Религиозные представления

 

Среди мертвых не больше равенства,

чем среди живых, бесконечные различия

отличают души одну от другой, начиная

с самых возвышенных и до самых скромных.

Камиль Фламмарион, астроном

 

В религиях обитатели потустороннего мира представляют огромный пантеон богов, полубогов, ангелов, гениев, демонических властителей, легионы духов, бесов и элементарных сущностей. Они добрые и злые, национальные, родовые, семейные и личностные, различные по могуществу, характеру и сфере деятельности.

Их изображали иногда в виде людей благородной внешности (греко‑римские боги), людей с птичьими и звериными головами (египетские боги), с множеством рук и ног (индийские), в виде могучих животных, зверей и птиц. Солнечного бога, который был у многих народов, иногда изображали как солнце с лицом человека, иногда – человека в колеснице. Другим богам к человеческому облику добавляли крылья или четыре головы, глядящие во все стороны, а у Пана – греческого бога живой природы, почему‑то козлиные ноги, длинная борода и рога на голове.

В христианстве Бога иногда рисовали старцем с бородой. В иудаизме Бога никак не изображают, даже имя Его – Иегова, священно. В исламе тоже нет изображения Аллаха, и в каабе пустота, как напоминание о присутствии Незримого. В буддизме вообще нет понятия бога, а в индуизме богов несметное число 3 333 333, хотя навряд ли кто‑то их считал.

Менее могущественные боги, полубоги, родовые и семейные боги, ангелы, дэвы и другие светлые сущности видом тоже разнообразны. Они представляются в облике человека, прекрасного юноши с крыльями, целомудренной девы или прелестных детей, а также в образах благородных животных – лошадей, оленей, слонов, тигров, леопардов или птиц – орлов, грифов и тому подобных.

 

АНГЕЛЫ

 

В Соединенных Штатах и во всем западном мире

интерес к ангелам в настоящее время

достиг беспрецедентных масштабов.

Луис Е. Лагранд

 

Слово «ангел» происходит от греческого «Angeles», ставшего синонимом «предвестник». Ангеология, то есть изучение ангелов, возникла в Древней Персии, а оттуда перешла в иудаизм и христианство, а также в мусульманство. Ангелы – это существа как добрые, так и злые, являющиеся своего рода посредниками между Богом и людьми.

Нечто схожее было и у древних греков – «дэймоны». В индуизме, пожалуй, наиболее близким понятием являются «Аватары» (реальные воплощения Бога), а в буддизме – Бодхисаттвы (существа, несущие известия) и Дэвы (сияющие существа). В мифологиях других народов также присутствуют существа, качества которых аналогичны ангелам. Антропоморфное видение ангелов, как крылатых сверкающих человеческих существ, было обычно во все времена и у многих народов.

В Библии ангелы упоминаются более трехсот раз. Иногда они описываются как существа, созданные Богом для того, чтобы передавать людям сообщения и указания от Всевышнего, иногда, как посредников. Некоторые ангелы обеспечивали помощь и защиту людям, другие осуществляли наказание, наложенное Богом, насылали болезни и сеяли разрушения. Большинство христиан верят, что каждый человек имеет своего Ангела‑хранителя.

В христианстве божественные сущности классифицируются по духовному рангу следующим образом. Первый класс: Серафимы, Херувимы, Престолы. Второй класс: Господств, Сил, Властей. Третий Класс: Начала, Архангелы, Ангелы. Но откуда взялась такая классификация?

Ориген (185–253), крупнейший мыслитель эпохи становления христианской теологии, в своем труде «О началах» пишет по этому поводу: «Так, есть некоторые ангелы Божьи, которых Павел называет служебными духами, предназначенными к служению тем, кто получает наследие спасения (Евр. 1:14). Тот же самый святой Павел называет, – не знаю только, откуда он взял это, – какие‑то престолы, и господства, и начальства, и власти, а после перечисления их как подразумевал, что, кроме вышепоименованных, есть еще некоторые другие должности и чины…».

Немецкий теолог и философ Майстер Экхарт (1260–1328) говорил, что имена ангелам даны «по делам служения», например: «Ангел именем Гавриил. Он поступил так, как именовался; в сущности, он так же мало назывался Гавриилом, как и Кондратом. Никто не может знать имени ангела; туда, где находится его имя, не проникал никогда ни один мудрец, ни один человеческий помысел. Может он вообще не имеет имени!».

Люди не только давали имена ангелам и различали по их чинам, но и приписывали им различные способности, исходя из собственных разумений, пытались понять их происхождение и представить форму существования, то есть их облик.

Иоанн Дамаскин (ок. 675–753) в книге «Точное изложение православной веры» так определяет Ангелов: «…Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободою воли, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель». Далее Дамаскин пишет, что Ангелы излучают свет, вторичный свет от изначального Света, они свободно проходят сквозь стены и другие материальные препятствия, но равны ли они между собой или различаются, он не знает.

Хильдегарда Бингенская (1098–1179), немецкая настоятельница монастыря, в своих трудах пишет: «Первоначальный огонь, воспламеняющий и оживляющий ангелов, – это Сам Бог. Огонь сей – всяческая слава, из коей рождается тайна тайн. Ангелы окружают Бога в сверкании пламени, ибо они живой свет. У них нет крыл, подобных птичьим, но они суть летучие языки пламени под водительством Божьим. Бог – первоначальный живой источник, изливающий волны. Когда он произнес слова «Да будет», возникли светящиеся существа. Их природа – сверкающее горение. Они воспламеняются от Бога, корня огня. Ничто иное не может ни воспламенять их, ни угасить их пламени. Сей огонь горит неугасимо в любви Божьей. (Ангелы) – это свет, образующий живые сферы».

Немецкий мистик Якоб Бёме (1575–1624) в своей «Авроре» тоже отмечает сотворение ангелов: «Заметь теперь: Бог в движении своем сотворил святых ангелов всех сразу, не из чуждого вещества, но из самого себя, из своей силы и вечной премудрости. Философы высказывали мнение, будто Бог создал ангелов из одного только света, но они заблуждались, ангелы созданы не из одного только света, но из всех сил Божиих». Далее Бёме пишет, что облик людей и ангелов схож.

Сведенборг утверждает, что все Ангелы и духи, в том числе и адские, были когда‑то людьми: «…нет ни одного духа и ангела, который бы не родился человеком». В книге «Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости» он пишет: «Прежде нужно сказать здесь, что такое дух и что такое Ангел. Всякий человек после смерти входит начально в мир духов, который есть средний между Небом и Адом, и там остается некоторое время, или проходит там известные состояния, и сообразно жизни своей приуготовляется или к Небу или к Аду. Пока он остается в этом мире, он называется духом; и тот, кто из этого мира возвышается в Небо, называется Ангелом; а кто низвергается в Ад, называется сатаною или диаволом». (140)

Ориген тоже считал, что люди – это падшие ангелы, а добрые ангелы – это бывшие хорошие люди: души людей могут быть «по усовершенствовании» «восприняты в ангельский чин».

Аллан Кардек в своей книге «Небо (Рай) и ад» пишет, что ангелов, как и демонов, никто специально не создавал, это духи или души человеческие, достигшие совершенства за длительный период существования. «Таким образом, она мало‑помалу развивается и продвигается по ступеням духовной иерархии, пока не достигнет положения чистого духа, или ангела».

Ричард Лоуренс тоже придерживается такого мнения. В своей книге «Боги, проводники и ангелы‑хранители» он пишет: «Часто хорошие люди хотя и не занимались при жизни духовными практиками, могут после смерти стать ангелами‑хранителями таких же рядовых хороших людей, которые еще живы. Иногда ангел‑хранитель выбирает себе подопечного, исходя из отношений, которые были между ними в нашей реальности. Мужчина, например, может решить после смерти стать ангелом‑хранителем своей жены. Она может совершенно не подозревать об этом, но он, тем не менее, будет незаметно помогать ей».

Майкл Ньютон книге «Предназначение души» пишет: «Многие пациенты, особенно глубоко верующие, которых я в процессе регрессии погружаю в духовный мир, поначалу думают, что видят ангелов. Такая реакция подобна впечатлениям некоторых людей, имевших опыт пребывания вне тела (состояние клинической смерти). Однако, независимо от имеющихся религиозных убеждений, мои Субъекты вскоре приходят к пониманию, что эфирные существа, которых они воспринимают в состоянии гипноза, представляют их Гидов и близких им родственных душ, пришедших встретить их. Эти духовные существа окружены белым светом и могут являться в одеждах».

Итак, сложилось два мнения о происхождении ангелов: одни считают, что ангелов сотворил Бог и наделил их собственной силой, другие полагают, что ангелы – это бывшие люди, обладающие высокой нравственностью и качествами души. Тогда возникает вопрос: были ли ангелы, когда на Земле людей еще не было?

Кардек отвечает на этот вопрос так: «Человечество не ограничено землею, но распространяется на неисчислимые миры, которые движутся в пространстве; оно жило в тех мирах, которые уже исчезли, и будет жить в тех, которые вновь образуются. Еще задолго до того, как начала существовать Земля, какую бы древность ей ни приписывали, существовали уже в других мирах воплощенные Духи, которые проходили те же испытания, какие проходим мы, и которые достигли цели, прежде чем мы были созданы. Следовательно, ангелы, или чистые Духи, существовали всегда, но человеческий период их существования теряется в бесконечном прошлом. Для нас это равносильно тому, как если бы они всегда были ангелами».

Конечно, далеко не каждый становится ангелом после жизни на земле. Чтобы человек стал ангелом, нужна длительная эволюция его сознания и нравственности. По этому поводу Камиль Фламмарион пишет: «Покидая земную жизнь, душа не становится ангельской. Смерть не может сделать любого человека всеведущим. И душа на следующий день после смерти не должна сильно отличаться от той, какой она была накануне…».

Пожалуй, с этим мнением можно согласиться. На земле длительная эволюция привела к множеству животных, отличающихся по уровню развития и приспособленности. Собаку не сравнишь с блохой на ее коже и с глистом в желудке, однако те и другие неплохо уживаются внутри и снаружи. Так, возможно, и в духовном мире есть свои высокоразвитые сущности и свои паразиты, а не просто «темные» и «светлые».

Ангелы играют большую роль в духовной жизни людей. К ним обращаются и возносят молитвы, видения ангела предзнаменовало какое‑либо событие, маги и колдуны упоминали ангелов в своих заклинаниях и вызываниях. Сообщения о встречах и беседах с ангелами появляются и в наши дни, например, книга П. Мак‑Линн «Твой ангел‑хранитель». Иногда их видят как человекоподобных существ в сверкающих одеждах, иногда с крыльями, а также в виде шаров, излучающих яркий свет.

Мэтью Фокс и Руперт Шелдрейк в своей книге «Физика ангелов» (2003 на русском) пытались сопоставить ангелов с современными понятиями в квантовой физике. Они пишут: «Ангелы – наши представители и сотрудники. Иногда они охраняют и защищают нас; иногда вдохновляют и приносят нам великие вести, т. е. пробуждают нас от духовной спячки. Иногда они исцеляют, а иногда сопровождают в путешествии по иным мирам, чтобы мы могли вернуть оттуда тайну нашего собственного мира».

Обратимся к сообщениям людей, заглянувшим в Тот мир в период клинической смерти.

Реймонд Моуди в книге «Свет с того света» пишет о девятилетнем мальчике, который едва не скончался от сердечной недостаточности: «Затем он прошел сквозь темный туннель, и на другой стороне его встретила группа «ангелов». Я спросил, были ли у ангелов крылья, и он ответил «нет».

«Они светились», – сказал он, – светились изнутри, и казалось, что все они любят меня».

В этом месте все было наполнено светом, сказал Сэм. А сквозь все это он видел прекрасные пасторальные сцены. Это небесное место было обнесено забором. Ангелы сказали, что если он зайдет за забор, то не сможет вернуться к жизни. Затем существо из света (Сэм назвал его Богом) сказало, что он должен отправиться назад и вновь войти в свое тело.

«Я не хотел назад, но оно заставило меня», – сказал Сэм.

Доктор Мелвин Морз в 1982‑ом году оживил семилетнюю девочку Екатерину, утонувшую в спортивном бассейне. Девочка рассказывала, как во время своей смерти она повстречалась с некой милой «дамой», назвавшей себя Елизаветой. Она очень ласково обращалась с Екатериной и беседовала с ней. Так что эту «даму» вполне можно причислить к ангелу‑хранителю.

Барбара Роммер упоминает о подобном представлении некого Дэвида, католика, который долго был ее пациентом: «Во Вьетнаме взрывом ракеты меня отбросило на 69 фунтов. Я был ранен и долго находился без сознания. Потом я услышал какое‑то жужжание и поднялся над своим телом, наблюдая за тем, что происходило. Пока кто‑то пытался определить, выживу я или нет, я смотрел вниз на мое тело. Затем услышал высокий звук и взглянул вправо, кажется, через окно. Я увидел очень яркий лучистый свет. Глаза быстро привыкли к этим лучам. Потом я заметил чьи‑то фигуры, одна из которых была в белом. Я подумал, что это Авраам или Михаил Архангел. У него были крылья, и когда он смотрел, казалось, видел всю душу насквозь. Полагаю, это был Михаил».

Внетелесные путешественники также упоминают об ангелах. Роберт Брюс пишет: «Лишь немногие проекторы могут натолкнуться на продвинутых духовных существ, и еще реже они могут встретиться с ангелами. По моему мнению, ангелы – раса высоко продвинутых духовных существ. Они определенно существуют. Я видел ангелов много раз, во время ВТО и видений, а так же и невооруженным глазом – в нескольких редких и исключительных случаях. Их невозможно разыскать или найти преднамеренно во время ВТО. Они очень редко встречаются в зоне реального времени, нижних и средних астральных планов. Вы иногда можете натолкнуться на них случайно, особенно в высоком астральном и ментальном измерении. Кажется, ангелы и другие продвинутые духовные существа делают себя видимыми только тогда, когда они имеют для этого очень серьезное основание».

Роберт Монро считает, что сущность, охраняющая человека свыше (вроде Ангела‑хранителя) – это множественность «Я», сложившаяся во многих жизнях человека на Земле. В своей книге «Окончательное путешествие» он приводит сообщение этой сущности: «В первые годы мы поддерживали тесную связь с тобой. Так бывает почти со всеми малышами. Наше влияние остается довольно сильным до тех пор, пока верх не берут родители и другие близкие люди. Дети учатся молчать о том, о чем не принято говорить. Позже физический контакт быстро ослабевает. Большую часть времени мы просто наблюдали за тобой. Дважды спасали, когда ты мог утонуть. И еще раз, когда ты был очень болен».

В сборнике «Параллельные миры» приводится пример видения ангелов школьной библиотекаршей, когда она увидела за окном умершего школьника и от этого сильно расстроилась. «Внезапно все звуки разом стихли, а я как будто очутилась в другом измерении. Охваченная благоговейным ужасом, я огляделась по сторонам. Вся комната была заполнена призрачными существами ростом со взрослого человека, одетыми в мантии из ярко‑белого света. Одно‑два из этих созданий стояли за каждым из находящихся в библиотеке двадцати с лишним детей. Интуитивно я поняла, что это ангелы‑хранители, присматривающие за мальчиками и девочками, которые находятся на их попечении».

Итак, мы видим, сколько различных мнений сложилось о сущностях Того мира под названием «Ангелы». Одни полагают, что ангелы сотворены Богом, другие утверждают, что ангелами становятся люди после смерти (разумеется, не все), что это родственники, покровительствующие живым, а Монро считает, что это множественность наших «я».

Но большинство просто думают, что ангелы – это духовные существа, которые хорошо относятся к людям, и выделяют ангелов‑хранителей, которые оберегают человека в его жизни на Земле. И это хорошо, что есть такие существа, поскольку все мы, в сущности, одиноки в мире земном, хотя и находимся среди множества людей. Связь между этим и Тем миром гораздо больше, чем мы полагаем.

 

Придет пора преображенья,

Конец житейского пути,

Предсмертной муки приближенье,

Заслышу в ноющей груди.

И снидет ангел к изголовью,

Крестом трикраты осеня,

С неизъяснимою любовью,

И грустно взглянет на меня.

Святое таинство свершится,

Воскликнут ближние «Угас!»

Вдруг … он с мольбой закроет очи,

Слезой зажжет пустую грудь,

И в вечный свет, иль к вечной ночи

Душе укажет тайный путь.

Н. Некрасов. Ангел смерти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: