Эмоции и желания определяют место

 

Смерть, которой умирают в любви и в познании,

благороднее и ценнее всех дел.

Майстер Экхарт

 

Эмоции – это целый духовный мир человека. Чувства, которые мы испытываем, обозначают словами: любовь, симпатия, радость, восторг, наслаждение, удовлетворение, чувство безопасности (положительные эмоции), страх, ужас, паника, гнев, злоба, негодование, ревность, ненависть, враждебность, зависть, жадность, самолюбие, тщеславие, отвращение, разочарование, обида, горе, грусть, печаль, тоска, безысходность (отрицательные эмоции), а также: совесть, жалость, сострадание, гордость, любопытство, удивление и др. Сильное влечение мы называем страстью.

Но все эти слова очень бледно отражают разнообразие и глубину переживаний человека. Одно лишь чувство любви имеет неизмеримое по силе переживаний состояние. Не одно и то же любить яблоки или детей, езду на машине или невесту, природу или мать, любить себя или любовь к Богу. Значение эмоций важно для жизни. Наши чувства могут вызвать подъем или упадок сил, привести к воодушевлению или к болезни, к свершениям или преступлениям, принести окружающим людям радость или тревогу. Так же и эмоции окружающих людей влияют на нас.

Эмоции тоже путь к познанию мира. Страх можно познать только страхом. Любовь можно познать, только испытывая это чувство во всей его широте, от любви к себе и своим удовольствиям до любви к другим людям, ко всей природе и к Богу. Восторг тоже надо испытать, чтобы понять, что это такое. Страдания, печаль, тоску переживания других людей в полной мере не понять, пока сам не переживешь подобное.

Эмоции, мышление, сознание – все это связано в единстве познания и переживания. Как говорил великий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц: «Чувства нам необходимы, чтобы мыслить, если бы у нас не было чувств, мы не могли бы думать». Основатель кибернетики Норберт Винер однажды выразил это так: «Почти любое мое переживание в какой‑то степени отражает ту или иную математическую ситуацию, которая мне еще не ясна и еще не успела вылиться в конкретные формы». Также пишет и Сведенборг: «Что не может быть никакой мысли без чувств, явно обнаруживается на Духах и Ангелах в духовном Мире в том, что там все мыслят по чувствам своей жизненной любви, и каждый окружен удовольствием этих чувств, как своею атмосферою».

Много от чего зависят эмоции человека. Собственное здоровье, мысли, представления, желания определяют наши эмоции изнутри. Окружающая природа, ее красота и грозные силы влияют на наши эмоции снаружи. Но самое главное – наши взаимоотношения с людьми. Здесь разгораются неимоверные страсти, от любви до ненависти, от радости до горести, от восторга до разочарования. Здесь порождаются зависть и жадность, самолюбие и сострадание, обиды и гнев, здесь полный букет нашей психической жизни, и что из этого букета мы отделим и вырастим в нашей душе, во многом зависит от нас самих, хотя есть и стечение обстоятельств.

Живя в обществе, среди людей, сравнивая себя с другими, человек постоянно к чему‑то стремится, хочет чего‑либо добиться, выделиться, возвыситься. Одни стремятся к успеху и признанию, другие страстно желают богатства и власти, третьи жаждут сексуальных удовлетворений и других удовольствий, иные стремятся к познаниям и духовному совершенствованию. Желания опасны, человек зачастую не соизмеряет их со своими возможностями и даже не знает иногда, зачем ему то или иное.

Препятствия на пути к желаемому порождают злобу и ненависть к людям, их создавших. Недостижение цели порождает разочарование, горечь, злобу, поиски причин и обвинение, поскольку человек, как правило, обвиняет других, но только не себя. Но, достигнув желаемого, человек не удовлетворяется, он хочет еще большего: больше власти, богатства, денег, славы; больше вещей, любви, удовольствий, наслаждений – желания человека безграничны.

Так что соизмеряй, человек, свои желания – наставляют духовные учителя. Но человек не слушает, он хочет сам все испытать до предела, таков уж человек. Вся жизнь человека сопровождается его эмоциями, они накапливаются, «взращиваются» в ту или иную сторону, одолевают человека, он уже не может справиться, они становятся его сущностью. И даже не подозревает человек, к чему это приведет.

А приводит это к следующему. В духовном мире у человека, избавленного от «брони» физического тела, появляется чувство неограниченной свободы от запретов и условностей, его желания и чувства выплескиваются с неуправляемой силой.

Роберт Монро посещал в своих экспериментах сферу иного мира, которую он называет «Локал II» или Вторая Зона, – в зависимости от перевода, – так описывает влияние эмоций:

«В Локале II реальность состоит из потаенных желаний и самых безумных страхов. Мысль есть действие, и внешние покровы самоконтроля или сдержанности уже не защищают внутреннее «Я» от других. Честность там – лучшая политика, ибо иного не дано. Грубые эмоциональные импульсы, тщательно подавляемые нашей физической цивилизацией, выплескиваются в полную силу.

Сказать, что поначалу это действует ошеломляюще, значит выразиться слишком мягко. В сознательной физической жизни такое состояние было бы сочтено психопатией. Мои первые посещения Локала II выявили все мои подавленные эмоции, о существовании которых я только догадывался, плюс много таких, о которых я и не знал, что они есть. Они до такой степени довлели над моими действиями, что я возвращался в полном замешательстве и растерянности перед их могуществом и своей неспособностью контролировать их. Едва ли нужно объяснять, что эта близлежащая область не самое приятное место. На этом уровне или плане придется находиться до тех пор, пока вы не научитесь большему. Я не знаю, что происходит с теми, кто не способен научиться. Возможно, они там остаются навсегда.

Мне предстояло шаг за шагом, мучительно и упорно укрощать свои взрывоопасные, неуправляемые чувства. Пока этого не было сделано, я просто не мог мыслить рационально. При малейшем ослаблении строгого надзора такие чувства начинают возвращаться. Этот процесс подобен постепенному переходу от полного безумия к хладнокровным, объективным рассуждениям».

Или, как пишет Чарльз Ледбитер: «Ведь теряя свое физическое тело, человек сохраняет свои желания и страсти; они остаются столь же живыми, как и при жизни, даже более деятельными, так как им уже не приходится приводить в движение такие тяжелые частицы плотной материи, как физические. Единственно, что умерший человек потерял – это возможность удовлетворить свои страсти, которые мучают и грызут его, ненасытные и не могущие быть удовлетворенными. Из этого можно усмотреть, что такое посмертное состояние и есть самый настоящий ад для нечистого человека, но ад только временный, потому что с течением времени страсти погасают, израсходовав всю свою энергию в том страдании, которое вызвано ими».

 

Земные страсти, что горят нетленно,

Куда идут, когда в земле мы сгнили?

Они идут туда, где раньше были,

Где ждет их, окаянных, жар геенны.

Генрих Гейне

 

Ирам в своей книге «Иные миры» тоже отмечает: «Когда мы «встречаемся» с людьми, которых мы знали, между нами доминируют отношения, основанные на тех страстях, что нас когда‑то объединяли. Лучезарность этих страстей пропорциональна их близости с вечным началом жизни. Так что, когда поднимаешься в высшие Миры, остаются только самые мощные страсти, которые могут туда проникнуть. Они не могут там обустроиться иначе, чем лишившись всякого эгоистичного вибрирования».

И далее: «Если человек ищет грубых удовольствий в низших мирах, то его опыт быстро останавливается самыми разными препятствиями. Он становится жертвой существ и сил, действующих в этих мрачных эфирных пространствах, и обычным незавидным результатом становится безумие».

Обратимся к сообщениям людей, бывших в клинической смерти, какие чувства они испытывали, оказавшись в мире ином, глядя на свое бездыханное физическое тело.

Реймонд Моуди пишет: «Легко представить, какие невообразимые мысли и чувства охватывают людей, оказавшихся в подобной ситуации. Многие считают собственный выход из тела настолько невероятным, что, даже испытав его, долгое время пребывают в растерянности и не могут увязать его со смертью. Они удивляются тому, что с ними происходит: почему они вдруг видят себя со стороны, как бы в роли наблюдателя?».

Эмоциональная реакция на это странное состояние чрезвычайно разнообразна. Многие отмечают, что сначала возникает отчаянное желание залезть обратно в свое тело, но как это сделать – никто не имеет ни малейшего представления. Другие вспоминают, что были страшно перепуганы, находились в панике. Третьи чувствуют покой и умиротворение. Отношение к своему телу тоже различно.

– «Боже! Я представить себе не мог, что так выгляжу! Понимаете ли, я привык видеть себя либо на фото, либо в зеркало – все это слишком плоско. И вот вдруг я увидел себя всего, свое тело, как на ладони, с расстояния пяти футов. Прошло несколько минут, прежде чем я себя узнал».

Иные вообще не испытывали никаких чувств к своему телу. Как вспоминает одна девушка: «Я видела свое тело, все в ссадинах и ушибах, в машине. Видела собравшийся народ. Но я не испытывала вообще никаких чувств. Мне казалось, что я совсем другой человек, а может быть предмет… Я знала, что это мое тело, но абсолютно ничего не испытывала по отношению к нему».

Сообщение психиатра, который сам пережил околосмертное состояние: «В жизни вы можете думать, что знаете, на что вы похожи. Но когда вы выходите из вашего тела и видите свое собственное физическое тело, очень трудно разобраться, какое именно из всех тел в мире ваше. В своем случае «умирания» он ходил по армейскому госпиталю, глядел на ряды тел на кровати и не мог понять, какое из них принадлежит ему. Но когда до него дошло, что никто не может видеть и слышать его, он вернулся и стал разыскивать свое тело. Он буквально потерялся в этом количестве больничных коек, пока не нашел тело с кольцом своей общины на пальце и не понял, что оно должно принадлежать ему».

А один человек в клинической смерти, находясь рядом с кроватью, увидел, как его тело стало принимать пепельно‑землистый цвет. В состоянии растерянности и отчаяния он не мог решить, что предпринять. Поэтому он решил просто уйти. «Еще в юности я наслушался от деда рассказов о призраках и, как это ни парадоксально, не захотел оставаться рядом с мертвецом, пусть даже этот мертвец был я сам!».

Главное в эмоциях человека проявляется при просмотре картин своей земной жизни в присутствии существа из света. Моуди пишет: «Есть люди, которые характеризуют это обозрение воспитательным усилием со стороны существа из света. Они уверяют, что существо в обозревательной панораме делает упор на два жизненных фактора: учиться любить людей и приобретать знания.

Из рассказа женщины: «Он старался показать мне что‑то существенное в каждом эпизоде. Конечно, он не из праздного любопытства хотел увидеть сделанное мною при жизни: он все знал обо мне, он выхватывал эпизоды из моей жизни, с тем, чтобы я их вспомнила, он разворачивал их передо мной. И через все это обозрение прошлого он подчеркивал важность чувства любви».

Любовь и знания. Как это понимать? Кого любить, что знать? В другой своей книге «Дальнейшие размышления о жизни после жизни» Р. Моуди пишет: «С недавнего времени я начал просить людей, описывающих свои околосмертные опыты, подробнее объяснить, какую любовь и какие знания они стали чувствовать наиболее важными. Среди опрошенных был сорокалетний мужчина, которому довелось пережить тяжелую автокатастрофу. Он был доставлен в больницу, где его состояние было объявлено безнадежным, но он все‑таки вернулся из клинической смерти. Во время нашей беседы, которая состоялась примерно месяц спустя, он рассказал. [«О любви»]: Потом Он спросил меня о любви. Насколько я научился любить? В тот миг то, о чем Он спрашивал, было для меня совершенно очевидным, но сейчас мне очень трудно это описать. Он хотел, чтобы я понял, что эта форма любви совершенно противоположна унижению других людей. Любил ли я окружающих, тех, кого я совсем не знал, и тех, чьи недостатки мне были слишком хорошо известны? Вот о чем Он меня спрашивал.

[«О знаниях»]: Да, Он упоминал и о том, какие знания я приобрел за свою жизнь: Форма знаний? Ну, понимаете, мне очень сложно это выразить. Это было понимание основных понятий, причем всего, базовых, универсальных принципов: того, на чем основана вся Вселенная: Он сказал мне, что «там» это тоже очень важно».

Ниже я привожу еще один фрагмент рассказа тридцатилетней домохозяйки, у которой в результате послеоперационных осложнений остановилось сердце. [«О любви»]… Он показал мне все, что я сделала, а потом спросил, довольна ли я своей жизнью… Особенно его интересовала любовь. Какая? Он имел в виду ту любовь, которая заставляет нас беспокоиться о ближнем – сыт ли он, одет ли, и чем ему можно помочь. [«О знаниях» ]… Имелись в виду те знания, которые глубже обычных познаний… которые относятся, скорее, к душе… я бы сказала – мудрость…».

И Моуди добавляет: «Упоминание сияющего существа о знаниях были довольно случайными и мимолетными. Существо лишь подразумевало, что обучение не заканчивается со смертью человека и будет продолжаться дальше, после окончательного перехода в новое состояние».

Из этих сообщений следует, что самое главное, самое важное в жизни человека на земле – любовь и знания. Какую любовь и какие знания приобрел человек за всю свою жизнь на земле, зависит и дальнейшая его судьба, его существование в Том мире.

В «Тибетской книге мертвых» тоже указывается на такую зависимость: «Если ты испытываешь привязанность к земным благам, которые оставил, или, видя, что твоим имуществом овладели другие люди и пользуются им себе во благо, ты по своей слабости испытываешь к нему привязанность или гневаешься на своих наследников, то это чувство скажется в важную минуту так, что, даже если тебе суждено было родиться в высших и счастливых мирах, ты обречен будешь родиться в Аду или в мире прет».

Эту же мысль отражает и Роберт Монро. В книге «Путешествия вне тела» он пишет: «В этих мирах, где мыслью являются не только отдельные предметы, но и вообще все, включая тебя, ты сам становишься творцом своего счастья или погибели. Конечная остановка, окончательное место в рае или в аде Второй Зоны, судя по всему, зависит исключительно от склада глубочайших, неизменных и, возможно, неосознанных побуждений, чувств и личных наклонностей. При погружении в этот мир самые устойчивые и влиятельные из них служат своего рода «направляющими устройствами». Я уверен в этом по той причине, что такое правило выполнялось всякий раз, когда я совершал внетелесные путешествия во Второй Зоне. Так получалось само собой, независимо от моих желаний. Малейшее отвлеченное желание в неподходящий момент, какое‑нибудь глубинное чувство, о котором прежде даже не подозревал – и я уже стремительно мчусь в направлении, ведущем к «подобному». Временами я попадал в такие места, которые во всех отношениях становились для меня «адом». Случалось оказываться в таких обстоятельствах, какие можно было бы счесть «райскими». Мне довелось бывать и в тех областях, которые очень мало отличаются по образу жизни от привычного мира «здесь и сейчас».

Также и Сведенборг в книге «Мудрость Ангельская о Божественном Провидении» отмечает: «В каком направлении человек умрет, в том он останется в вечности, любовь воли человека производит это направление, ибо, как было сказано, каждый человек есть своею любовью, от этого происходит, что каждый после смерти следует по пути своей любви: к небу – тот, кто в доброй любви, и к аду – тот, кто в дурной любви, и успокаивается лишь в обществе, где его любовь царит; и что удивительно, каждый знает путь, как бы чуя его ноздрями».

 

ОБИТАТЕЛИ ТОГО МИРА

 

Миллионы духовных существ ходят по земле,

невидимые для нас ни наяву, ни во сне…

Джон Мильтон

 

Тысячи лет люди на земле жили в единстве с Тем миром. Они обращались к богам, ангелам, демонам, и духам предков по всем вопросам жизни и деятельности, связывая свою судьбу и судьбу народов с их милостью и покровительством. Их просили, молили и ублажили, им приносили жертвы, устраивали в их честь праздники и строили для них святилища. Их вызывали, допрашивали, использовали в своих целях, заточали в идолов и даже наказывали.

Любовь и поклонения, страх и разочарования, печаль и тоска по Богу – тысячи оттенков эмоций, мыслей и желаний связывали этот мир людей с тем миром, куда переходят все люди после смерти. За тысячи лет видений, откровений, общения с сущностями потустороннего мира и использования их способностей в шаманизме, религиях, оккультизме, магии и спиритизме сложились те или иные понятия об обитателях духовного мира.

Всех сущностей духовного мира человек разделил на добрых (светлых, полезных) и злых (темных, вредных) по их намерениям и действиям в отношении людей. Человек все соизмеряет по отношению к себе. Им давали различные названия, описывали их свойства, изображали их вид, классифицировали по могуществу, сфере деятельности и степени духовного ранга.

Э. Б. Тайлор в своей известной книге «Первобытная культура», приведя множество таких примеров, пишет: «Таковы примеры, которые довольно ясно рисуют нам верования примитивных людей в целый мир духов, населяющих землю. Подобные описания соответствуют состоянию человеческих умов по всему пути цивилизации».

Философы древности как, например, Филон и Ямвлих создавали учения о духовных существах, населяющих окружающий мир. Великие христианские мыслители Ориген и Тертуллиан писали ангело – и демонологию, Папюс и Кроули описывали свои магические способы общения с сущностями Того мира, ученые и правители народов верили в Бога, а в XIX народы Европы и Америки азартно общались в спиритизме с духами умерших людей. Тысячи лет не было никакого сомнения в существовании потустороннего мира, населенного различными духовными сущностями. Споры велись лишь по поводу их определений и влияния на род человеческий.

Из всей этой многочисленной древней и современной информации, переплетенной с мифами, фантазиями, домыслами и абсурдом, нам предстоит найти нечто общее, хотя бы ту основу, от которой можно было бы проводить дальнейшие исследования.

 

ДУХИ ШАМАНОВ

 

Мир духов рядом, дверь не на запоре…

Очнись, вот этот мир, войди в него.

Гете. Фауст

 

Шаманизм зародился в глубокой древности, был распространен по всему миру тысячи лет и сохранился в настоящее время у некоторых народов. В далеких друг от друга частях света, у различных народов шаманизм, как метод духовного взаимодействия с Тем миром, поражает исследователей своим сходством.

В основе шаманизма лежит шаманское путешествие, или полет души в мистические просторы. Именно этим шаманы отличаются от других мистиков. Они пересекают многочисленные миры, сталкиваясь с бесчисленными духами. Шаман – это человек, который имеет конкретные прямые связи с богами,

полубогами и духами, он видит их «лицом к лицу», говорит с ними, просит, требует и даже «контролирует» некоторых из них. Будучи избранным самими духами, шаман проходит духовное пересотворение, страшное, жестокое и даже смертельное, но только после этого он становится настоящим шаманом и может вступать в контакт с сущностями потустороннего мира.

Духи шаманов находятся везде – в лесах, горах и реках, среди деревьев и трав. Шаман Дюхадие с полуострова Таймыр, рассказывал этнографу А.А.. Попову, как он, завязав глаза, искал пропавшего человека. «Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне сказать про заблудившегося. Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледеневшего человека».

Шаман так рассказывал ученому о своих способностях: «Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда я камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую‑нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали способность понимать «разговоры» растений. «И я сам удивляюсь, когда какая‑нибудь маленькая кочка на болоте, на верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю».

Иногда духи предстают шаману в виде зверей в фантастически переменчивых образах. Выдающийся ученый Мирча Элиаде в своей известной книге «Шаманизм» пишет: «Некий австралийский шаман из племени яральде (Нижний Мерей) восхитительно описывает ужасы видения духов и мертвых во время посвящения: «Когда ляжешь и будешь ждать этих видений, и когда они к тебе придут, то будет очень страшно, но ты ничего не бойся. Мне трудно ох описать, хотя они есть в моем разуме и в моей миви, и я мог бы перенести их переживания на тебя, если бы тебя предварительно хорошо подготовить. И вот в некоторых видениях появляются злые духи, в других – что‑то похожее на змей, иногда что‑то напоминающее лошадей с человеческими головами, а в некоторых видениях – духи злых людей, подобные всепожирающему огню».

У каждого шамана есть свои близкие духи и духи‑помощники. Мирча Элиаде пишет: «Пока что заметим только, что большинство этих близких духов и духов‑помощников имеют облик животных. У сибиряков и алтайцев они могут принимать облик медведей, волков, оленей, зайцев, всякого рода птиц (особенно гуся, орла, совы, вороны и т. д.), больших червяков, но также и призраков, духов, деревьев, земли, домашнего очага и т. п. Нет смысла продолжать этот список. Их формы, названия и количество различаются в зависимости от региона…

Эти духи‑помощники в образе животных играют существенную роль в начале шаманского сеанса, то есть в подготовке экстатического путешествия в Небеса или в преисподнюю. Обычно их присутствие проявляется в имитации шаманов криков или поведения животного… Внешне эта шаманская имитация звериных жестов и голосов может показаться «одержимостью». Однако более точным было бы говорить о том, что шаман овладевает своим духом‑помощником: он сам превращается в животное, он может достичь подобного результата, надевая маску животного; можно также говорить о новой личности шамана, которая становится животным‑духом и «разговаривает», поет или летает, как звери или птицы. «Язык животных» является только вариантом «языка духов», тайного шаманского языка, к которому мы сейчас вернемся.

Перед этим мы хотели бы обратить внимание на следующую проблему: присутствие духа‑помощника в облике животного, диалог с ним на тайном языке или воплощение шамана в этого духа‑животного (маски, жесты, танцы и т. п.) – это дополнительное доказательство того, что шаман способен покинуть свое человеческое сознание, то есть что он может «умереть».

И далее: «Наследование голосов животных, употребление этого тайного языка во время сеансов является еще одним признаком того, что шаман может произвольно передвигаться в трех космических сферах: в преисподней, на Земле и на небесах; а это значит, что он может беспрепятственно проникать туда, куда имеют доступ только умершие или боги».

Во время странствий душа шамана покидает тело и путешествует в духовном мире. Согласно Элиаде, «…его душа может смело покидать тело и, преодолевая огромные расстояния, проникать в нижний или верхний миры. Через свой собственный экстатический опыт он изучает дороги внеземных территорий. Он может отправиться и вверх, и вниз, потому что уже побывал там. Опасность заблудиться в этих труднодоступных районах все еще велика; но, получив посвящение и сопровождаемый духом‑хранителем, шаман – единственное человеческое существо, способное бросить вызов опасностям и бесстрашно углубиться в мистические просторы».

Здесь следует отметить, что шаманские путешествия очень похожи на внетелесные путешествия, когда душа человека обитает в потусторонних мирах. Отличия в том, что шаман в своих путешествиях привлекает духов Того мира, они могут являться в любой форме, и являются шаману согласно его представлениям, как правило, в виде животных. Кроме того, шаман отправляется в Тот мир всегда целенаправленно для поисков мест охоты, заблудившегося человека, целительства и других насущих дел своего народа, поэтому и нуждается в духах‑помощниках, в отличие от внетелесных путешественников, которые ищут собственных приключений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: