описания пережитого, весьма далеки от того, что я чувствовал в действительности, но это все, что я могу… Потому что это место является знанием… Там действительно есть знания и информация – любые знания. И ты впитываешь это знание… Как‑то неожиданно ты вдруг начинаешь знать ответы на все вопросы. Как будто ты мысленно сосредотачиваешься на одном месте в этой школе и – р‑раз! – знание автоматически струится в тебя потоком из этого места».
Женщина средних лет рассказала: «Во всем этом был момент – э‑э‑э, это никак не опишешь – в общем, казалось будто я знаю все обо всем… На какой‑то миг я почувствовала там, что никакого общения вовсе не нужно. Я думала, что сама в состоянии узнать все, чего ни пожелаю».
В. В. Потапов, И. С. Потапова в своей книге «По ту сторону смерти» приводят сообщение англичанки Рини Пэсароу, которая в клинической смерти побывала в месте «Вселенского знания». Они пишут: «Рини испытывала необыкновенное, прекрасное чувство освобождения от земных оков, летела куда‑то. Со всех сторон звучала чудесная музыка, повсюду была любовь – чистая и бескорыстная. Затем рядом появился ее любимый дядюшка. Некоторое время они летели вместе. Вскоре впереди показался и начал быстро приближаться источник яркого света. Рини неодолимо влекло к нему. Чем ближе была она к свету (ближе не в физическом смысле), тем сильнее становилось испытываемое ею чувство любви и восторга. Свет затянул Рини, поглотив, как бурный поток воды.
И в этот миг на нее снизошло знание – о себе, о мире, о человечестве. Девушка поняла: кем бы ни была она раньше, тем ей уже не стать никогда. Внезапно, в мгновенье ока, Рини была перенесена из области света на другой край этого прекрасного неведомого мира. Там Рини встретил некто, чья личность так и осталась для нее загадкой. Он поведал девушке, что она не исполнила в физической плоскости бытия всего предначертанного ей судьбой и потому должна вернуться. Существо сказало: ЕЩЕ НЕ ВРЕМЯ. И сразу же какая‑то могучая сила повлекла Рини прочь из Вселенной любви и совершенного знания. Она понеслась сквозь гигантский тоннель света, сквозь разноцветные кольца радуг и вылетела в физический мир в нескольких футах от своего тела. У нее было такой чувство, вспоминала Рини, будто ее, словно Еву, изгнали из рая».
В книге «Свет с того света» Реймонд Моуди пишет: «Люди, находившиеся на грани смерти, начинают по‑новому ценить знания. Некоторые говорят, что это результат обозрения жизни. Существо света сообщает им, что познание не прекращается со смертью; что знание можно взять с собой. Другие описывают послежизнь как царство страстного поиска знания. Одна женщина описывала то место как огромный университет, где люди заняты серьезными беседами об окружающем мире. Другой мужчина рассказывал о нем как о царстве сознания, где любое знание вам доступно. Если вы думаете о чем‑то, что хотите знать, оно является вам – и вот оно, здесь, для вашего изучения Он говорил, что это происходит так, как будто вся нужная информация всегда там наготове и доступна при первой мысли о ней».
Деннион Бринкли описывает свое пребывание «в своего рода учебном заведении», где он и много других существ «погружались в знания» в присутствии тринадцати «Существ из Света». Он пишет: «Это походило на каплю воды, осведомленную о существовании океана, или луч света, знающий о солнце». Ему представлялись «коробочки», с миниатюрным экраном, где изображались будущие события, и он эмоционально участвовал в происходящем. Когда он вернулся к жизни на Земле и записал, что помнил, эти события – войны, потрясения и прочее – начали происходить в действительности.
Анита Мурджани имела присмертный опыт во время операции. Ее рассказ помещен в Интернете. «В то время я находилась то в сознании, то в бессознании, и чувствовала, что мой дух фактически оставил свое тело. Я видела и слышала разговоры между моим мужем и врачами, находившимся вне комнаты, около 40 метров вниз по коридору. Потом я пересказала этот разговор слово в слово моему шокированному мужу.
А вскоре я на самом деле «перешла» в другое измерение, где была погружена во всеобъемлющее чувство любви. Я также четко осознала, почему у меня рак, зачем я пришла в эту жизнь, в первую очередь, какую роль все играли в моей жизни, и вообще, как работает жизнь. Ясность и понимание, которые я получила в этом состоянии, почти неописуемы. Слова не могут передать этот опыт – я была в том месте, где я поняла, что есть то, что мы не в состоянии представить в нашем 3‑мерном мире».
Барбара Роммер приводит воспоминание одного адвоката, который был в клинической смерти: «Меня отвели в такое место, которое я назвал бы «Библиотекой Вселенной», хотя в ней не было книг. Создавалось впечатление, что я попал в источник Вселенского знания. Я понимал тогда буквально все, но, к сожалению, сохранил лишь отрывки информации и смутные воспоминания, которых достаточно, чтобы обескуражить меня теперь».
Роберт Монро упоминает школу. В книге «Далекие путешествия» он пишет: «Меня часто отводили в то место, которое отчасти напоминало школу, так как там был наставник и ученики (одним из них стал я). Если прибегнуть к достаточно вольным описаниям, в том месте был ослепительно белый, сверкающий шар света – учитель. Я ощущал окружающее меня излучение других существ – судя по всему, тоже учеников, – но не чувствовал ничего, кроме их присутствия, то есть никаких признаков того, кем были эти существа. Уроки представляли собой нечто вроде последовательной рассылки предназначенных для мгновенного поглощения пакетов информации, которая воспринималась сугубо в форме переживаний, а также устойчивых сгустков мысли – их подлинный смысл невозможно предать словами, и я использую для их обозначения понятие «посыл».
То, что в духовном мире существуют вселенские знания, можно не сомневаться, поскольку это подтверждается многими людьми, заглянувшими в Тот мир. Вопрос лишь в том, в какой форме и в каком месте эти знания содержатся, и как туда заглянуть, чтобы «почитать». Может обитатели Того мира знают?
П. Мак Линн в своей книге «Твой ангел‑хранитель» приводит информацию «свыше», то есть от духа, который сказал так: «Акаша является духовной библиотекой вашей Земли». Итак, «библиотека» Земли, а не Вселенной. А форма подачи знаний – «книга», «экран» или «школа» появляется для разных людей для лучшего, знакомого восприятия, это вроде понятно. Более сложно понять «записи» будущего, видимо, это связано с особенностями времени.
Пытаясь объяснить феномен интуиции и озарений в научных открытиях, некоторые ученые выдвинули идею о существовании некого «Информационного поля Вселенной», где имеется вся информация о прошлом, настоящем и будущем. Еще в 1982 году на президиуме АН СССР академик М.А. Марков говорил: «Информационное поле Вселенной слоисто и структурно напоминает матрешку, причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является кроме банка информации еще и регулятором начала в судьбах людей и человечества».
Академик РАЕН А.Е. Акимов также отмечал: «Характерно, что почти все знание точных наук получено не формально‑логическим путем, а посредством интуиции. Эту связь можно было бы объяснить наличием некого «информационного банка», с которым взаимодействует сознание… Сам банк информации представляется при этом множеством самостоятельных устойчивых объектов типа фантомов, которые однако не порождены индивидуальным сознанием, а являются отражением универсальных идей, существующих как бы вне времени и пространства, а мозг – своеобразным биокомпьютером… Есть основание полагать, что новое знание возникает как продукт взаимодействия сознания с внешней средой, с неким информационным полем, причем это взаимодействие по своей природе является психофизическим».
«Хроники Акаши» пытались объяснить голографической моделью, где каждая часть голограммы содержит информацию обо всем объекте. В этой модели представляется информационное поле человечества, окружающее Землю, как единая гигантская земная голограмма.
Доктор Стюарт Хамерофф считает, что человек представляет собой как «квантовый компьютер», главной целью которого является платформа для сознания. После смерти «платформы» квантовые частицы остаются в космосе и продолжают свое существование в качестве Глобального Информационного Поля Вселенной.
Итак, область вселенского знания – это «Хроники Акаши», «Информационное поле», «Информационный банк», «Супермрзг», а некоторые добавляют еще и «Космический компьютер». Как бы там не называть, такая область, место или сфера, существует в духовном мире. Но при этом возникают вопросы.
Первое. Если Там сосредоточены все знания о прошлом, настоящем и будущем (невозможно даже представить какой это гигантский массив информации), то каким образом извлекается оттуда та или иная нужная информация? Второе, Как эта информация попадает в наши мозги: напрямую, или ее доносят некие духовные существа? Некоторые полагают, что информационное поле не однородно и содержит различные информационные уровни. Другие говорят о множестве информационных «полей».
В. Г. Ефремов, ведущий конструктор ОКБ «Импульс», который был в клинической смерти восемь минут, определяет это как специалист: «Любое сравнение будет неверным. Процессы там протекают нелинейно, как у нас, они не растянуты во времени. Они идут одновременно и во все стороны. Объекты «на том свете» представлены в виде информационных блоков, содержание которых определяет их местонахождение и свойства. Вся и все находится друг с другом в причинно‑следственной связи. Объекты и свойства заключены в единую глобальную информационную структуру, в которой все идет по заданным ведущим субъектом, то есть Богом, законам. Ему подвластно появление, изменение или удаление любых объектов, свойств, процессов, в том числе хода времени».
Тогда, действительно любое сравнение будет неверным, и суть «Хроник Акаши» нам, людям, не понять. Да и зачем понимать, главное, узнать то, что хочется. А для этого надо просто хорошо попросить Господа.
«СМУРНАЯ» ОБЛАСТЬ
Все души разные, и у каждой
только своя дорога.
Камиль Фламмарион
Хорошо бы в духовном мире устроится в чудесных местах тамошней природы, где всегда прекрасная погода, нет надоедливых мух, клещей и комаров. Неплохо проживать и в сияющих городах, среди радостных людей, где всегда хорошее настроение и не надо ходить на работу. Интересно бы посетить «Всемирную библиотеку» и почитать там, какие потрясения и катаклизмы ожидают наших земных потомков. Но… есть Там такие места, что и врагу не пожелал бы.
В другой своей книге «Дальнейшие размышления о жизни после жизни» Реймонд Моуди упоминает «мир смятенных душ». Он пишет: «Несколько человек рассказали мне, что им удавалось увидеть другие существа, которые были как бы «захвачены в капкан» в самый неподходящий момент своего существования. Те, кто видел этих несчастных, сходятся в некоторых впечатлениях».
Это была «смурная область», унылая, сумеречная зона в резком контрасте с окружающим ярким и радостным миром света. В этом печальном пространстве бесцельно скитались серые, полупрозрачные фигуры с очертаниями людей, более похожие на призраков. Они выглядели угнетенными, отупевшими, потерявшими свою индивидуальность. В них не было света жизни. Ничего не осознавая вокруг себя, они, перегибаясь, пытались рассмотреть что‑то внизу (в физическом мире), как будто пытались решить какую‑то гнетущую их проблему. Эти существа были привязаны к какому‑то объекту, человеку или привычке. Они пребывали в неком отупении, как бы решая какую‑то проблему, которая удерживала их в подобном состоянии. Некоторые из этих несчастных душ пытались войти в контакт с живыми людьми на земле, что‑то сказать, витая над ними, но безуспешно, люди их вовсе не замечали, не видели и не чувствовали.
Как рассказывала одна женщина, которая была «мертвой» целых пятнадцать минут: «Я не могу сказать точно, где именно я увидела их… Просто, когда я пролетала мимо, почувствовала какую‑то «смурную» область, она контрастировала с остальным окружением, залитым сверкающим сиянием. Эти фигуры более других имели черты, напоминавшие человеческие, но все‑таки они были не совсем похожи на людей в нашем представлении. То, что можно было принять за голову, было наклонено вперед; у них был печальный, расстроенный вид; казалось, будто они мечутся туда‑сюда, как заключенные, скованные одной цепью…
Я не знаю, кто они, но они выглядели какими‑то изможденными, отупевшими, серыми. Мне показалось, что они постоянно скитаются, как будто не зная куда податься, за кем последовать или что искать. Когда я двигалась мимо них, они даже не подняли голов, чтобы посмотреть, что происходит. У меня сложилось впечатление, что они думали: «Ну, вот и все. Что я здесь делаю? Зачем все это?» Просто такое абсолютное, совершенно раздавленное состояние безнадежного отчаяния, когда не знаешь ни что делать, ни куда податься – даже не знаешь, кто ты есть…
По‑моему, они буквально ничего осознают – ни духовного, ни физического мира. Эти души как бы застряли, неизвестно между чем. Но в любом случае это не принадлежит ни физическому, ни духовному миру. Это нечто посередине – так мне кажется, во всяком случае. Это было посередине, «до того, как я вошла в этот темный туннель – я рассказывала об этом – и до того, как я вошла в духовный мир. Они как бы роились на дне, постоянно глядя вниз, и никогда не обращали взоры наверх. При виде их я вспомнила книжные описания привидений: они как раз напоминали нечто подобное и были полупрозрачными. Тогда мне казалось, что они буквально кишат вокруг меня».
И еще: «Один человек, который довольно долго находился в состоянии клинической смерти, поведал мне, что видел мужчину, идущего по улице, и даже не подозревал, что над ним неустанно реет одна из этих «серых» душ. Он понял, что при жизни эта душа была матерью идущего человека, она безуспешно пыталась сказать сыну, что ему следует делать».
Одна женщина также сообщила: «Я видела, как эти души пытаются войти в контакт с людьми, но никто из живущих на земле не понимает этого; люди просто не замечают эти души, и все их попытки остаются безуспешными… Одна такая душа, казалось, принадлежала женщине. Она изо всех сил пыталась войти в контакт со своими детьми и какой‑то пожилой женщиной в доме… По‑моему, умершая пыталась что‑то объяснить своим детям, а они продолжали играть, не обращая на это никакого внимания».
В «Тибетской книге мертвых» тоже упоминается такое состояние: «О благороднорожденный, когда тебя носит повсюду не знающий покоя ветер кармы, твой разум, лишенный опоры, подобен перышку, увлекаемому вихрем. Ты вынужден блуждать безостановочно и говорить оплакивающим: «Я здесь, не плачьте!». Но они не услышат, и ты подумаешь: «Я мертв!». И вновь тебя одолеет страдание. Не поддавайся ему. Повсюду будет серый сумеречный свет, днем и ночью, во все времена. В этой области Промежуточного состояния ты пробудешь одну, две, три, четыре, пять, шесть или семь недель, до исхода сорок девятого дня».
Однако насчет пребывания в «смурной» области в течение сорока девяти дней очень сомнительно. Современные люди, заглянувшие в Тот мир сообщают, что такое состояние «отупения» для иных может длиться очень долго, может веками, пока человек не решит мучавшую его проблему или кто‑нибудь не поможет ему в этом деле.
Представление о мертвых, заключенных в каком‑то промежуточном пространстве, является очень древним. Такое пространство называли «Лимб» – граница, что обозначает мир, где души умерших по каким‑то причинам не перешли в мир иной, и временно задержаны в таком промежуточном пространстве. При каких условиях жизни те или иные люди попадают в «смурную» область, сказать сложно, да это и не наша тема. Но утверждают, что очень важно в каком состоянии человек умирает. Выходит, верно – мы все пленники нашего ума.
Но, еще хуже попасть в такое место, где будут толкать, кусать, тянуть и всячески издеваться какие‑то омерзительные существа, от них не спрятаться, не скрыться и не убежать, пока кто‑нибудь не поможет.
Роберт Монро в своей книге «Путешествия вне тела» описывает некий определенный слой или уровень запредельного мира, который ему неоднократно приходилось преодолевать в своих путешествиях. Он пишет: «Судя по всему, этот участок непосредственно примыкает к обычному миру «здесь и сейчас» и тесно связан с ним. Эта область представляет собой бесплодный темно‑серый океан, где малейшее движение немедленно привлекает внимание неприятных и досаждающих существ.
Оказавшись там, чувствуешь себя наживкой, заброшенной в бескрайнее море. Если двигаешься медленно и не шарахаешься от любопытных и глазеющих «рыб», то можешь миновать эту область без неприятностей. Но если вести себя шумно, отбиваться от окружающих тебя существ – к тебе понесутся целые орды разъяренных «морских обитателей», у которых только одна цель: кусать, толкать, тянуть и дергать…
Легко предположить, что мимолетные проникновения в этот ближайший к нашему миру слой могут навести на мысль, что там обитают «демоны» и «черти». Они выглядят менее разумными, чем человек, хотя, без сомнений, обладают способностью действовать и мыслить самостоятельно. Кто (или что) они? Не знаю, у меня не было особого желания задерживаться там, чтобы это узнать. Только путем леденящих кровь проб и ошибок я нашел способ проскакивать эту область и переходить к относительно безопасным сферам».
Барбара Роммер приводит аналогичное сообщение страхового агента Тима, когда он был на операции по трансплантации печени. «Я испытал страх, словно побывал в аквариуме, где меня преследовали рыбы, пытаясь достать и укусить, и нельзя было спрятаться. Боль возрастала и тратилась каждая унция энергии, когда я пытался скрыться от этих ужасных тварей. Время будто остановилось… Я до сих пор не могу выкинуть из головы эти видения».
Ирам относительно низших миров пишет: «В этих тягостных атмосферах издевательства её обитателей являются преобладающим элементом. Помыслы живущих там существ передаются вполне материальным образом. В высших мирах помыслы чисты, точны, с живым, непосредственным пониманием, передаются без единого звука».
Духовный учитель Шри Чинмой в своей книге «Смерть и реинкарнация» пишет: В витальном мире присутствуют потрясающие хаос и беспокойство, беззащитность, мрак, неудовлетворенность и ощущение незавершенности. Тем не менее, во всех этих силах и через них действует огромная мощь. Этот мир является частью коридора, через который души переходят в физический мир перед рождением и возвращаются в высшие миры после смерти. Этот витальный мир очень хаотичен. Если вы отправитесь туда, вы увидите много сломанных и деформированных вещей, как будто через эту зону прошел циклон. Именно в этом витальном мире мигрирующие существа обычно несчастливы. Они становятся счастливыми, только когда пройдут через наго и вступят в высший витальный мир, где ощутимы сознательная цель и побуждение двигаться вверх.»
ВИХРИ И УРАГАНЫ
Как и на Земле, в духовном мире есть свои стихии – «вихри», «ураганы», «циклоны» и другие подобные перемещения среды. На земле ветры и циклоны – это перемещением атмосферы, вызываемые разницей температуры и давления в тех или иных местах. В конечном счете, это зависит от Солнца. На самом Солнце время от времени возникают всплески массы, которые отрывают от светила страшные своей энергией протуберанцы, и если один такой протуберанец достигнет, Земли, то всему живому на ней придет конец. Внутри родной планеты тоже происходят движения и перемещения раскаленной магмы, и когда она вырывается наружу, то сжигает и сметает все живое на своем пути. Есть еще движения воды – волны и гибельные цунами, ужасные землетрясения, страшные пожары, – хватает катаклизмов в нашей жизни на планете. А уж в Космосе происходят такие невероятные по своей энергии и масштабам катаклизмы, что и представить жутко.
В духовном мире, как сообщают, тоже неспокойно. Не только в Раю хорошо, а в Аду ужасно, но и в других местах бывают потрясения и катаклизмы. Тогда возникают вопросы: что там перемещается в «пустоте», гибнут ли при этом души людей, как живые на земле, и вообще, отчего все это происходит? Приведем некоторые сообщения.
Люди в присмертном состоянии сообщают о неких «водоворотах» в Том мире. Барбара Роммер в своей книге «Тайны чудесного воскрешения» упоминает два таких случая. Архитектор Чед, будучи в диабетической коме, вспоминает: «От кипящего водоворота слышался гул (я находился в гряде облаков). Я видел людей, как будто всплывающих оттуда, появлялись то руки, то ноги, потом оттуда появилась даже лошадь. Люди, звери и птицы пытались выбраться из водоворота, но их снова засасывало. Думаю, это была дорога в ад. В то же время казалось, что все это происходило на земле. Именно здесь – мы в аду, и сами можем еще более ситуацию ухудшить».
Другой случай с пятидесятилетним страховым агентом Тимом, когда ему делали трансплантацию печени: «Сначала я оказался на черной горе, похожей по рельефу на луну или вулкан. Я шел, а под ногами что‑то скрипело. Рядом миллионы трудноразличимых людей мелькали в каком‑то водовороте. Они были темными, как тени, и окутаны в плащаницы. Я знал, что покойная мама среди них…».
Роберт Монро пишет: «Время от времени мои обычно быстрые и плавные перемещения прерываются чем‑то похожим на неистовый ураганный шквал, прокатывающийся по всему окрестному пространству. Возникает впечатление, что эта неуправляемая сила просто отбрасывает тебя в сторону, увлекает за собой, и ты кружишься, вращаешься, словно лист на ветру. Двигаться против этого бурного потока просто невозможно, остается только отдаться ему. Рано или поздно ты окажешься у края урагана и выйдешь из него невредимым. Трудно подобрать какие‑то сравнения, но мне кажется, что это скорее всего естественное, чем искусственное явление».
Ирам тоже упоминает подобное: «Когда вас уносит магнетический поток, создаётся впечатление передвижения с невероятно огромной скоростью. Ураганный ветер задувает вам в уши. Кажется, что перемещаешься в земной атмосфере с колоссальной скоростью. В нескольких случаях, я замечал наличие светящегося следа, оставляемого моим двойником в этом эфирном ветре».
Оливер Фокс приводит пример: «Понадобилось совсем мало времени, чтобы сосредоточиться на мысли о путешествии к миссис Х. Почти сразу я был подхвачен и унесён с всевозрастающей скоростью, проносясь сквозь дома и деревья и, по‑видимому, по наикратчайшему пути, к желаемой цели. К концу пути, который занял только секунду или около того, я оказался в месте, где какая‑то сила швыряла мною о фасады домов, напоминающих дома на Lumsden Avenue. Я был похож на клочок бумаги, носимый сильным ветром то туда, то сюда. Направляющий импульс, кажется, внезапно иссяк, и я не смог найти нужный дом. В этот момент моё тело позвало меня назад. Я переместился домой в один миг и оказался всё ещё в Состоянии Транса, испытывая раздвоение сознания».
Отсюда видим, что и Там тоже есть «ветры» и «ураганы», но что их создает, в пустоте‑вакууме? Мы уже говорили в разделе о местоположении, что вакуум не может быть везде однородным, внутри звезды и планеты он иной «плотности», чем в межгалактическом пространстве, поэтому можно предположить, что и там происходят перемещения среды – вакуумный «ветер». Ну, а душа, утверждают, что она вечная и неразрушимая. Правда, я в этом сомневаюсь.
ИНЫЕ МЕСТА
Духовный мир велик и разнообразен. На Земле есть горы и долины, леса, степи и пустыни, реки, моря и океаны, они устойчивы во времени, и можно всю географию планеты обозначить на карте. В мире духовном, в мире чувств, страстей и мыслей «география» настолько разнообразна, насколько он заполнен различными существами, которые ее создают. Есть Там места, где души людские отдыхают от потрясений Великого перехода и адаптируются к иному существованию, есть места встречи с близкими и любимыми, места страданий, переживаний и блаженства.
Аллан Кардек в «Книге духов» (234) приводит вопрос и ответ духа: «Существуют ли, как говорят, миры, служащие блуждающим Духам местами отдохновения? «Да, есть миры, особенно предназначенные для блуждающих Духов. Миры, в которых они могут жить временно; некоторого рода лагеря, места для отдыха слишком продолжительного блуждающего состояния, всегда отчасти тягостного».
Роберт Брюс в «Астральной динамике» упоминает место в Том мире, которое он назвал «Духовный уровень». Он пишет: «Мои странствия и опыты, приведенные здесь, происходили или в самом духовном мире, или возможно в области вокруг него. Здесь, духи видимо, ждут своих любимых. На нем, я пришел к вере, что этот уровень является счастливым местом сбора, где происходит воссоединение душ в конце жизни».
Мориц Роулингз приводит такое сообщение: «Один пациент, который был оживлен, когда у него исчезли пульс и дыхание и были расширены зрачки, неожиданно осознал «новое понимание» своих взаимоотношений с близкими людьми и с миром. Переход от жизни к смерти был настолько естественным, что не возникало повода для страха. Он не увидел своей прошлой жизни. Двигаясь на большой скорости через сеть света огромной яркости, он описал, как проходил через нечто, казавшееся решеткой из светящихся нитей. После того, как он остановился, этот яркий пульсирующий свет стал ослепительным и лишил его силы. Это не было болезненным или неприятным чувством. Эта решетка придала ему ощущение состояния вне времени и пространства. Он стал новым существом. Личные опасения, надежды и желания были устранены. Он почувствовал, что стал неуничтожимым духом. Когда же он стал ожидать, что должно произойти что‑то важное, вдруг вернулся в свое тело на операционный стол».
Есть там и совершенно темные места, но в них было хорошо. Реймонд Моуди в книге «Жизнь после жизни» пишет: «В течении недели я пребывал в шоковом состоянии. И вот тогда‑то я неожиданно вырвался в эту темную пустоту. Казалось, я оставался в ней долго, просто плыл и кувыркался в этом пространстве… Я настолько был захвачен этой пустотой, что ни о чем уже больше не думал».
И еще, там же: Когда у меня остановилось сердце от внутренних повреждений, появилось ощущение, что я двигаюсь через глубокую, очень темную долину. Темнота была настолько глубокой и непроницаемой, что я ничего не видел. Но, представьте себе, я чувствовал себя великолепно и совершенно спокойно».
Роберт Монро в своей третьей книге «Окончательное путешествие» отмечает уровни или места существования душ людей после смерти, обозначая их «точками». Точка 23. Уровень, населенный людьми, которые недавно прекратили физическое существование, но еще не осознали или не приняли этого факта либо просто не смогли освободиться от привязанности к Миру Земной Жизни. Это состояние сознания охватывает все эпохи нашего времяисчисления. Здесь обитает множество людей после внезапной физической смерти во время войн, катаклизмов и несчастных случаев.
Точки 24 – 26. Территории систем представлений, населенными развоплощенными людьми из всех эпох и уголков мира. Эти люди придерживаются тех или иных верований и убеждений, в том числе религиозных либо философских представлений, которые постулируют определенные принципы существования после смерти.
Точка 27. То место, которое можно назвать «Залом ожидания» или «Парком», – центр посмертного существования. Это искусственная среда, созданная человеческими разумами, предназначенная для того, чтобы облегчить потрясение выхода из физической действительности. «Зал Ожидания» повторяет разнообразные земные условия, что помогает самым широким типам людей привыкнуть к случившемуся.
Точка 28. Выходит за пределы не только пространства‑времени, но и самого человеческого мышления. Переход на этот и последующий уровни полностью исключают возвращение в материальное тело (то есть, очередное воплощение на Земле).
Есть еще одно «место» в духовном мире – внутренность планеты Земля. Розалинд Мак‑Найт, одна из первых «разведчиков» института Монро, в своей книге «Космические путешествия» сообщает, что в период эксперимента во внетелесном состоянии побывала внутри Земли. Правда, ее книга не вызывает доверия (там много чего нагорожено), но если принимать во внимание, что вакуум пронизывает также и планету, то человек в духовном теле, в принципе, может пребывать и внутри Земли. Как уже говорилось, внутри космического тела вакуум иной, чем в космическом пространстве, поскольку взаимодействует с плотной материей планеты. Если представить это взаимодействие при страшном давлении раскаленных потоков магмы, вихрей магнитных силовых линий, то, возможно, это состояния вакуума покажется адом. Много мест и состояний в Том мире, но два места под название рай и ад следует рассмотреть отдельно.
АД И РАЙ
Чтобы оценить рай по достоинству,
неплохо бы для человека попробовать
на себе минут пятнадцать ада
Уильям Карлтон
Ад и Рай издревле укоренились в религиозном сознании народов как диаметрально противоположные места в Том мире, как свет и тьма, как счастье и страдания, как награда и наказание. И все религиозные наставления сводятся к самому главному – как жить на земле, чтобы после смерти если и не попасть в Рай, то хотя бы избежать Ада. Но эти наставления, как и сами понятия Рая и Ада, запутаны разного рода домыслами, традициями и страхами так, как сказал Жюльен де Фалкенаре: «Невозможно надеяться на рай одной религии, не рискуя попасть в ад всех других». Собрав все возможные сведения от людей, заглянувших в Тот мир, мы попытаемся приблизиться к истине, чтобы понять, по мере возможности, что действительно представляют собой Рай и Ад.
АД
Снеговик испытывал неизъяснимую любовь к жаркой
печке потому, что каркасом ему служила кочерга.
Из сказки Андерсена
Слово «ад» происходит от греческого acides («Аид» – «безвидный, ужасный») Другие названия ада: Джаханнам – в исламе, Нарака – в индуизме и буддизме, Тартар – в греческой мифологии, Хельхейм – в германо‑скандинавской мифологии, Диюй – в китайских мифах, Шибальба – у народов майя. Если в религиях многих народов существует понятие об аде, значит это место или состояние действительно существует в духовном мире, хотя представления о нем могут сильно отличаться.
Местоположение ада издревле считалось под землей. Другие полагали ад на Западе, куда заходит солнце, поскольку там конец земли, мрак и ужас. В средние века Ад помещали то в воздушной сфере, то на Солнце и даже под полюсами, у антиподов.
Описание ада различно в народных мифах и религиозных воззрениях, но все сходятся в одном – это мрачное пространство, где человек испытывает жуткий страх, претерпевает ужасные мучения и такие потрясающие переживания, что невозможно передать словами. И самое ужасное в том, что все это может длиться вечно, без конца и без надежды.
Греческий подземный мир Аид Гомер описывал как «ужасную обитель запустенья, которой страшатся сами боги». Вход в преисподнюю находится далеко на западе, куда не достигает даже самый слабый луч солнца. Перед входом в Аид простирается печальная равнина, кое‑где поросшая чахлыми вербами и тополями с черной корой. Отсюда начинаются болота и трясины Ахерона (реки скорби), воды которой сливаются с потоками Стикса, девять раз окружая всю преисподнюю. Один из потоков Стикса впадает в русло Коцита (реки плача), откуда берет начало Лета – река забвения: кто напьется из нее, тот забывает все пережитое на земле.
В царство теней перевозит души через реку перевозчик Харон – безобразный и сварливый сын Ночи, – в своей черной ладье. Перевезенные на другой берег, перепуганные дрожащие души собираются кучками, им навстречу выходит Цербер – страшный пес с тремя головами, чей хриплый лай заполняет хмурые просторы. Он стережет выход из преисподней, его невозможно обмануть и убежать.
В огромном мрачном, царстве Аида нет земных лугов и лесов, гор и цветущих долин, не слышно журчания ручьев и пения птиц, там царит давящее безмолвие. По иссушенной каменистой земле медленно катит свои черные воды мрачная грязно‑мутная река Ахерон, берега которой покрывают заросли серого асфодела, чьи бледные лепестки осыпаются в черную воду. И бродят среди зарослей асфодела неприкаянные души людей, испуская тихие, печальные стоны, жалуясь на злой рок, лишивший их радостей земной жизни. По безбрежной, холодной и мертвой равнине гуляют пронзительные ветры, перегоняя с места на место слабые души.
В зороастризме ад представляется на крайнем севере, в глубине земли. Это мрачное место, грязное, вонючее и кишащее демонами. Там души проклятых, «последователей лжи» должны пребывать после смерти в мучениях и горе, пока не будет уничтожен сам Ахриман – Владыка Мрака. Пройдя сферы мучений, соответствующим грехам, совершенных в жизни на Земле, душа достигает дна преисподней и предстает перед ее царем Ахриманом. Истерзанная, измученная душа дрожит от страха во мраке перед огромным багровым оком Ахримана. Сидит он на черном троне, его окружают страшные дэвы с красными, пылающими глазами и огромными клыками, с которых капает ядовитая слюна. Несчастную душу мучают, бьют и терзают в преисподней, до тех пор, пока не наступит конец времени, пока не свершится Страшный Суд и придет конец Ахриману.
Древние евреи, подобно вавилонянам, представляли посмертную жизнь как некую тень существования, бесцельную и безрадостную. Пределы, в которые собираются тени умерших, называется «Шеол» – «страна забвения», «долина смертных теней», подземная глубь без дна, через ворота которого должны пройти все люди. Там царит мрак, тишина и уныние. Души умерших «скованы скорбью и железом», покрытые пылью и червями медленно движутся невесть куда. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому… Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что память о них предана забвению». (Екклес. 9, 2‑5).
В книге Еноха шеол отождествляется с геенной – «огненной бездной», где текут реки, полные пламени. Там грешники, которые забыли Иегову, отступники от заповедей Бога, осквернившие свою душу нечестивыми мыслями и дурными делами, испытывают ужасные мучения, что очищает души от приставшей к ним скверны.
Вообще, геенной называли глубокую и узкую долину вблизи Иерусалима, называемая Гехином, где приносились человеческие жертвоприношения, а при царе Осии сжигали трупы казненных преступников. После там была устроена городская свалка, и постоянно горел огонь. Это место было символом ужаса и отвращения для жителей города.
Ад в христианстве. Согласно Евангелию, Иисус о геенне упомянул довольно кратко: «…ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9; 43 – 48). И еще: «Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего; Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающие беззаконие; И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13; 40– 42) Затем геенну заменили на ад, поместили вглубь земли и стали уточнять каковы там условия.
Осторожные богословы не решались подробно описывать ад. Они ограничивались только указанием на то, что говорится в святом писании, как‑то: на реки огня, на серное озеро Апокалипсиса, на червей пророка Исайи; и на людей плачущих и скрежещущих зубами, как сказано в Евангелие. Но были более смелые богословы, которые описывали ад подробнее, разнообразнее и полнее. В многочисленных апокрифах и «видениях» сообщается о котлах с кипящей смолой, где вопят грешники, о повешенных за язык или ребро, ввергнутых в колодцы, полными змей, жаб и прочих гадов.
В аду властвуют демоны. Их описывают и изображают с крыльями, как у летучих мышей, с рогами, когтями и острыми зубами, кожа их – чешуя или панцирь, как у черепах. Их вооружение – мечи, вилы, пилы, щипцы, тиски, дубины и прочий инвентарь, чтобы, не переставая мучить грешников. Иные демоны как драконы несут на своих спинах орущих, окровавленных людей и сбрасывают их в серные горящие озера.
Души грешников испытывают в аду мучения всеми своими чувствами и всеми фибрами. Одни чувствуют нестерпимый жар, другие – ледяной холод, третьи – терзающий голод и жажду, а также потрясающий страх, ужас, тоскливое одиночество, страшное сдавление, невыносимую боль, безысходность от нескончаемых мук, которым нет конца и края и нет никакой надежды. Они избиты, изломаны, разорваны, покрыты кровавыми ранами и отвратительными язвами. Но вид их вызывает у демонов и нечисти не сожаление, а еще большую озлобленность и желание мучить. Над всеми повелевает мрачный архангел, который на небесах носил имя Люцифер, а в аду – Сатана.
Но самое страшное, что все эти муки продолжаются вечно, без конца и без надежды. Вечное мучение в аду противоречило божественному милосердию, поэтому Церковь на Флорентийском соборе в1439 году приняла догмат о чистилище, хотя в Библии чистилище не упоминается. Идея о чистилище зиждется на понятии о справедливости, Бог не облекает грешников на вечные мучения. Согласно католическому учению, чистилище – это промежуточное место загробного мира, где души умерших, не отягощенные смертными грехами, горят в пламени очищающего огня.
Православный священник Александр Мень (1935 – 1990) тоже считал, что вечного мучения в аду нет. Он пишет, что личность не разрушается, разрушается в ней только зло. Но чем больше зла в личности, тем меньше от нее остается… «Ибо все должны пройти через огонь. Естественно, речь идет об огне не физическом. Когда душа входит в атмосферу миров иных, в ней сгорает все темное, все злое, все черное и полнота бытия человека в посмертии в значительной степени зависит от того, сколько, выражаясь метафизически, остается после этого сгорания».
В исламе картина ада аналогична иудео‑христианской традиции. Как сказано в Коране: «Поистине, геенна – есть засада, для преступавших – место возврата, в котором они пробудут века, не вкушая там ни прохлады, ни питья, кроме кипятку и гною, воздаяние соответственное. Ведь они не надеялись на расчет и считали ложью Наши знамения лживо. И каждую вещь Мы сочли, записав. Вкусите же, Мы не прибавим вам ничего, кроме наказания»! (78:21‑30)
Грешников охватывает жар и тлетворные испарения. Могила закрывается за ними, круша ребра. Они обречены пребывать там в муках, вплоть до для воскресения из мертвых. Грешники в аду скованы цепями, облиты смолой, они вечно горят в огне. «И увидишь ты грешников в тот день, связанных цепями. Одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь, чтобы Аллах воздал каждой душе то, что она приобрела. Поистине Аллах быстр в расчете»! (14:50, 51)
Грешники горят в огне, не сгорая, мучаясь вечно: «Поистине тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах – великий, мудрый»! (4:59)
В индуизме представляются многочисленные виды ада. Они являются не местом, где умершие остаются навеки, а просто переходными стадиями в цикле рождения, смерти и возрождения. Пытки, муки и переживания в этих преисподних столь же многообразные, изобретательные и жуткие, как и в других традициях.
В одном священном писании сказано следующее: «Кого‑то из грешников распиливают пилами, будто дрова, иных же бросают прямо на землю и рубят на куски топорами. Кого‑то из грешников, полузакопанных в яму, поражают стрелами в голову. Иных же, стиснутых под прессом, выжимают, будто сахарный тростник. Кого‑то плотно обложили древесным углем, окружили пылающими факелами, и они плавятся, будто глыба руды. Кого‑то опустили в кипящее животное масло, а иных в кипящее растительное, и вертят их с боку на бок, будто пирожки в глубокой сковородке. Кого‑то бросили под ноги гигантским разъяренным слонам, а кого‑то со связанными ногами и руками подвесили вниз головой. Кто‑то брошен в колодцы, а кто‑то сброшен с высоты, иные же утопленные в ямах, кишащих червями, поедаются ими… Испытав в надлежащем порядке эти мучения внизу, он снова возвращается сюда, очищенным». (Гаруда пурана 3.49‑71). Кроме того, мучения подразделяются не только по видам, но и по времени: одни мучаются годами, другие – тысячелетиями и даже миллионы лет, а третьи, самые грешные, – вечно.
В индуизме существует понятие «Камалока» в буквальном переводе – место желаний. Анни Безант, длительное время проживавшая в Индии, поясняет с теософской точки зрения, что Камалока представляет собой астральные сферы не в смысле определенной местности, а по условиям сознания умерших людей, которые временно находятся в этих сферах. В своей книге «Древняя мудрость» она пишет: «Это умершие человеческие существа, которые потеряли свои физические тела и должны пройти через определенные процессы очищения прежде, чем перейти в те счастливые и мирные условия жизни, которые назначены для истиной человеческой сути, для человеческой души. Эта область представляет собой именно те условия, которые описываются как различные виды «ада», чистилища или переходного состояния и которые принимаются всеми религиями как временное местопребывание человека после того, как он покинет свое тело, и прежде чем достигнет «неба». И далее: «Человек задерживается в каждом подразделении чистилища до тех пор, пока оболочка из материи, соответствующей проходимой области, не распадется настолько, чтобы человек мог свободно передвигаться дальше».
В буддизме – нарака – мир адских существ (нараков), которые подвержены тяжелым мучениям вследствие своих кармических деяний. Количество миров в буддизме практически бесконечно, и в каждом мире существует свой ад, населенный демонами, духами злых предков – претами и другими адскими существами.
Надо отметить, что все эти адские мучения, украшенные религиозными представлениями, мифами и фантазиями блекнут перед ужасными пытками и казнями, которыми люди во всей истории человечества подвергали себе подобных. Ад на земле, сотворенный людьми, приписывался и загробному миру. Конечно, в Том мире есть страдания, как очищения для грешной души, но какого рода, и что они собой представляют, следует искать среди различных сообщений, а не только религиозных домыслов.
АД ПО ОПИСАНИЮ СВЕДЕНБОРГА
Во всех книгах Сведенборга прослеживается мысль, что в Том мире люди после смерти разделяются не по вероисповедованию, а по удовлетворениям своей любви. То есть, что преобладало в их земной жизни: чувство любви к самому себе (а отсюда вожделение богатств, власти и славы) это он называет зло, или чувство любви к окружающим людям, ко всему сущему и к Богу, это он называет добро. Как в Небе, так и в Аду каждый и в целом окружен своими удовольствиями.
Описывая из своих мистических видениях Ад, Сведенборг утверждает следующие положения.
Ад – не одно какое‑либо место в Том мире, а множество мрачных и тягостных состояний находящихся там сущностей. В книге «О Небесах и аде» он пишет: «Почти все, приходящие в тот мир, воображают, что как ад одинаков для всех, так и небеса для всех одинаковы. Меж тем как тут и там различие и разнообразие бесконечны и нет двух людей, для которых ад или небеса были бы совершенно подобны; точно так, как нет и человека, духа или ангела, который был бы совершенно подобен другому, хотя даже лицом».
И еще: «Как велико число адов, мне дано было узнать из того, что они находятся под каждой горой, под каждым холмом, под каждой скалой и также под каждой равниной и долиной духовного мира и что они под ними простираются в длину, ширину и глубину. Одним словом, все небеса и весь мир духов как бы снизу изрыты, (excavati), и под ними сплошной ад. Вот что можно сказать о многочисленности адов».
Рай и Ад диаметрально противоположны. При этом сущности Ада видны из Неба вверх ногами, вниз головой. В своей книге «Мудрость ангельская о божественной любви и божественной мудрости Сведенборг описывает это так. «Мне дано было видеть Ады в относительном положении их к Небесам, и те, которые были там, казались мне в обращенном виде, головою вниз, а ногами вверх; но мне сказано было, что сами себе кажутся они, однако же, в прямом положении на ногах, – что можно сравнить с Антиподами». Это можно понять, как если бы земной шар был стеклянный, то люди на противоположных сторонах тоже видели бы друг друга вверх ногами и вниз головой.
Мучения в Аду представляют собой отражение внутреннего состояния находящихся там сущностей. Страдания в Аду – это проявление таких эмоций как страх, ужас, злоба, гнев, ярость, чувства себялюбия, неодолимое стремление к власти, страсть к унижению других и прочие негативные чувства. Но стороннему наблюдателю это видится как огонь и казни.
Сведенборг пишет: «Должно, однако, знать, что живущие в аду не находятся в огне, но что огонь есть только одна видимость, ибо они не чувствуют там никакого жжения, а только жар, как бывало и прежде в мире. Огонь же видится по соответствию, потому что любовь соответствует огню, а все, что представляется в духовном мире, представляется там по соответствию…
Дьявола, который властвует в Аду и управляет им, нет. «Что нет никакого дьявола, которому бы ад был подвластен, это ясно из того, что все находящиеся в аду, равно как и все находящиеся на небесах, происходят от рода человеческого; и еще из того, что от самого создания мира до нынешнего дня там находятся мириады мириад духов, из которых каждый есть дьявол в той самой степени, насколько он, живя на земле, сам стал таким, идя против Божественного начала».
Таким образом, согласно Сведенборгу, ад это не одно какое‑то место в Том мире, где грешников подвергают страшным мучениям и казням. Ад – это мучительное состояние души, а различные жуткие видения при этом отражают то или иное состояние. Адское состояние в Том мире складывается из жизни на земле, привязанности и любви человека к власти, славе, богатству, унижению других и возвеличиванию самого себя, а также злобы, зависти и других негативных эмоций. Это понятие совпадает с религиозными наставлениями во многих религиях.
АД ПО СООБЩЕНИЯМ ДУХОВ В КНИГАХ АЛЛАНА КАРДЕКА
Из «Книга духов»:
255. – Когда Дух говорит, что он страдает, какого рода страдания он испытывает?
«Страдания моральные, которые мучают его гораздо больше, чем страдания физические».
– Отчего в таком случае некоторые Духи жаловались, что страдают от холода или жары?
«Это воспоминания того, что они испытывали во время жизни, столь же тягостное иногда, как и действительные страдания. Часто это служит сравнением, посредством которого, за неимением другого средства, они выражают свое положение». Здесь Аллан Кардек приводит известный в лечебной практике пример, когда человек после ампутации ноги или руки еще некоторое время чувствует боль в отрезанной конечности.
970. – В чем состоят страдания низших Духов?
«Они так же разнообразны, как и причины, их породившие. Они могут быть выражены так: желать всего, недостающего им для счастья, и не иметь возможности получить этого; видеть счастье и не иметь возможности получить его; испытывать сожаление, зависть, гнев, отчаяние от всего, что мешает им достигнуть счастья; испытывать угрызение совести от неизъяснимой нравственной тоски».
973. – Каковы самые тяжкие мучения, которым могут подвергаться низшие Духи?
«Невозможно дать описание нравственных мук, служащих для наказания за некоторые преступления, даже тот, кто испытывает их, затруднился бы дать вам о них понятие; но, без сомнения, всего ужаснее мысль, что он приговорен безвозвратно».
974. – Откуда же происходит учение о вечном огне?
«Аллегорическое выражение, подобное многим другим, принятое за действительность».
1008. – Есть ли определенное место во вселенной для наказаний и наслаждений Духов?
«Наказания и наслаждения нераздельны со степенью совершенства Духов; каждый из них в самом себе черпает начало своего собственного счастья или несчастья; а так как Духи везде, то нет такого закрытого, определенного места, которое было бы присвоено одному более чем другому».
В этих ответах духов многое совпадает с описанием ада Сведенборгом, но здесь сказано, что при этом состоянии человек все еще сохраняет земные понятия и представления. Отсюда возникают вопросы: как долго длится, и каким образом происходит избавление от адского состояния в Том мире.
ЗАГЛЯНУВШИЕ В АД В КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
В книге Реймонда Моуди «Жизнь после жизни», люди, пережившие клиническую смерть, сообщали лишь о положительных видениях и переживаниях, а те, кто видели Свет‑личность, испытали невыразимую любовь, исходящую от него, и никак не хотели возвращаться в мир земной. Никто не сообщил об адских видениях. По этому поводу религиозные деятели подняли шум, и в дальнейшем некоторые исследователи стали выявлять также и страшные впечатления от побывавших в Том мире.
Доктор Чарлз Гарфильд – ведущий исследователь в области посмертных состояний, пишет: «Не каждый человек умирает приятной и спокойной смертью… Среди пациентов, опрошенных мной, почти столько же испытывают неприятные состояния (встречи с демоническими существами), сколько испытывали приятное. Некоторые из них испытывали оба состояния».
Президент медицинского университета США Нэнси Иванс Буш утверждает: «Негативные примеры жизни после смерти реально существуют. Я уже сама собрала около 50 таких случаев, начиная с 1993 года. Все они были взяты из моей практики».
Доктор медицинских наук, кардиолог Мориц С. Роулингз неоднократно реанимировал людей, оказавшихся в клинической смерти. Он считает, что: «вопреки большинству опубликованных отчетов о жизни после смерти, далеко не всякий опыт смерти приятен. Ад тоже существует».
В своей книге «За порогом смерти» Роулингз пишет: «Следующий случай произошел с пятидесятитрехлетней домохозяйкой с рецидивной депрессией. «Никто не любил меня. Муж и дети обходились со мной как с прислугой. Я всегда прибирала за ними, но они вели себя так, словно я даже не существовала. Однажды ночью я расплакалась, но никто не услышал. Я взяла валиум и сказала им, что совсем не хочу жить. Но они все равно не слушали, тогда я выпила полную бутыль – там было пятьдесят таблеток. Тогда это было действительно последним выходом. Я понимала, что делала с собой. Я собиралась умереть! Это грех – но, каково существование!
Когда я стала засыпать, я помню, как кружась, спускалась вниз в черную яму. Потом я увидела яркое, огненно‑красное пятнышко, с каждой секундой постоянно увеличивающееся и увеличивающееся, пока, наконец, я не потеряла способность стоять. Все было красным и раскаленным от огня. На дне было что‑то наподобие вязкой тины, она засасывала ноги и мешала двигаться. Жар сделался невыносимым, так что я с трудом могла дышать. Я закричала: «Господи! дай мне другую возможность». Я умоляла и умоляла. Каким образом я вернулась, мне никогда не понять. Мне сказали, что я была без сознания почти два дня и что мне промыли желудок».
И еще: «Я припоминаю случай, которому мне трудно найти объяснение. Это касается одного непоколебимого христианина, учредителя Воскресной школы и пожизненного приверженца Церкви (м‑р Ледфорд). Он пережил три сердечных приступа, три случая мерцательной аритмии, три удачные реанимации и три разных посмертных ощущения. Первый эпизод был устрашающим:
«Я помню лишь, как погружался в темноту, а затем увидел этих красных змей, обвивающих всего меня. Я был не в состоянии избавиться от них. Лишь только я отбрасывал прочь одну из них, как на меня набрасывалась другая змея. Это было ужасно. Затем кто‑то опрокинул меня вниз, на землю, и тогда другие извивающиеся твари начали набрасываться на меня. Некоторые были похожи на красное жало. Я пронзительно кричал. И, наконец, заплакал, но никто не обратил на меня никакого внимания.
У меня создалось впечатление, будто много других людей вокруг меня находятся в таком же положении. Слышались какие‑то подобия человеческих голосов, и некоторые из них громко кричали. Вокруг была красноватая темнота и туман, сквозь который трудно что‑либо рассмотреть, но я ни разу не увидел никакого пламени. Там не было никакого дьявола, одни только эти извивающиеся твари. Хоть боль в груди и была действительно сильной, я помню, как рад был очнуться и уйти из того места. Я был, безусловно, рад видеть свою семью. Я ни за что не хочу вернуться туда еще раз. Я убежден, что это было преддверие ада».
Барбара Роммель, практикующий терапевт, собрала богатый материал, и в своей книге «Тайны чудесного воскрешения» сделала упор на мрачные и адские видения людей, переживших клиническую смерть. Она пишет: «По моим данным, 17,7 процента экспериментальной группы прошли через МПСК (менее позитивные состояния комы). В основном, это графические дьявольские ландшафты и создания. И приводит достаточно много таких примеров.
Например, о видении Садиры, женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством. «Какие‑то черные твари пытались схватить меня, как в фильме ужасов. Пронзительно кричали люди. Это были неземные голоса. Все происходило вокруг меня. И думаю, я стояла там обнаженная, потому что было очень стыдно. Повсюду темнота. Не знаю, откуда раздавались крики, но потом я увидела чудовищ с безобразными и неровными зубами, выпуклыми глазами, лысых и голых. Их было много; все они хватали меня за руки и волосы, продолжая кричать, но, не произнося ни слова. Влажные, будто потные, они источали отвратительную вонь, напоминающую запах смерти. …Раньше я думала, что ад – выдумка и он означает – просто не видеть Бога. Теперь уверена: ад существует». Этот случай полностью изменил ее жизнь и Садира заявляет, что «больше никогда не подумаю о самоубийстве».
На основании собранного материала Барбара делает вывод о том, что даже самые ужасные видения имеют положительный исход для человека.
Как рассказал бывший алкоголик Деннис, когда был на операции в связи с разорвавшимся аппендиксом: «Я входил и выходил из состояния комы. В какой‑то момент мне стало так больно из‑за операции, крючков, трубок, что не мог больше бороться за жизнь. Вдруг меня будто удалили из собственного тела.
Я смотрел сверху на свою худую и хрупкую оболочку, и в первый раз осознал, насколько был болен. Затем комната стала наполняться темнотой, и наступило абсолютное отсутствие жизни и света. Я чувствовал себя связанным в темноте и прижатым к земле. Это было состояние, которое я с детства привык считать адом. Перед окончательным мраком я как бы заново увидел свою жизнь, словно кто‑то быстро менял картинки, которые в большинстве своем заставили меня разочароваться в себе. Я чувствовал, что важным были не они сами, а то ощущение, что это – напрасная трата времени и сил. Ведь дальше ничего нет!
Затем я увидел, как начали двигаться отдельные темные фрагменты, и понял, что это силуэты и тени людей. Я слышал, как звенели их цепи, раздавались стоны – и пришел в ужас. Я подумал, что это мои предки пришли за мной, но не хотел идти с ними. Посредине всего этого было слабое мерцание света, как маленькая свечка на праздничном торте, и что‑то подсказало мне, что надо продолжать смотреть на этот свет, а не в темноту. «Боже, я готов идти, если ты велишь, но я прожил такую бесполезную жизнь, поэтому дай мне еще один шанс исправить ее». И в то же мгновение, будто меч рассек эту светящуюся точку, вся комната озарилась, я вернулся в свое тело и услышал, как доктора и медсестры сказали: «Он жив!».
И Барбара Роммер делает вывод: «Мое мнение – каждый из нас может пройти через МП‑видение. Это научающий механизм, который заставляет человека оглянуться и переоценить жизнь и выборы, сделанные им в жизни».
Страшно бушует житейское море!
Буйные волны качают ладью…
В ужасе смертном, в отчаянном горе
Боже, мой Боже, к тебе вопию.
Сжалься над нами! Спаси и помилуй,
С первых дней жизни доселе – борюсь,
Дальше бороться нет уже силы…
Сжалься, помилуй! Тебе я молюсь!
К пристани тихой Твоих повелений
Путь мой направь и меня успокой…
Ты среди всяких житейских волнения
Путеводитель, спаситель Ты мой!
И. Г. Кулжинский. «Тихая пристань».
П. М. Х. Атвотер в своей книге «Возвращение обратно к жизни» описала несколько случаев адских состояний людей, переживших клиническую смерть. Например, женщина, у которой произошел сердечный приступ. Атвотер пишет: «Она была белее мела, к тому моменту как я доехала до нее. Во время клинической смерти, которая произошла с этой женщиной в больнице, она запомнила, как вышла из своего тела и полетела в темном туннеле. В конце туннеля был яркий свет, она летела по направлению к нему. Но когда женщина пролетела сквозь этот туннель, она увидела холм, на котором плотно друг к другу, как сельди в бочке, стояли обнаженные люди. Все они смотрели на нее, и взгляд их был настолько ужасен, что женщина закричала от страха. Вдруг произошел толчок, она вернулась в свое тело, но продолжала кричать до тех пор, пока ей не ввели успокоительное».
А. Ландсберг и Ч. Файе в своей книге «Встречи с тем, что мы называем смертью» также приводят случай кошмарного видения, когда немецкий актер Курт Юргенс был в клинической смерти во время сложной операции. «Ощущение хорошего самочувствия, которое я испытал после инъекции пентотала, длилось недолго. Вскоре из подсознания появилось чувство, что жизнь уходит из меня. Это вызвало во мне ужас. Мне больше, чем когда‑либо, хотелось жить.
Я смотрел на большой стеклянный купол операционной. Он стал меняться и внезапно превратился в раскалено‑красный. Я увидел вертящиеся и гримасничающие рожи, глядевшие на меня… Я пробовал бороться и защитить себя… Потом стало казаться, что стеклянный купол превратился в прозрачный свод, который стал медленно опускаться на меня. Вдруг разразился огненный дождь, но хотя капли были громадными, ни одна не коснулась меня. Они падали вокруг, и из них поднимались грозные языки пламени… Я не мог дальше заблуждаться и не видеть страшной правды: без сомнения, лица повелителей этого огненного мира были лицами проклятых Я был в отчаянии, чувствуя себя несказанно одиноким и покинутым. Ужас, испытанный мною, был так болезнен, что я чуть не задохнулся. Ясно, что я был в самом аду».
Известный в Америке хирург доктор Андреас Грантзинг, будучи в клинической смерти от сердечного приступа, рассказал о своем состоянии в период реанимации. «Я помню, как меня реанимировали. Я уходил через длинный туннель и удивлялся, почему я не касаюсь его ногами. У меня было впечатление, словно я плавал и удалялся очень быстро. По‑моему это было подземелье. Это могло быть и пещерой, но очень страшной. Жуткие звуки стояли в ней, а запах был просто невыносимый. Какие‑то люди в черных одеждах передразнивали друг друга. Я испытал невыносимый ужас от того, что увидел. Это был ад. Я не хотел туда возвращаться. А потом я пришел в сознание от электрошока, которым врачи пытались вернуть меня к жизни. Это было самое ужасное событие в моей жизни, и я никогда его не забуду».

Александер Эбен в своей книге «Доказательство Рая» описывает подобное место, где он вначале оказался. «В темноте, но зримой темноте – будто бы погрузился в грязь, но видишь сквозь нее. Прозрачной, но мутной, расплывчатой, вызывающей удушье и клаустрофобию. … Из этой мерзости всплывали, как пузыри морды страшных животных. Я слышал прерывистое глухое рычание. Иногда это рычание переходило в смутные ритмичные напевы, одновременно пугающие и странно знакомые – будто в какой‑то момент я сам знал и напевал их. …Сколько времени я там провел? Месяцы? Годы? Вечность? Так или иначе, наконец, наступил момент, когда мою прежнюю равнодушную бе






