Таблица - Обозначение опор

Опоры

Опоры являются одним из главных конструктивных элементов линий электропередач, отвечающим за подвеску электрических проводов на определённом уровне.

Классификация опор.

Классифицировать опоры можно по различным признакам: по назначению (по характеру воспринимаемых нагрузок), по особенностям их конструкции, по материалу из которого изготовлена опора, по способу закрепления в грунте, по количеству цепей передачи электрической энергии и т.д.

В зависимости от назначения опоры, она должна выдерживать определенные нагрузки. По характеру воспринимаемых нагрузок опоры разделяются на два вида: воспринимающие усилие натяжение от проводов и тросов и не воспринимающие такого тяжения. В зависимости от этого применяют следующие типы опор:

· Промежуточные — устанавливаемые на прямых участках трассы, воспринимают вертикальные усилия от веса проводов, изоляторов, арматуры и горизонтальные нагрузки от давления ветра на опору и провода. Промежуточные опоры также могут устанавливаться в местах изменения направления трассы при углах поворота менее 20-30 градусов, в этом случае они воспринимают и поперечные нагрузки от тяжения проводов. В аварийном режиме (при обрыве одного или нескольких проводов) промежуточные опоры воспринимают нагрузку от тяжения оставшихся проводов, подвергаются кручению и изгибу. Поэтому их рассчитывают с определенным запасом прочности. Промежуточные опоры на линиях составляют 80-90%.

· Анкерные — устанавливаются в местах изменения направления трассы, числа, марок и сечения проводов, а также на пересечении ВЛ с различными сооружениями, воспринимают усилия натяжения проводов ВЛ.

а б

Рисунок. Опоры воздушных линий: а – промежуточная опора; б – анкерная опора.

На базе анкерных опор могут выполняться:

· концевые опоры - устанавливаются в начале и конце ВЛ, воспринимают односторонние усилия тяжения проводов,

· угловые опоры - устанавливаются в местах изменения направления трассы,

· ответвительные опоры - предназначены для выполнения ответвлений,

· перекрестные опоры - устанавливаются в местах пересечения трасс воздушных линий,

· переходные - устанавливаются в местах перехода трассы линии через различные препятствия (железные и автомобильные дороги, реки и водоемы и т.п.),

· транспозиционные опоры - предназначены для изменения расположения фаз на опоре.

а б в

Рисунок. Анкерные опоры: а – угловая; б – ответвительная; в - транспозиционная.

В разделе ГАЛЕРЕЯ размещен фотоальбом "Классификация опор ВЛ по назначению". [Смотреть.]

По материалу, из которого изготавливаются, опоры могут быть:

· Деревянные. Первоначально все ВЛ до 220 кВ сооружались на деревянных опорах, пропитанных антисептиком. Деревянные опоры изготовляют из круглых брёвен леса не ниже III сорта, как правило, из сосны, лиственницы и ели. Древесина сосны и лиственницы содержит много смолы и поэтому хорошо противостоит действию влаги.

Прочность деревянных опор в значительной степени зависит от влажности древесины. При уменьшении влажности в деревянных опорах из-за усушки древесины нарушаются соединения: ослабляются гайки и бандажи. Чтобы получить древесину, пригодную для изготовления опор (с влажностью 18-22 %), ее сушат. Основным способом является атмосферная, т.е. естественная сушка на воздухе, которая хотя и является длительной, но дает наилучшие результаты.

Рисунок. Деревянные опоры ВЛ 110 кВ.

Кроме влажности на прочность древесины влияют также гниль, сучки, трещины и другие повреждения. Самым опасным пороком является гниль, возникающая от поражения древесины грибками. Для защиты от гниения древесину пропитывают маслянистыми и минеральными антисептиками. Лучше всего поддается пропитке сосна, наружные слои лиственницы и ели пропитываются антисептиками очень плохо.

В процессе эксплуатации пропиточный состав со временем вымывается из стойки опоры (через боковую поверхность из стойки может вымываться порядка 10% пропиточного состава, а через торцевые поверхности – около 90%), поэтому при установке деревянной опоры верхний торец необходимо закрывать крышкой (например, оцинкованной стальной или пластмассовой), а нижний торец – влагонепроницаемым материалом.

Деревянные опоры имеют ряд преимуществ:

1. Низкая стоимость. Деревянные опоры дешевле железобетонных и металлических опор;

2. Деревянная опора значительно легче железобетонной (примерно в 3 раза), что снижает затраты на их транспортировку к месту монтажа, кроме того для установки деревянных опор не требуется применение крановых механизмов большой грузоподъемности. При необходимости, деревянную опору можно установить в грунт вручную;

3. Хорошие диэлектрические свойства, что приводит к снижению токов утечки на ВЛ;

4. Деревянные опоры лучше выдерживают изгибающие нагрузки, чем железобетонные (примерно в 1,5-2 раза), поэтому они лучше противостоят гололедным и ветровым нагрузкам;

5. Снижается вероятность «эффекта домино». Так как железобетонная опора значительно тяжелее деревянной то, падая она может увлечь за собой соседние опоры по всему анкерному пролету, более легкая деревянная опора будет удерживаться на натянутых проводах, что сокращает количество аварийных отключений на линиях;

6. «Условно» высокий срок службы. В соответствии с ГОСТ 20022.0-93 [скачать/смотреть] средний срок службы деревянных опор может достигать 45-50 лет.

Недостатки деревянных опор:

7. При несоблюдении требований ГОСТ по производству стоек деревянных опор (что на практике случается довольно часто), а именно, технологии сушки и пропитки, срок их службы существенно снижается. При отсутствии пропитки срок службы деревянных опор составляет 4-6 лет;

8. Относительно легкая возгораемость, причиной которой могут быть пожары, удары молнии и токи утечки, возникающие при загрязнении или пробое изоляторов;

Рисунок. Один из недостатков деревянных опор - легкая возгораемость.

9. Применение для пропитки опасных/вредных химических веществ. Вещества выделяются из древесины при повышенных температурах, вызывают коррозию неоцинкованной линейной арматуры и затрудняют утилизацию опор.

В настоящее время деревянные опоры применяются, как правило, на ВЛ до 1 кВ.

· Металлические. Выполняют из стали специальных марок. Отдельные элементы соединяют сваркой или болтами. Для предотвращения окисления и коррозии поверхность металлических опор оцинковывают или периодически окрашивают специальными красками. Металлические опоры бывают решетчатого типа, а так же многогранные в виде гнутых стальных стоек.

а б

Рисунок. Металлические опоры: а - решетчатого типа; б - из многогранных гнутых стоек.

Многогранные металлические опоры выполняются из стоек в виде полых усечённых пирамид из стального листа с поперечным сечением в форме правильного многогранника. Секции стоек соединяются между собой телескопическим или фланцевым соединениями. Траверсы таких опор выполняются многогранными, решётчатыми или изолирующими.

Преимущества многогранных опор ЛЭП:

1. Меньше сроки строительства. Сроки строительства ВЛ на многогранных опорах меньше чем у ВЛ выполненных железобетонными и металлическими решетчатыми опорами. Это обусловлено снижением трудозатрат за счет увеличенных пролетных расстояний, простоты установки многогранных опор, а также малого количества сборочных элементов.

2. Ниже затраты на транспортировку. Многогранные опоры отличает низкая стоимость транспортировки: в 1,5-2 раза дешевле решетчатых, и в 3-4 раза дешевле железобетонных опор. Длина секций 12 м позволяет использовать для перевозок стандартный габаритный транспорт. Телескопическая конструкция опор позволяет при транспортировке размещать одни секции внутри других.

3. Малый землеотвод. При применении многогранных опор затраты на постоянный землеотвод снижаются. По сравнению с железобетонными опорами выигрыш обеспечивается за счет меньшего количества опор при равном отводе на одну опору, а по сравнению с решетчатыми, за счет меньшего отвода под одну опору при примерно равном количестве опор.

4. Экономическая эффективность. С учетом выше приведенных преимуществ, использование при строительстве ВЛЭП стальных многогранных опор позволяет сэкономить до 10% денежных средств по сравнению с железобетонными и до 40% по сравнению с металлическими решетчатыми опорами.

· Железобетонные. Массовое внедрение данного типа опор началось в 50-х годах прошлого века взамен более дорогих металлических опор. Основными элементами железобетонных опор являются стойки, траверсы, тросостойки, надставки, оголовники, хомуты, оттяжки, различные узлы крепления и ригели.

Стойки железобетонных опор выполняют из бетона, армированного металлом.

Рисунок. Конструкция железобетонной опоры.

Сопротивление бетона растяжению на порядок ниже сопротивления сжатию, поэтому для увеличения прочности опор при растяжении в бетон закладывается стальная арматура. Примерно одинаковые коэффициенты температурного расширения стали и бетона исключают появление в железобетоне внутренних напряжений при изменениях температуры.

В настоящее время доля ВЛ с железобетонными опорами составляет около 80% протяженности всех строящихся линий.

Широкое распространение железобетонных опор ВЛ обусловлено относительной дешевизной конструкций, высоким уровнем унификации и типизации стоек опор, и наличием широкой производственной базы. Железобетонные опоры обладают высокой механической прочностью, долговечны (срок службы около 40 лет) и не требуют больших расходов при эксплуатации. Затраты труда на их сборку значительно ниже, чем на сборку деревянных и металлических опор решетчатого типа. Положительным качеством железобетона является также надежная защита металлической арматуры от коррозии. С целью предохранения арматуры от коррозии опоры на заводе-изготовителе покрываются гидроизоляцией – асфальтобитумным лаком.

Недостатком железобетонных опор является большая масса, что удорожает транспортные расходы и вызывает необходимость применения при сборке и монтаже кранов большой грузоподъемности. Железобетонные опоры ВЛ способны выдерживать в 2-3 раза меньшие аварийные нагрузки, чем металлические, и для строительства линий требуется вдвое больше опор. Кроме того, при растяжении сталь может удлиняться в 5-6 раз больше, чем бетон, вследствие чего в бетоне могут появляться трещины. Для повышения трещиностойкости железобетонных конструкций применяют предварительное напряжение арматуры, которое создает дополнительное обжатие бетона.

Железобетонные стойки кольцевого сечения (конические и цилиндрические) изготовляют на специальных центробежных машинах (центрифугах), формующих и уплотняющих бетон путем вращения формы вокруг ее оси. Стойки прямоугольного сечения изготовляют способом вибрирования, при котором уплотнение бетона в формах производят вибраторами. Для линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше используют только центрифугированные стойки, а для опор ВЛ до 35 кВ – как центрифугированные, так и вибрированные.

а б

Рисунок. Железобетонные стойки опор воздушных линий: а – прямоугольного сечения; б – кольцевого сечения.

Траверсы железобетонных опор изготавливаются металлическими. Также проводятся работы по созданию стеклопластбетонных траверс, в которых бетон армирован стекловолокном. Отдельные участки ВЛ с такими траверсами и опорами находятся в опытно-промышленной эксплуатации.

· Комбинированные. Для увеличения срока службы деревянных опор их выполняют составными: из более длинной основной деревянной стойки и короткого пасынка (приставки), как правило, железобетонного. Пасынок – часть опоры, которая заглубляется в землю.

· Композитные. Применение опор из композитных материалов при сооружении воздушных линий является последним достижением в электромонтажном производстве. Основа применяемого материала - стекловолокно. Достоинством композитных опор является: малый вес, упрощение процедуры хранения и транспортировки, простота монтажа и технического обслуживания данных опор, высокая прочность и долговечность, огнестойкость и экологичность, хорошие диэлектрические свойства. К недостаткам данного типа опор можно отнести: относительно высокую стоимость, а также отсутствие опыта их монтажа и эксплуатации. Опоры из композитных материалов в настоящее время применяются в основном для организации сетей наружного освещения, однако все больше сетевых компаний начинает использовать стеклопластиковые стойки при сооружения ВЛ среднего и высокого напряжения. [Читать подробнее о композитных опорах!]

По способу закрепления в грунте:

· Опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт.

Рисунок. Опоры, установленные непосредственно в грунт.

· Опоры, устанавливаемые на фундаменты.

Рисунок. Металлическая опора, установленная на фундамент.

По количеству цепей:

· Одноцепные.

· Двухцепные.

· Многоцепные.

а б в

Рисунок. Опоры воздушных линий: а – одноцепные; б – двухцепные; в – многоцепные.

Опоры ВЛ различают также по конструкции, которая зависит от назначения ВЛ, ее напряжения, количества проводов и тросов, подвешиваемых на опоре, их расположения, климатических и других условий. Простейшая конструкция опоры — одиночный столб («свечка»). Кроме «свечки» применяют более сложные опоры: А-образные, треноги, П-образные (портальные), АП-образные и т.д.

а б в

Рисунок. Опоры воздушных линий: а – V-образная опора (типа «набла»); б – Y-образная опора; в – опора типа «тренога».

В разделе ГАЛЕРЕЯ размещен фотоальбом "Классификация опор ВЛ по конструкции". [Смотреть.]

Кроме типовых конструкций опор ВЛ, на практике также можно встретить и уникальные опоры.

   

В разделе ГАЛЕРЕЯ размещен фотоальбом "Уникальные опоры воздушных линий".[Смотреть.]

По способу установки:

· Свободностоящие опоры.

· Опоры с оттяжками.

Рисунок. Опоры: а – свободностоящая; б – с оттяжкой.

Оба типа опор могут быть одностоечными и портальными. К свободностоящим опорам относят также А-образные опоры и опоры с подкосами. Свободностоящие опоры рассчитаны на передачу действующих на них нагрузок непосредственно через стойки на грунт или фундамент. Стойки опор с оттяжками передают на грунт или фундамент только вертикальные нагрузки; поперечные и продольные (относительно оси ВЛ) нагрузки передаются на грунт оттяжками, закрепленными за анкерные плиты.

Читайте далее о конструкции опор воздушных линий. [Прочитать!]

[Назад] [Далее]

Конструкция опор

Конструкции опор воздушных линий электропередачи весьма разнообразны и зависят от материала, из которого изготавливается опора (металлическая, железобетонная, деревянная, стеклопластиковая), назначения опоры (промежуточная, угловая, транспозиционная, переходная и т.д.), от местных условий на трассе линии (населенная местнсть или ненаселенная, горные условия, участки с болотными или слабыми грунтами и т.п.), напряжения линии, количества цепей (одноцепная, двухцепная, многоцепная) и т.д.

В конструкции многих типов опор можно встретить следующие элементы:

1. Стойка – является основным неотъемлемым элементом конструкции опоры, в отличие от остальных элементов которые могут отсутствовать. Стойка предназначена для обеспечения требуемых габаритов проводов (габарит провода — вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды). В конструкции опоры может быть одна, две, три и более стоек.

а б

Рисунок. Опоры ВЛ: а – двухстоечная опора; б – трехстоечная опора.

Стойка металлических опор решетчатого типа называется стволом. Ствол обычно представляет собой четырехгранную усеченную решетчатую пирамиду, выполненную из профилей стального проката (уголка, полосы, листа), и состоит из пояса, решетки и диафрагмы. Решетка, в свою очередь, имеет стержни-раскосы и распорки, а также дополнительные связи.

Рисунок. Элементы конструкции металлической опоры: 1 – пояс стойки опоры; 2 – стержни-раскосы, образующие решетку стойки; 3 – диафрагма; 4 – траверса; 5 – тросостойка.

2. Подкосы – применяются для угловых, концевых, анкерных и ответвительных опор ВЛ напряжением до 10 кВ. Они воспринимают на себя часть нагрузки опоры от одностороннего тяжения провода.

Рисунок. Угловая опора с двумя подкосами: 1 – стойка; 2 – подкос.

3. Приставка (пасынок) – частично заглубляемая в грунт, нижняя часть конструкции комбинированной опоры ВЛ напряжением до 35 кВ, состоящей из деревянных стоек и железобетонных приставок.

4. Раскосы – наклонные элементы опоры служащие для усиления её конструкции и соединяющие несколько элементов опоры между собой, например, стойку с траверсой, либо две стойки опоры.

Рисунок. Элементы конструкции комбинированной опоры: 1 – деревянная стойка опоры; 2 – железобетонная приставка (пасынок); 3 – раскос; 4 – траверса.

5. Траверса – обеспечивает крепление проводов линии электропередачи на определенном (допустимом) расстоянии от опоры и друг от друга.

а б

Рисунок. Траверсы опор: а - для ж/б опоры 10 кВ; б - для ж/б опоры 110 кВ.

Чаще всего можно встретить траверсы в виде жесткой металлической конструкции, однако существуют также деревянные траверсы и траверсы из композитных материалов.

Рисунок. Траверса опоры ВЛ 110 кВ из композитных материалов

Кроме того, на V-образных опорах типа «набла» и П-образных опорах можно встретить так называемые гибкие траверсы.

Рисунок. Опора ВЛ с «гибкой» траверсой

В некоторых конструкциях опор траверсы могут отсутствовать, например, у деревянных или железобетонных опор ВЛ напряжением до 1 кВ, у опор ВЛ с самонесущими изолированными проводами напряжением до 1 кВ, у анкерных опор ВЛ любого напряжение, где каждая фаза крепится на отдельной стойке.

Рисунок. Опора без траверсы

6. Фундамент – конструкция, заделанная в грунт и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Рисунок. Грибовидный железобетонный фундамент

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки; для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные, а при установке переходных опор и опор на болотах - монолитные бетонные фундаменты.

Рисунок. Железобетонные сваи, применяемые в односвайных и многосвайных фундаментах опор ВЛ

Рисунок. Опора ЛЭП на свайном фундаменте

7. Ригель – увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор. Ригели увеличивают способность фундамента выдерживать горизонтальные нагрузки, действующие на опору, препятствуя ее опрокидыванию от сил тяжения проводов, при сооружении опор в слабом грунте.

Рисунок. Грибовидный железобетонный фундамент (1) с тремя ригелями (2)

8. Оттяжки – предназначены для повышения устойчивости опор и воспринимают на себя усилия от тяжения провода.

Рисунок. Опора, закрепленная с помощью оттяжек

Верхняя часть оттяжки крепится к стойке или траверсе опоры, а нижняя часть к якорю или железобетонной плите. Кроме того, в конструкцию оттяжки может входить натяжная муфта – талреп.

Рисунок. Нижняя часть оттяжки

9. Тросостойка – верхняя часть опоры, предназначенная для поддерживания грозозащитного троса. Обычно представляет собой трапециевидный шпиль на верхушке опоры. На опоре может быть одна или две тросостойки (на П-образных опорах), так же бывают опоры без тросостойки.

Рисунок. П-образная опора с двумя тросостойками: 1 – стойка; 2 – тросостойка; 3 – траверса.

10. Надставка – верхняя часть опоры, предназначенная для увеличения высоты стойки опоры.

11. Подножник (подпятник) – часть опоры, которым стойка опирается на фундамент.

а б

Указанные выше элементы опор, в зависимости от класса напряжения ВЛ, могут существенно отличаться конструкцией и габаритами.

Кроме перечисленных выше, в конструкцию опор могут входить и другие элементы. Например, элементами железобетонных опор до 10 кВ являются штыри, оголовники, хомуты, различные узлы крепления и т.п.

а б в

Рисунок. Элементы конструкции железобетонных опор ВЛ 0,4-10 кВ: а – штыри, для крепления на них изоляторов; б – хомуты, для крепления траверсы к стойке опоры; в – узел крепления подкоса.

Обозначение опор.

Для опор ВЛ 35 кВ и выше, как правило, используется следующая система обозначений. Цифра, стоящая перед буквенным обозначением указывает на количество стоек, из которых состоит опора. Если в обозначении опоры присутствует буква Б – это указывает на то, что опора железобетонная, Д – деревянная, М – многогранная металлическая, отсутствие указанных букв означает, что опора металлическая решетчатого типа. Кроме того, в обозначение опор входят буквы указывающие тип опор (см. таблицу ниже). Цифры 35, 110, 150, 220 и т.д., следующие после букв, указывают напряжение ВЛ, а цифра, стоящая за ними после дефиса – типоразмер опор (нечетная – для одноцепных и четная – для двухцепных опор). Если после типоразмера опоры стоит буква Т – это означает, что у опоры есть тросостойка. Цифры, стоящие за типоразмером опоры после дефиса или знака «+» указывают на размер дополнительной секции-подставки.

Таблица - Обозначение опор

Обозначение Расшифровка
П Промежуточная опора.
К Концевая опора.
А Анкерная опора.
О Ответвительная опора.
С Специальная опора. Например, УС110-3 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (с горизонтальным расположением проводов) опора для ВЛ 110 кВ; УС110-5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (для городской застройки — с уменьшенной базой и увеличенной высотой подвеса) опора для ВЛ 110 кВ.
У Угловая опора. Например, У110-2+14 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой высотой 14 м для ВЛ 110 кВ.
П Переходная опора. Например, ППМ110-2 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная переходная двухцепная опора для ВЛ 110 кВ.
Б Железобетонная опора. Например, ПБ110-1Т расшифровывается так: промежуточная одноцепная одностоечная железобетонная опора с тросостойкой для ВЛ 110 кВ.
М Многогранная опора. Например, ПМ220-1 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Д Деревянная опора. Например, УД220-1 расшифровывается так: деревянная анкерно-угловая одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Т Опора с тросостойкой. Например, У35-2Т+5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с тросостойкой и подставкой высотой 5 м для ВЛ 35 кВ.
В Опора с внутренними связями. Например, 2ПМ500-1В расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора с внутренними связями для ВЛ 500 кВ состоящая из двух стоек.

[Назад] [Далее]

Провода

Провода применяемые на воздушной линии должны иметь высокую электрическую проводимость, достаточную механическую прочность и быть устойчивыми против коррозии. На ВЛЭП в настоящее время применяются следующие типы проводов:

· неизолированные (голые) провода, применяют как на воздушных линиях до 1кВ, так и на воздушной линии выше 1 кВ;

· изолированные провода применяют на воздушных линиях до 1 кВ. Воздушная линия электропередачи напряжением до 1 кВ с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) обозначается ВЛИ. Самонесущий изолированный провод представляет собой скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной;

· защищенныe провода, применяют на воздушных линиях напряжением выше 1 кВ и до 20 кВ. В отличии от голых проводов, эти имеют защитную изолирующую оболочку. Воздушная линия электропередачи с применением защищенных проводов обозначается ВЛЗ.

Голые провода изготавливаются обычно сталеалюминиевыми, алюминиевыми или из алюминиевого сплава, реже медными или стальными. Провода из других металлов, не получили широкого распространения, вследствие более низких технико-экономических показателей. Спецификация на неизолированные провода для воздушных линий электропередачи приведена в ГОСТ 839-80. (скачать/открыть в формате pdf)

Сталеалюминиевые провода (обозначаются АС) имеют высокую механическую прочность и обладают хорошей электрической проводимостью. Они получили наиболее широкое распространение, особенно на ВЛ выше 1 кВ.

Алюминиевые провода (обозначаются А) характеризуются достаточной механической прочностью и высокой электрической проводимостью. Они часто применяются на ВЛ до 35 кВ включительно и в отдельных случаях на ВЛ 110 кВ.

а б

Рисунок. Провода воздушных линий: а – сталеалюминиевый провод; б – алюминиевый провод; 1 – стальная часть провода, 2 – алюминиевая часть провода.

Провода из алюминиевого сплава: термообработанные (обозначаются АЖ) и нетермообработанные (обозначаются АН) применяются как на ВЛ напряжением до 1 кВ так и выше. Обладают более высокими механическими свойствами чем алюминиевые провода.

Стальные провода (обозначаются ПС) обладают наиболее высокой механической прочностью, но малостойки к химическим воздействиям и имеют более высокое сопротивление, поэтому их применяют на менее ответственных линиях при небольших токах в проводах. Благодаря невысокой стоимости и отсутствию заинтересованности заготовителей лома цветных металлов в данном проводе, его применяют вместо алюминиевых и сталеалюминиевых проводов (А, АС) в дачных поселках, деревнях и т.д.

Медные провода (обозначаются М) обладают наилучшей (из перечисленных здесь типов проводов) электрической проводимостью, стойкостью к воздействию окружающей среды, высокой механической прочностью, но имеют большую массу (плотность меди примерно в 3 раза выше, чем плотность алюминия), что приводит к увеличению нагрузки на другие элементы ВЛ (опоры, изоляторы, линейную арматуру) и в конечном итоге к удорожанию строительства ЛЭП. Применяются на ВЛ напряжением до 1 кВ.

Таблица - Основные расчетные параметры проводов (сечением 50 мм2)

Параметр

Марка провода

АС* А АН АЖ ПС М
Плотность, кг/м3 3467 2727 2727 2727 7882 8988
Удельное сопротивление, 10-6 Ом•м 0,0335 0,0286 0,0303 0,0328 0,138 0,0182
Разрывное усилие провода, Н 17112 8198 10662 14580 31850 17455

* - Данные для провода АС-50/8

 

По конструкции провода бывают однопроволочные (применятся, как правило, на ВЛ до 1 кВ) и многопроволочные (применятся, как правило, на ВЛ выше 1 кВ). Однопроволочные провода бывают монометаллическими (стальные, алюминиевые) и биметаллическими (сталеалюминиевые, сталемедные). Многопроволочные провода также могут быть монометаллическими (алюминиевые, стальные) и комбинированными (сталеалюминиевые, сталебронзовые).

а б в г

Рисунок. Сечения проводов воздушных линий: а – однопроволочный монометаллический; б – однопроволочный биметаллический; в – многопроволочный монометаллический; г – многопроволочный биметаллический.

На ВЛ напряжением 110 кВ и выше начинает сильно проявляться явление коронирования – ионизация воздуха вокруг провода, что приводит к потерям электроэнергии в ЛЭП и повышению уровня радиопомех. Указанный эффект уменьшаются с увеличением диаметра провода, поэтому ПУЭ нормируется минимальный диаметр (сечение) проводов ВЛ по условиям короны и радиопомех. Для того, чтобы уменьшить общее сечение провода и, следовательно, уменьшить стоимость ВЛ, применяют так называемое расщепление фазы, т.е. заменяют один провод большого диаметра, несколькими параллельными проводами меньшего диаметра. Диаметр проводов, их сечение и количество в фазе, а также расстояние между проводами расщепленной фазы определяются расчетом. Обычно, на ВЛ 330 кВ выполняют расщепление на 2-3 провода, на ВЛ 500 кВ – на 2-4 провода, на ВЛ 750 кВ – на 4-5 проводов. На проводах расщепленной фазы в пролетах и петлях анкерных опор должны быть установлены дистанционные распорки. Расстояния между распорками или группами распорок, устанавливаемыми в пролете, нормируются ПУЭ.

Рисунок. Воздушная линия с расщепленными фазами

[Назад] [Далее]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: