Анализ «нравственных правил» Василия Великого

 

Значительную часть произведений Василия Великого составляют беседы и письма. Многие его произведения носят догматико-полемический характер. Ему принадлежат произведения, в которых выступает и как глубокий мыслитель, и как богослов. Труды Василия Великого можно разделить на пять разделов.

.    Догматико-полемические труды.

.    Экзегетические труды.

.    Аскетические труды.

.    Беседы.

.    Письма.

Согласно концепции, предложенной ведущими знатоками наследия св. Василия Ж. Грибомоном и П. Федуиком, аскетический корпус его сочинений стал формироваться еще до епископской хиротонии (дословно - рукоположение, или руковозложение).

Корпус аскетических сочинений Василия Великого включает «Нравственные правила»; сборник монашеских правил, состоящий из «Правил, пространно изложенных» и «Правил, кратко изложенных»; прологи «О суде Божием», «О вере», к «Пространным» и «Кратким» правилам; 2 книги «О Крещении» и ряд аскетических посланий

Около 357/8 г. вернувшись из путешествия по важнейшим аскетическим центрам христианского Востока, св. Василий составил около 360 г. <http://www.bogoslov.ru/de/text/496399.html> во время своего пребывания в Аннисе 80 «Нравственных правил» (̀Regulae morales). Данный памятник, можно сказать, в основном компилятивный. Юный подвижник выступает в нем не столько самостоятельным учителем аскезы, сколько учеником

В то же время, точное время написания «Нравственных правил» в исследовательской литературе устанавливается по-разному: ок. 360 г., 361 г., 364 г. Л. Леб пытался обосновать значительно более поздний срок составления «Нравственных правил», по его предположению, они были написаны в самом конце жизни Василия Великого и являются не «программой», а «итогом» его пастырской деятельности

Полностью список «Нравственных правил» приведен в Приложении.

Каждое нравственное правило Василий Великий излагает доступным языком, после чего приводит в подтверждение своей мысли текст Святого писания.

«Правило 4: Что такое - честь Богу, и что - бесчестие

Глава. Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога, кто преступает закон Его.

(Иоанн.17,4): «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». (Матф.5,16): «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Фил.1,10-11): «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». (Рим.2,23): «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?»

Примеры нравственных правил, не потерявших актуальность в наши дни, и их толкование приведены ниже:

Правило 5: О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее: Глава 3. Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем, был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему.

Правило 7: О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению: Если кто исповедует, по видимому, Господа, и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется; то он осужден, хотя бы, по особому домостроительству, дано было ему иметь и духовные дарования.

Правило 9: О знании и незнании того, что до нас касается: Не должно любопытствовать о не касающемся до нас. Большое осуждение ожидает знающих, но не делающих. Впрочем, не безопасно грешить и по неведению.

Правило 11: О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать: Глава 2. Вразумленный по совершении первых грехов и сподобившийся получить прощение, если согрешает снова, уготовляет себе тягчайший прежнего суд гнева.

Правило 14: О благовременности каждого дела, взятого в отдельности: Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время.

Правило 15: О надежде на чужие заслуги: Не должно надеяться на чужие заслуги, нерадеть о своих.

Правило 24: О лжи и истине: Не должно лгать, но, во всяком случае, надобно говорить истину.

Правило 25: О празднословии, и о наблюдении, чтобы речи были полезны: Не должно делать вопросов бесполезных и спорных. Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры, значит оскорблять Святого Божия Духа.

Правило 29: О том, как можем уверять в своем звании: Каждый собственными делами своими должен удостоверять в своем звании.

Правило 32: О долгах и уплате оных: С благопризнательностью надобно воздавать каждому должное.

Правило 41: Об отсечении соблазнителей, и о пощаде тех, которые более немощны: Должно отсекать все соблазняющее, хотя оно, по-видимому, весьма близко к нам и необходимо для нас.

Правило 48: О благотворении братиям, и о занятии для этого работою: Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, который и даровал нам все, что не имеем. Не должно заботиться об избытке нужного для жизни, и прилагать старание о пресыщении и о пышности; но надобно быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства.

Правило 51: Каков должен быть тот, кто покушается исправить ближнего: Сперва должно себя самого исправить от какого бы то ни было недостатка, и тогда уже обвинять в нем другого.

Правило 57: О превозношении заслугами: Не должно высоко о себе думать по причине своих заслуг, и унижать прочих.

Правило 73: О живущих в супружестве: Мужу с женой или жене с мужем разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии или находит препятствие благочестию.

Правило 76: О детях и родителях: Дети должны почитать родителей и быть им послушны во всем, что не препятствует исполнению заповеди Божией.

Правило 78: О воинах: Воинам не позволяется обижать и клеветать.

Восемьдесят нравственных правил - это воплощение намерения Василия Великого изложить нравственные правила. Они подразделяются на главы. Они изложены на языке Священного Писания. Они определяют как всю христианскую жизнь, так и применительно к тому месту жизни человека, которую занимает человек в обществе. Здесь даны правила жизни для проповедников Евангелия, для предстоятелей Церквей, для людей, живущих в супружестве, для овдовевших, для дев, для родителей, воинов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: