Наследие Святого Василия Великого

 

В эпоху формирования патристики христианство уже заняло господствующие позиции в обществе, в то время как философское и вообще языческое образование сохраняло их в области культуры. Такая двойственность постоянно рождала конфликты, причем как борьба Церкви с язычеством, так и внутренние церковные смуты нередко имели характер столкновения мировоззрений. Наряду с моральными идеалами, для полноценного усвоения веры требовалось также соответствие рациональной аргументации.

Раскрыть содержание христианства на языке того времени значило дать рациональную интерпретацию религиозным догматам. Однако труднее всего при этом было сохранить собственное, библейское содержание религии. Отличие создателей патристики от их современников и противников - «еретиков» - заключалось в том, что не упустить ни буквы из библейского откровения и предания более древних Отцов Церкви для них было столь же существенной задачей, как и сделать христианство доступным для понимания современников.

Василий Великий является признанными авторитетом патристической мысли, последовательно развивший одно и то же учение, по причине возобновления арианских споров получившее название «новоникейского».

Есть весомые аргументы в пользу того, что название «Каппадокийская школа» имеет право на существование в науке. Во-первых, определенное преемство здесь все же было. Изначально главным центром мысли для всего кружка был св. Василий Великий. При своей непоколебимой воле и могучей энергии он оказывал огромное влияние на жизнь и мировоззрение своих друзей. При нем сформировалось целое поколение, в которое входили также менее заметные, но самостоятельные величины - св. Амфилохий Иконийский, св. Петр Севастийский и др.

Во-вторых, Каппадокийцы показали в своем творчестве преемственность идей. Они восприняли целую традицию христианской мысли, предшествовавшую их эпохе, и коренным образом повлияли на всю последующую. При этом важным вопросом остается выяснение того, какое место занимала в их творчестве философия. «Мировоззрение Каппадокийцев - пишет проф. Г.Г. Майоров - явило собой первую форму неоплатоническо-христианского синтеза». Неоплатонизм, как и христианский платонизм, формировался, прежде всего, в Александрии. Но влияние Александрийской школы (Климент Александрийский, Ориген) на Каппадокийскую не было исключительным.

Кроме того, Каппадокийцы были практически прямыми учениками св. Иринея Лионского. Они восприняли существенные черты его миросозерцания, во многом отличные от александрийских. По словам отечественного патролога Н.И. Сагарда, находившиеся под влиянием Иринея богословы «не предоставляли права философскому гнозису перерабатывать положения веры, а только обосновывать их, связывать и выяснять». В чисто философском плане св. Василий Великий не меньше, чем Платона, использует Аристотеля, особенно в «Шестодневе». В использовании философского понятийного аппарата он отдает предпочтение Аристотелю и Теофрасту, а «в области гносеологии... широко пользуется стоической терминологией». Только у немногих античных философов, считает Василий Великий, можно найти начала подлинно нравственного учения. В этом смысле Василий выделяет Платона и Диогена, говоря даже о наличии у греческих философов теоретического основания аскетизма, правда, понимаемого вполне в эллинском духе. Блестящий знаток классической культуры, Василий Великий выводил из ее философских достижений положения зарождающейся христианской философии.

Как замечает Кэллахан, «традиционные философские и научные теории не применяются Василием Великим к обсуждаемым проблемам механически, так как «мудрость мира» была ассимилирована ими как органическая часть их интеллектуальной жизни».

Этическое учение Василия Великого было изложено, в основном, в гомилетической форме. Таким образом, его подача была риторической и, с историко-философской точки зрения, мало систематизированной. Однако внутреннюю этого учения структуру отличают непротиворечивость и последовательность. Более того, в целом ряде произведений просматривается целостная философия аскезы, как подвига нравственной жизни - «Нравственные правила» и «Большой аскетикон» Василия Великого.

При всей своей кипучей энергии Василий Великий высоко ценил плоды монашеской жизни - недаром значительную часть своего времени он посвящал разработке правил монастырского общежития, в которых гармонично сочетались созерцательная, молитвенная жизнь с принципами совместного труда, благотворительности и воспитательной деятельности.

Непреходящая ценность Каппадокийской школы заключается уже в том, что в истории философии ее идеал человечности и обоснование этики остаются не только одними из наиболее возвышенных, но и наиболее действенных. Как отмечает Г. Мандзаридис, «в современной терминологии нравственная жизнь и нравственный человек обычно противопоставляются естественной жизни и естественному человеку, так как эти состояния воспринимаются как различные и несовместимые… Однако такой взгляд на вещи полностью чужд учению Василия великого, согласно которому нравственная жизнь человека является естественной жизнью, и нравственный человек наиболее естественен. Идея естественности нравственного человека остается актуальной по сей день, и ее продолжают разделять многие из тех, кто стремится взойти к истокам европейского идеала человечности.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На фоне хаотической жизни, где еретики смешались с сектантами, а государи диктовали вероучительные формулы, где по поводу метафизических тонкостей на базарных площадях шли настоящие бои, а язычники всеми силами старались взять реванш, выделяется величественная фигура Василия, епископа Кесарийского, названного Церковью Великим.

Василий был энергичной деятельной натурой. Глубокий государственный ум, благородный облик и блестящее красноречие позволили ему не только долгое время удерживаться на кафедре одного из крупнейших городов Востока, столицы Каппадокии, но и активно отстаивать православие от многочисленных языческих и еретических соблазнов.

Восемьдесят нравственных правил Василия Великого определяют как всю христианскую жизнь, так и применительно к тому месту жизни человека, которую занимает человек в обществе. Здесь даны правила жизни для проповедников Евангелия, для предстоятелей Церквей, для людей, живущих в супружестве, для овдовевших, для дев, для родителей, воинов.

Св. Василий сыграл важную роль в развитии христианской философии и богословия, дал ясное и точное решение основных догматических проблем, окончательно определил богословскую терминологию, принятую Церковью. Именно Василий Кесарийский одним из первых установил строгую последовательность литургических священнодействий. Написанные Василием Великим уставы иноческого общежития до сих пор служат руководством для монашеских обителей Востока, в том числе и для русского монашества.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. С.В. Перевезенцев. -- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с. - (Мировая философия)

.    Василий Великий, святитель. Творения. - М., 1993. - Ч. 3 - 44с.

.    Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. VII. М.: 2004. С. 150.

.    Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. - 679 с.

.    Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его). - СПб. Странник. - 1902. - 216 с.

.    Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. - М.: УРСС, 2009. - 296 с.

.    Плотников Борис, архм. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. // Православный собеседник, КДА, июль 1889. с. 332-43.

.    Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. - СПб.: Воскресение. - 2004. - 783с.

.    Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Издательство политической литературы. - 1989. - 336 с.

.    Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности. (IV-V вв.). М.: СТСЛ, 2003. - 340с.

.    Сочинения св. Василия «О суде Божием» и послание «О вере» впоследствии стали использоваться как вступления-прологи к «Нравственным правилам» (о прологах более подробно см.: Pouchet 1998. P. 141-144).

.    Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. Репринтное издание. 1846 г.

.    Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - М.: Паимс, 1992. - 240 с.

.    Сравнительный анализ см. Behr J. Asceticism and Anthropology in Irenaeus and Clement. Oxford: University Press, 2000.

.    Callahan J.F. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology. In: Dumbarton Oaks Papers. 12. Cambridge, 1958. P. 53-54.

.    Fedwick 1997

.    Giet. 1941. P. 13 sqq.

.    Gribomont 1953.

19. Holl K. Amphilohius von Iconium in seinem Verhältnis zu den Grossen Kappadoziern. Tübingen, 1904.

.    Humbertclaude. 1932. P. 34, 35.

21. Lébe. 1965. P. 194

22. Shlenov, Dionisy, hegumen Учение св. Василия Великого о воздержании // Доклад на международной богословской конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви». - Бухарест. ноябрь 2009 http://www.bogoslov.ru/text/496379/index.html



ПРИЛОЖЕНИЕ

 

«Нравственные правила» Святого Василия Великого

Правило 1. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его

Правило 2: О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто

Правило 3: О любви к Богу и о том, какой ее признак

Правило 4: Что такое - честь Богу, и что - бесчестие

Правило 5: О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее

Правило 6: О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его

Правило 7: О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению

Правило 8: О вере, и несомненности глаголов Господних

Правило 9: О знании и незнании того, что до нас касается

Правило 10: Какой конец греха, и какой конец заповеди Божией

Правило 11: О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать

Правило 12: Об отриновении Божиих изволений, и о прекословии оным, или о послушании Божией воли и о соблюдении оной

Правило 13: О готовности во всякое время и о неукоснительном тщании тех, которые стараются о благоугождении Богу

Правило 14: О благовременности каждого дела, взятого в отдельности

Правило 15: О надежде на чужие заслуги

Правило 16: О думающих, будто бы могут они воспользоваться тем, что живут с людьми добродетельными и богоугодными, тогда как сами себя не исправляют

Правило 17: Как должно располагать собою в рассуждении настоящего времени

Правило 18: О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся об этом исполнении

Правило 19: О том, кто препятствует, и о том, кто встречает препятствие к исполнению заповеди Божией

Правило 20: О крещении; какое намерение и какая сила крещения

Правило 21: О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного

Правило 22: как иной отчуждается от Бога, и посредством чего делается близким Богу

Правило 23: Об одолеваемых даже теми грехами, которых ненавидят

Правило 24: О лжи и истине

Правило 25: О празднословии, и о наблюдении, чтобы речи были полезны

Правило 26: К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления

Правило 27: Об уподоблении, по возможности, Богу и Святым

Правило 28: О различении людей добрых и недобрых

Правило 29: О том, как можем уверять в своем звании

Правило 30: О чествовании того, что посвящено Богу

Правило 31: Об употреблении того, что отделено для Святых

Правило 32: О долгах и уплате оных

Правило 33: О соблазняющих и соблазняемых

Правило 34: Об обязанности каждого быть для других в своей мере образцом добродетелей

Правило 35: Об унижающих доброе в других

Правило 36: О чествовании Святых и о расположении к ним

Правило 37: Об усердствующих, по мере сил, милостию

Правило 38: Как надобно угощать

Правило 39: О твердости в соблазнах

Правило 40: О преподающих новые учения

Правило 41: Об отсечении соблазнителей, и о пощаде тех, которые более немощны

Правило 42: О том, что Господь пришел исполнить Закон

Правило 43: О различии заповедей Закона и Евангелия

Правило 44: О том, что бремя Господне легко, а грех тяжел

Правило 45: О равном всех чествовании и о смиренномудрии

Правило 46: О тщательном преуспеянии в великом или малом

Правило 47: О богатстве и о нищете, и о том, что за ними последует

Правило 48: О благотворении братиям, и о занятии для этого работою

Правило 49: О входящем в тяжбу и ищущем удовлетворения себе или другому

Правило 50: О мире и примирении

Правило 51: Каков должен быть тот, кто покушается исправить ближнего

Правило 52: О скорби при виде согрешающих; как должно обращаться с ними, когда их бегать, и когда принимать в свое общество

Правило 53: Какое осуждение тем, которые за нанесенную им, по мнению их, обиду помнят зло

Правило 54: О произнесении суждения, и о медлении в суждении

Правило 55: Об усердии к Богу, об исповедании Божиих дарований, и о благодарении за них

Правило 56: О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться

Правило 57: О превозношении заслугами

Правило 58: О приобретении и о сообщении другим Божиих дарований

Правило 59: О чести и славе человеческой

Правило 60: О различии Божиих дарований, и о взаимном согласии тех, которые по этим дарованиям стоят выше или ниже

Правило 61: О малозначительности на человеческий взгляд тех которые приемлют Божию благодать

Правило 62: Об искушениях, когда их должно уклоняться, и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников

Правило 63: О робости и смелости в напастях

Правило 64: О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа

Правило 65: Как должно молиться и при самой кончине

Правило 66: О тех, которые оставили подвизающихся за благочестие, и о тех, которые вместе с ними подвизаются

Правило 67: О тех, которые скорбят об умирающих

Правило 68: О различии настоящего и будущего века

Правило 69: О том, что запрещается или одобряется в Писании совокупно и наравне

Правило 70: О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить

Правило 71: О том, что наравне заповедано предстоятелям

Правило 72: О слушателях. Как учащиеся должны различать духовных учителей от не таковых; какие иметь к ним расположения, и как принимать их уроки

Правило 73: О живущих в супружестве

Правило 74: О вдовах

Правило 75: О рабах и господах

Правило 76: О детях и родителях

Правило 77: О девах

Правило 78: О воинах

Правило 79: О государях и подданных

Правило 80: Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: