На весенне-летний период 1943 г

Боевых действий партизан Украины

 

Исходя из поставленных товарищем Сталиным задач о дальнейшем развитии партизанского движения на Украине, в целях нанесения противнику более ощутительных ударов по его коммуникациям в западной и юго-западной части Украины, усиления партизанского движения в этих областях ЦК КП(б)У ставит перед партизанскими отрядами на весенне-летний период задачи, указанные ниже.

Переброска войск, вооружения, боеприпасов и техники к линии Воронежского[11], Юго-Западного[12] и Южного[13] фронтов осуществляется противником по основным железнодорожным магистралям: Брест — Ковель — Киев — Ворожба; Брест — Ковель — Здолбунов; Казатин — Фастов — Смела — Днепропетровск — Сталино; Львов — Здолбунов — Шепетовка; Львов — Тарнополь — Жмеринка — Казатин.

В результате развернувшегося более широкого партизанского движения в лесистой и более благоприятной для действия отрядов северной части Украины по некоторым железным дорогам движение железнодорожных эшелонов противника временно прекращено на железнодорожных участках Киев — Коростень, Овруч — Чернигов, а на остальных сокращено до минимума (Ковель — Сарны — Коростень — Киев — Ромодан).

В силу этого противник вынужден производить большую часть своих войсковых перевозок по железнодорожным магистралям, проходящим на территории южных, степных областей Украины (Фастов — Мироновка, Цветков — Знаменка, Пятихатка — Днепропетровск, Николаев — 3наменка).

В связи с этим ЦК КП(б)У считает необходимым передислоцировать несколько крупных партизанских соединений в западную и юго-западную части Украины с целью развертывания партизанского движения в областях: Волынской, западной части Львовской, Дрогобычской, Станиславской, Черновицкой, а также направить несколько партизанских отрядов по долине реки Прут в Измаильскую область, в районы устья реки Дуная.

В указанных районах развертыванию партизанского движения будет благоприятствовать наличие сплошной гористо-лесистой местности, а в долине реки Прут и устья реки Дуная наличие гористой пересеченной местности и большого количества плавней с зарослями. Это дает возможность укрываться даже крупным партизанским отрядам и постоянно наносить большой урон всем железным дорогам, выходящим из Польши, Венгрии и Румынии, тем самым будут отрезаны железнодорожные магистрали, проходящие по территории южной части Украины. Кроме того, партизанские отряды, действующие в устье реки Дуная, вооруженные мелкокалиберной артиллерией, противотанковыми ружьями, применяя минные заграждения в русле реки Дуная, будут иметь возможность нанести значительный урон противнику в судоходстве и особенно в уничтожении нефтеналивных судов.

Население на границе с Польшей, Прикарпатской и Закарпатской Украины, Молдавской ССР, особенно украинцы, русины, словаки, поляки, болгары, угнетаемые немецкими захватчиками, будут всячески поддерживать партизанские отряды в борьбе против немецких захватчиков.

Большую помощь партизанам в проведении диверсионной деятельности окажут местные рыбаки, состоящие в основном из бедняцкого населения, лояльно настроенные по отношению к советской власти.

Передислокация крупных партизанских отрядов из северных в западную и юго-западную части Украины вполне возможна и подтверждается проведенными рейдами в течение зимы 1942—1943 года отрядами Ковпака, Сабурова[14], Наумова, Федорова, Шушпанова, Лукашова, совершившими от 500 до 1200-километровые переходы с боями по северной, средней и даже южной части Украины. Например, отряд Героя Советского Союза Наумова совершил героический рейд по территории Сумской, Полтавской, Кировоградской, Одесской и Винницкой областей.

Опыт проведенных рейдов убедительно свидетельствует о том, что одним из самых активных методов развертывания партизанской борьбы в настоящее время является постоянное передвижение отрядов по новым районам, где они усиливаются новым пополнением, активизируют местные вооруженные группы, наносят противнику внезапными ударами значительный урон в живой силе и на его коммуникациях. Во время передвижения партизанские отряды приобретают новый боевой опыт, большую маневренность. Личный состав отрядов закаляется в боях, отряды становятся неуловимыми и грозой для оккупантов. Рейдирующие партизанские отряды укрепляют веру у населения в освобождение его от гнета немецких оккупантов. Рейдирующие отряды наряду с организацией новых партизанских формирований выявляют большое количество местных скрытых резервов, активизируют подпольные партийные организации.

По имеющимся данным, немецкие гарнизоны располагаются в большинстве случаев в крупных сельских населенных пунктах или городах и почти отсутствуют в деревнях. Полиция и небольшие карательные формирования в населенных пунктах при появлении партизан разбегаются, все это в значительной степени облегчает движение партизанских отрядов.

ЦК КП(б)У, ставя задачу о передислокации крупных партизанских соединений и отрядов в западные и юго-западные области Украины с целью развертывания партизанского движения в этих районах, одновременно ставит задачу в течение весенне-летнего периода вывести из строя на важнейших коммуникациях 26 крупных железнодорожных узлов, из них в первую очередь узлы: Нежин, Фастов, Шепетовка, Коростень, Ровно, Здолбунов, Ковель, Сарны, Белокоровичи, Жмеринка, Казатин; во вторую очередь железнодорожные узлы: Тарнополь, Рожище, Буск, Гусятин, Залещики, Унгены, Ново-Украинка, Слободка и ряд других. Это намечается сделать путем взрыва в районе узлов всех крупных и мелких железнодорожных и шоссейных мостов, а также минированием на значительных расстояниях участков железных дорог минами замедленного действия сроком от 5 до 45 суток, разрушением путевого хозяйства мелких железнодорожных станций, прилегающих к железнодорожным узлам.

Для осуществления изложенных мероприятий перед партизанскими соединениями и отрядами ставятся следующие задачи:

Отрядам Попудренко[15]. В мае 1943 года вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Нежин путем производства диверсии на жел[езно]дор[ожных] линиях Нежин — Киев, Нежин — Бахмач, Нежин — Прилуки, Нежин — Чернигов. (Общая численность отрядов — 1500 чел[овек]).

1. Взорвать мосты на жел[езно]дор[ожных] линиях, идущих от станции Нежин, и жел[езно]дор[ожной] линии Гомель — Бахмач: а) через реку Снов в районе Щорс; б) через р[еку] Десна в районе Макошино на жел[езно]дор[ожной] линии Гомель — Бахмач; в) через р[еку] Вьюница у Коровина (8 км юго-западнее Нежин); г) через р[еку] Девица у Володьково — Девица (11 км юго-западнее Нежин); д) через р[еку] Вьюница, длиной 33 метра, на западной окраине Филевка (7 км южнее Нежин); е) через р[еку] Удай, длиной 45 метров (северо-восточнее ст[анции] Рожновка); ж) через р[еку] Остер на восточной окраине Хвастовцы (23 км юго-западнее Бахмач); з) через р[еку] Вересочь на восточной окраине Вересочь (30 км севернее Нежин); и) через р[еку] Остер (12 км восточнее Нежин).

2. Установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 дней на линиях: а) Нежин — Бобровица (45 км юго-западнее Нежин); б) Нежин — Девица (11 км юго-западнее Нежин); в) Ичня — Прилуки; г) Нежин — Куликовка (25 км юго-восточнее Чернигов); д) Нежин — Плиски (37 км восточнее Нежин).

3. В районе ст[анции] Нежин разгромить и разрушить несколько железнодорожных станций и их путевое хозяйство: (водокачки, стрелки, крестовины, водяные колонки, средства связи, электростанции и др[угие] объекты станционного и путевого хозяйства), в том числе Бобровица на жел[езно]дор[ожной] линии Нежин — Киев.

Отряду Салай, численностью около 300 чел[овек] совместно с местными диверсионными группами к концу мая месяца:

1. Взорвать три жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Оржица (5 км западнее ст[анции] Гребенка) на жел[езной] дор[оге] Полтава — Киев; б) через р[еку] Сула (18 км восточнее Гребенка) на жел[езной] дор[оге] Киев — Полтава; в) через р[еку] Безымянная (20 км южнее ст[анции] Гребенка).

2. Заминировать железную дорогу Киев — Полтава, Прилуки — Смела минами замедленного действия сроком до 30 суток.

3. Отрядам остаться в этом районе, организовать новые партизанские отряды и активизировать боевую деятельность на железных и шоссейных дорогах указанных районов.

Отрядам Ковпака численностью около 2000 чел[овек] из района базирования в настоящее время на территории Киевской области выйти в рейд в юго-западном направлении и в первую очередь (май 1943 г[ода]) вывести из строя железнодорожный узел Жмеринка, для чего:

1. Взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Южный Буг (15 км северо-восточнее Жмеринка) на ж[елезно]д[орожной] линии Жмеринка — Проскуров.

2. Уничтожить два шоссейных моста через р[еку] Ров (10 км северо-западнее Жмеринка) на шоссе Винница-Деражня.

3. Установить мины замедленного действия сроком до 30 суток на железнодорожных линиях Жмеринка — Винница, Жмеринка — Проскуров.

Во вторую очередь (июнь 1943 г[ода]) вывести из строя железнодорожный узел Казатин, для чего: а) взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Ростовица (15 км восточнее Казатин) длиной 63 м[етра], на линии Казатин — Боровики; б) взорвать шоссейный мост через р[еку] Гнилопядь на шоссе Бердичев — Винница; в) взорвать путевое и станционное хозяйство на станциях: Голендры — Зарудинцы; г) установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 суток на жел[езно]дор[ожных] линиях Казатин — Винница, Казатин — Боровки, Казатин — Бердичев.

В третью очередь (июль 1943 г[ода]) вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Фастов, для чего: 1. Взорвать два жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Уван, длиной 80 м[етров] (15 км юго-западнее Фастов) на жел[езной] дор[оге] Фастов — Житомир; б) через ручей (24 км юго-восточнее Фастов) на жел[езной] дор[оге] Фастов — Белая Церковь.

2. Взорвать мост через р[еку] Ирпень (15 км северо-западнее Фастов) на шоссе Брусилов — Фастов.

3. Установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 суток на жел[езной] дор[оге] Фастов — Васильков; Фастов — Попельня.

4. Разрушить путевое и станционное хозяйство на 5 станциях: Кожанка, Полениченцы, Сорочий брод, Мотовиловка и разъезд Волица (в районе Фастов).

После выполнения указанных задач основной группе отрядов возвратиться в прежний район дислокации.

Для систематического воздействия на указанные жел[езно]дор[ожные] узлы создать и оставить в районе Фастов партизанские отряды.

Из состава своих отрядов выделить 2 отряда и направить:

Первый — в район Смела — Чигирин — Знаменка с задачей: связаться с местными партизанскими отрядами и отрядом Дзюрок, активизировать боевые действия и совместно с ним вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Знаменка, для чего:

1. Взорвать мост через р[еку] Ингулец (30 км восточнее Знаменка) на жел[езно]дор[ожном] участке Знаменка — Александрия.

2. Уничтожить путевое и станционное хозяйство ст[анции] Хировка (15 км северо-западнее Знаменка) на жел[езной] дор[оге] Знаменка — Смела.

3. Заминировать жел[езно]дор[ожные] участки Кировоград — Хировка, Хировка — Смела, Знаменка — Александрия.

Второй — направить в район Ново-Украинка с задачей:

1. Восстановить связь с отрядом Скирда.

2. Вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Ново-Украинка, для чего: а) взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Ташлык (5 км севернее Ново-Украинка) на жел[езной] дор[оге] Семла — Одесса; б) разгромить ст[анцию] Помошная (20 км южнее Ново-Украинка) на этой же дороге; в) заминировать минами замедленного действия перегоны Ново-Украинка — Помошная, Ново-Украинка — Миргород.

Выделенным отрядам по выполнении задач остаться в этом районе, активизировать боевую деятельность на перечисленных узлах и железных дорогах.

В отряды выбросить: две рации, радиста и трех инструкторов-подрывников.

Отряду Лысенко численностью 308 чел[овек] организовать систематические диверсии на жел[езной] дор[оге] Киев — Нежин, Киев — Гребенка, а также на шоссе Киев — Чернигов и взорвать 2 моста: а) взорвать мост через р[еку] Десна в районе Остер: б) взорвать [мост через] р[еку] Остер в районе Козелец.

В дальнейшем организовать новые партизанские отряды и активизировать их действия на указанных дорогах.

Отрядам Маликова[16] численностью 731 чел[овек] в мае 1943 г[ода] вывести из строя железнодорожный узел Коростень, для чего:

1. Взорвать четыре железнодорожных моста: а) через р[еку] Ирша, длиной 75 метров (27 км южнее Коростень) на жел[езной] дор[оге] Коростень — Житомир; б) через р[еку] Жерев, длиной 72 м[е]т[ра] (30 км севернее Коростень) на жел[езной] дор[оге] Коростень — Овруч; в) через р[еку] Годыч, длиной 23 м[е]т[ра] (30 км юго-западнее Коростень) на жел[езной] дор[оге] Коростень — Новгород-Волынский. Мосты взорвать на 1 и 2 пути; г) через р[еку] Конивец (30 км северо-западнее Коростень), длиной 33 метра на жел[езной] дор[оге] Коростень — Белокоровичи.

2. Взорвать мосты через р[еку] Ирша (30 км южнее Коростень) на шоссе Коростень — Житомир и р[еке] Уж (50 км северо-восточнее Коростень) на шоссе Коростень — Речица.

3. Разрушить путевое и станционное хозяйство на пяти железнодорожных станциях и разъездах: Лугины, Подольский, Семигород, Холостина, Ушица.

Последующая задача — вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Белокоровичи, для чего взорвать три железнодорожных моста на линиях, идущих от ст[анции] Ровно: а) через р[еку] Уборть (20 км северо-западнее Белокоровичи), длиной 90,5 метра на участке Белокоровичи — Олевск; б) через р[еку] Жужель (8 км западнее Белокоровичи), длиной 31 метр на участке Белокоровичи — Городница; в) через р[еку] Жерев (4 км восточнее Белокоровичи), длиной 31 метр на участке Белокоровичи — Коростень; г) заминировать минами замедленного действия отдельные участки железнодорожного полотна сроком до 30 суток; д) разрушить станционное и путевое хозяйство ст[анции] Дровяной пост.

В последующем систематически воздействовать на жел[езно]дор[ожные] линии, подходящие к этим узлам.

Отрядам Наумова численностью 860 чел[овек] после переформирования выйти в Черновицкую область и силами своих отрядов вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Залещики, для чего:

1. Взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Днестр (в районе Залещики) на участке Городенко — Залещики; б) через р[еку] Прут (10 км юго-восточнее Снятынь) на участке Альманашти — Коломыя; через р[еку] Прут (12 км северо-западнее Снятынь).

2. Разрушить шоссейный мост через приток руки Прут (6 км северо-западнее Снятынь) на шоссейной дороге Коломыя — Иванкауц.

3. Заминировать отдельные участки жел[езно]дор[ожного] полотна на жел[езно]дор[ожных] линиях от ст[анции] Залещики минами замедленного действия до 40 суток.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожные] линии Яссы — Кишинев — Тирасполь, Яссы — Черновицы, для чего:

1. Взорвать два жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Прут (у г[орода] Унгены) на линии Яссы — Кишинев; б) через р[еку] Вахлуй (у Поды-Илоаей) на жел[езно]дор[ожной] линии Яссы — Треушти.

2. Взорвать шоссейный мост через р[еку] Жижи (20 км севернее Яссы) на шоссе Яссы — Веки.

Сформировать из местного населения три отряда и поставить им задачу — систематически воздействовать на жел[езные] дор[оги] Серет — Черновицы, Крешмеза — Коломыя.

Выделить из состава соединения 2—3 самостоятельных отряда и направить в Измаильскую область с задачами:

1. Вывести из строя железнодорожный узел Галац, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Прут (18 км северо-западнее Галац) на линии Галац — Тирасполь; б) через р[еку] Серет (10 км юго-западнее Галац) на линии Галац — Текучи; в) через р[еку] Ямтук (у г[орода] Болград) на линии Галац — Тирасполь.

2. Воспрепятствовать водным перевозкам противника по р[еке] Дунаю путем минирования русла реки и применения противотанковых ружей по судам и баржам с боеприпасами и горючим.

Отрядам Бегма[17] численностью 1069 чел[овек] в первую очередь (май 1943 г[ода]):

1. Вывести из строя железнодорожные узлы Ровно и Здолбунов, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Стубла (23 км северо-западнее Ровно), длиной 38 метров на участке Ровно — Ковель; б) через р[еку] Горынь (15 км северо-восточнее Ровно), длиной 210 метров на участке Ровно — Сарны; в) через р[еку] Иква (40 км юго-западнее Здолбунов), длиной 43 метра на участке Здолбунов — Броды.

Взорвать три шоссейных моста через р[еку] Стубла (25 км юго-западнее Ровно) на шоссе Дубно — Ровно, Млынув — Ровно, Луцк — Ровно.

В отряд выбросить рацию, радиста и трех инструкторов-минеров.

Во вторую очередь (июнь 1943 г[ода]) вывести из строя железнодорожный узел Сарны, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Случ (2 км севернее Сарны), длиной 234 метра на участке Сарны — Лунинец; б) через р[еку] Горынь (17 км западнее Сарны), длиной 79 метров на участке Сарны — Ковель; в) через р[еку] Случ (2 км восточнее Сарны), длиной 249 метров на участке Сарны — Коростень.

Разрушить путевое и станционное хозяйство жел[езно]дор[ожных] станций Удрицк — Томашгрод.

Заминировать отдельные участки железнодорожного полотна минами замедленного действия на указанных дорогах.

Отрядам Федорова, находящимся в пути следования из Черниговской в Волынскую область, численностью 2200 чел[овек]. Вывести из строя жел[езно]дор[ожные] узлы Ковель — Луцк — Буск, для чего уничтожить 5 железнодорожных мостов: а) через р[еку] Стырь (60 км юго-восточнее Ковель), длиной 140 м[е]т[ров] на жел[езной] дор[оге] Ковель — Киверце; б) через р[еку] Стоход (50 км восточнее Ковель), длиной 85 метр[ов] [на] жел[езной] дор[оге] Ковель — Сарны; в) мост через р[еку] Турья (25 км севернее Ковель), длиной 150 м[е]т[ров] на жел[езной] дор[оге] Ковель — Камень-Каширский; г) через р[еку] Выжва (35 км северо-западнее Ковель) на жел[езной] дор[оге] Ковель — Брест-Литовск (длиной 50 метр[ов] на 1 м и 2 пути); д) через р[еку] Турья (25 км южнее Ковель), длиной 55 метров на жел[езной] дор[оге] Ковель — Владимир-Волынский.

Уничтожить четыре шоссейных моста через р[еку] Горынь (5 км восточнее Оструг) на шоссе Оструг — Шепетовка, р[еку] Стубель (25 км юго-западнее Ровно) на шоссе Дубно — Ровно, Млынув — Ровно, Луцк — Ровно.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожную] линию Рожище — Луцк, для чего взорвать мост через р[еку] Стырь (5 км южнее Рожище) на линии Луцк — Рожище.

В районах действия организовать новые партизанские отряды из местного населения и поставить задачу систематически разрушать жел[езно]дор[ожный] узел Буск.

Партизанским отрядам Пискарева и Сваричевского — выйти в рейд совместно с отрядами Ковпака до района Жмеринка и далее следовать самостоятельно.

Отряду Пискарева численностью до 200 чел[овек] по прибытии в район дислоцирования (жел[езно]дор[ожный] узел Окница, 40 км западнее Могилев-Подольский) — взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Днестр в районе Могилев-Подольский; в дальнейшем вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Окница.

Отряду Сваричевского, численностью 200 человек — выйти в районе северо-восточнее Слободка — Балта — Кодым с задачей вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Слободка: а) уничтожить путевое и станционное хозяйство станций Слободка и Обходная; б) заминировать минами замедленного действия сроком до 30 суток железные дороги Слободка — Ново-Украинка, Слободка — Одесса, Слободка — Бельцы;

Партизанским отрядам: Кожухарь, Бабич и Шкрябич — следовать совместно с Сабуровым, первым двум до Тарнополя, последнему до Черновиц с дальнейшим выходом:

Отрядам Кожухарь и Бабич общей численностью 500 чел[овек] по прибытии в район Оргеево вывести из строя жел[езную] дор[огу] Унгены. Постоянной диверсионной работой систематически воздействовать на жел[езно]дор[ожные] участки Унгены — Кишинев, Унгены — Белицы и взорвать железнодорожные мосты.

Отряду Шкрябич численностью 250 чел[овек] — из района Черновицы следовать по долине р[еки] Прут и выйти в район Чебруч — Незавертайловка — Градиница (все пункты 50 км восточнее Тирасполь).

По прибытии в район действия вывести из строя железнодорожный узел Бендеры, для чего:

1. Взорвать два железнодорожных моста: а) через р[еку] Днестр (2 км восточнее Бендеры), длиной 250 м[е]т[ров] на линии Бендеры — Тирасполь; б) через р[еку] Бык (10 км северо-западнее Бендеры), длиной 27 метр[ов] на линии Бендеры — Ревака.

2. Заминировать отдельные участки жел[езных] дор[ог] Бендеры — Заим — Ревака, Бендеры — Тирасполь минами замедленного действия сроком до 35—40 суток.

Отрядам Куманек[18], Бойко и Гнибеда общей численностью 408 чел[овек] — совершать диверсии на жел[езно]дор[ожных] линиях Конотоп — хут[ор] Михайловский, Ворожба — хут[ор] Михайловский, Конотоп — Ворожба.

Постоянно держать под воздействием путем совершения диверсий на железнодорожных линиях узла Ворожба.

Отрядам Сабурова численностью в 3 тыс. человек — в конце мая 1943 года вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Шепетовка путем взрывов мостов на жел[езно]дор[ожных] линиях, идущих от ст[анции] Шепетовка: а) мост длиной 134 метра через р[еку] Горынь (27 км северо-западнее Славута). Мосты взорвать на 1 и 2 путях на жел[езной] дор[оге] Шепетовка — Здолбунов; б) мост длиной 50 метров через р[еку] Хомера (35 км восточнее Шепетовка) на жел[езной] дор[оге] Шепетовка — Бердичев. Мосты взорвать на 1 и 2 путях; в) мост длиной 32 метра через р[еку] Лезневка (10 км северо-восточнее Шепетовка) на жел[езной] дор[оге] Шепетовка — Новоград-Волынский (двухпутный); г) мост длиной 59 метров через р[еку] Хомора (35 км южнее Шепетовка) на железнодорожной линии Шепетовка — Староконстантинов (двухпутный); д) мост длиной 35 метр[ов] через р[еку] Горынь 55 км юго-западнее Шепетовка на железнодорожной линии Тарнополь — Шепетовка (двухпутный); е) взорвать мост через р[еку] Горынь (5 км восточнее Оструг) на шоссе Оструг — Шепетовка.

Кроме взрывов указанных мостов, жел[езно]дор[ожные] линии, отходящие от ст[анции] Шепетовка: Здолбунов — Шепетовка, Шепетовка — Бердичев, Шепетовка — Новоград-Волынский, Шепетовка — Староконстантинов, — заминировать минами замедленного действия, а также разрушить станционное и путевое хозяйство на жел[езно]дор[ожных] станциях и разъездах: Баранье, Шепетовка, Полонное, В[еликие] Пузырки, Городище.

После выполнения этой задачи выйти в юго-западном направлении в Станиславскую область с целью: а) организации новых партизанских отрядов из местного населения Станиславской и Дрогобычской области; б) вывести из строя жел[езные] дор[оги] Львов — Стрый, Перемышль — Стрый, Стрый — Станислав.

Отряду Воронцова численностью 170 чел[овек] базироваться Ахтырка — Лебедин и совершать диверсии на жел[езно]дор[ожной] линии Сумы — Харьков.

Взорвать жел[езно]дор[ожные] мосты через р[еку] Ворскла в районе Кириковка и р[еку] Мерла у Богодухова.

Нарушать движение автогужтранспорта на шоссейных и грунтовых дорогах в районе Ахтырка — Ледебин — Зеньков.

Отрядам Шушпанова численностью 400 чел[овек] по прибытии в район дислоцирования в северную часть Каменец-Подольской области — Шепетовка путем систематических диверсий воздействовать на жел[езно]дор[ожную] линию Здолбунов — Шепетовка — Полонное.

Отряду Мирковского численностью 293 человека — выйти в район Малин — Бородянка с задачей систематических диверсий на жел[езной] дор[оге] Коростень — Киев, а также взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Тетерев (35 км сев[еро]-вост[очнее] Радомышль) на жел[езно]дор[ожной] линии Киев — Коротсень и на шоссе Дымер — Запрудка.

По мере выполнения партизанскими отрядами поставленных перед ним задач последующей их задачей будет разрушение железнодорожных узлов и линий. 1. Тарнополь; 2. Бусы — Броды; 3. Гусятин; 4. Бельцы; 5. Николаев — Кривой Рог — Херсон (сеть жел[езных] дор[ог]).

Для вывода из строя названных объектов необходимо:

1. В районе жел[езно]дор[ожного] узла Тарнополь взорвать пять железнодорожных мостов: а) через р[еку] Серет на жел[езной] дор[оге] Тарнополь — Золочев (9 км северо-западнее Тарнополь); б) через р[еку] Серет (10 км юго-западнее Тарнополь) на линии Тоустолуг — Кшыне; в) через р[еку] Гныздыно-Гнила (30 км южнее Тарнополь); г) через р[еку] Гныздына (10 км северо-восточнее Тарнополь) на линии Тарнополь — Лановце; д) через р[еку] Гныздыно-Гнила (30 км южнее Тарнополь) на линии Тарнополь — Тренбовля.

2. Взорвать шоссейные мосты через р[еки] Гныздына и Гныздыно-Гнила на шоссе Тарнополь — Скалат.

3. Разрушить путевое и станционное хозяйство на жел[езно]дор[ожной] станции Зарудченко.

4. Заминировать минами замедленного действия отдельные участки железнодорожных линий.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожную] линию Буск — Броды, для чего:

1. Взорвать четыре жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Петлев (6 км юго-восточнее Буск); б) через р[еку] Западный Буг (8 км восточнее Буск) на линии Красне — Броды; в) через р[еку] Приток, р[еку] Стырь (5 км юго-восточнее Броды) на линии Львов — Радзивиллув; д) через р[еку] Западный Буг (2 км северо-восточнее Буск) на шоссейной дороге Глиняный — Радзехув.

2. Заминировать отдельные участки жел[езно]дор[ожного] полотна указанных жел[езно]дор[ожных] линий минами замедленного действия сроком до 40 суток.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Бырлад, для чего:

1. Взорвать два жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Прут (37 км северо-западнее Бырлад) на жел[езной] дор[оге] Бырлад — Фэлчиу; б) через р[еку] Бырлад (6 км северо-восточнее Бырлад) на жел[езной] дор[оге] Бырлад — Хуши.

2. Взорвать шоссейным мост через р[еку] Безымянную (25 км восточнее Бырлад) на шоссе Зорлени — Рынзешти.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Бельцы, для чего: а) взорвать мост через р[еку] Безымянную (10 км севернее Бельцы) на жел[езной] дор[оге] Могилев-Подольский — Бельцы; б) заминировать минами замедленного действия сроком до 30 суток жел[езно]дор[ожные] участки Бельцы — Яссы, Яссы — Слободка.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожную] линию Чертков — Гусятин, для чего: а) взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Збруч, длиной 51 м[е]т[р] на жел[езной] дор[оге] Чертков —- Ярмолинцы; б) заминировать отдельные участки железнодорожного полотна на линии Чертков — Гусятин минами замедленного действия, сроком до 40 суток; в) взорвать шоссейный мост через р[еку] Збруч на шоссе Гусятин — Чертков.

Вывести из строя железнодорожные линии Николаев — Долинская, Херсон — Апостолово, для чего: а) взорвать мост через р[еку] Висун (10 км севернее Снегиревка); б) взорвать мост через балку (40 км северо-восточнее Снегиревка); в) эти же дороги заминировать минами замедленного действия сроком до 30 суток.

Выброску организаторско-диверсионных групп производить, как правило, в партизанские отряды и только как исключение в особых случаях в степные области Украины, где нет партизанских отрядов, группы выбрасывать для самостоятельных действий.

Для более широкого развития партизанского движения выбросить организаторско-диверсионные группы в районы, находящиеся под прикрытием партизанских отрядов, в составе: командира, комиссара, начальника штаба, инструктора-подрывника и радиста в течение мая—июня 1943 года в отряды: а) т[оварища] Ковпака — 5 групп с направлением двух из них в Молдавскую ССР и трех в Волынскую область; б) т[оварища] Наумова — 6 групп, из них две в Молдавскую ССР и четыре в Измаильскую область; в) т[оварища] Сабурова — 6 групп, из них две в Дрогобычскую область, две в Станиславскую и две в Молдавскую ССР; г) т[оварища] Федорова — 4 группы (польских) для направления в район Хельм и две в Замостье; д) т[оварищу] Попудренко — 5 групп в Полтавскую область; е) т[оварища] Бегма — 3 группы в Тарнопольскую область.

Представительствам Украинского штаба на Воронежском, Юго-Западном и Южном фронтах ставятся задачи: в границах своих фронтов на территории Левобережной Украины организовать и выбросить 31 организаторско-диверсионную группу. Силами этих групп и организуемых ими отрядов систематически воздействовать на вражеские коммуникации.

Представителю Украинского штаба на Воронежском фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 12 организаторско-диверсионных групп, из них: в Сумскую область отряды Куманька — 4, Черниговскую отряды Попудренко — 6, Киевскую (левобережную часть) отряд Лысенко — 2 группы.

Этим группам поставить задачи: а) взорвать 9 железнодорожных мостов (через реки Эсмань, Удай, Сейм, Вьюница, Безымянная у м. Яготин, Требешь и Недра); б) организовать диверсии на железнодорожных линиях: Конотоп — хутор Михайловский, Бахмач — Ворожба, Бахмач — Гребенка, Бахмач — Киев.

Представителю Украинского штаба на Юго-Западном фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 9 групп, из них: в Харьковскую [область] — 5 и Полтавскую область — 4. Этими группами и местными партизанскими отрядами систематически совершать диверсии на железных дорогах: Харьков — Львов, Полтава — Кременчуг, Харьков — Сумы, Кременчуг — Ромны, Харьков — Полтава, Харьков — Лозовая, Харьков — Изюм.

Взорвать три железнодорожных моста на дорогах: Харьков — Сумы, Кременчуг — Ромны.

Представителю Украинского штаба на Южном фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 10 групп через крупные партизанские отряды и направить в Сталинскую область — 3, Днепропетровскую — 4, Кировоградскую — 3 группы с задачами взорвать шесть железнодорожных мостов (через реки Томаковка, Тлемин, Горный, Теник, Гусаровка).

Учитывая всевозрастающие антифашистские настроения у польского народа и его стремление вести активную борьбу с оккупантами, необходимо поляков, находящихся в партизанских отрядах Украины, выделить в особые самостоятельные польские отряды, усилить их командно-политическим составом, в первую очередь из поляков, снабдить всем необходимым и подкрепить эти группы украинскими и русскими партизанами.

Организуемые отряды передислоцировать на территорию Польши в районы Хелм, Замостье, Быхово, где имеется благоприятная база для широкого развертывания партизанского движения среди польского населения и украинского, направленного против немецких захватчиков.

Для выполнения этих задач отряду Сатановского общей численностью в 120 чел[овек] совместно с двумя партизанскими отрядами, выделенными из состава тов[арища] Федорова, — выйти в район Хелм — Замостье с задачей: а) установить связь с партизанскими отрядами польских патриотов, организовать новые партизанские отряды из местного населения, истреблять немецких агентов и предателей польского народа; б) вывести из строя железнодорожный узел Хелм и Замостье путем взрыва двух железнодорожных мостов (через притоки р[еки] Вепш); в) заминировать минами замедленного действия сроком от 2 до 30 суток линии жел[езной] дор[оги] Ковель — Хелм — Замостье — Владимир-Волынский.

Учитывая благоприятные условия для развертывания партизанской борьбы в районах Прикарпатской и Закарпатской Украины, где преобладает украинское население, необходимо направить туда несколько отрядов из украинских партизанских соединений по организации местных партизанских формирований для совместных боевых и диверсионных действий на жел[езно]дор[ожных] коммуникациях и нефтепромыслах.

Для выполнения этой задачи тов[арищу] Сабурову выделить из своего соединения 3 самостоятельных отряда и направить в Закарпатскую Украину для проведении активных боевых действий в районы Санок, Великой Борозни и Лукачева, а также организации новых отрядов из местного населения.

Материально-техническое обеспечение необходимыми средствами партизанских отрядов, а также заброска организаторско-диверсионных групп в районы операций потребует не менее 250 самолетовылетов для доставки грузов в отряды.

Кроме того, для бесперебойного обеспечения материально-техническими средствами партизанских отрядов необходимо иметь в распоряжении Украинского штаба партизанского движения 6 самолетов «Дуглас» с запасными баками.

В целях активизации агентурно-разведывательной работы на временно оккупированной территории Украины Украинскому штабу партизанского движения и командирам партизанских соединений, отрядов особое внимание обратить на организацию постоянного наблюдения за передвижением войск и боевой техники противника по жел[езным] дор[огам] и шоссейным магистралям.

Необходимо иметь разведывательные резидентуры на узловых и железнодорожных станциях из числа железнодорожных служащих — украинцев и русских. Эти резидентуры снабдить радиостанциями для быстрейшей передачи сведений по передвижению войск, боевой техники противника и других разведывательных данных. Резидентурам поставить задачи выявления передвижения войск и грузов противника по железным дорогам.

Уделить внимание организации террористических актов над фашистскими политическими и государственными деятелями, генералами, крупными чиновниками и изменниками Родины.

Для отдельных отрядов разработать конкретные задачи по уничтожению наиболее известных на Украине своими зверствами гитлеровцев и их наемников.

Как в партизанских отрядах, так и при Украинском штабе партизанского движения и прифронтовых представительствах организовать курсы по подготовке террористов из числа проверенных в боях партизан, изъявивших желание и способных выполнять намеченные террористические акты.

Всем партизанским отрядам дать указание об организации специального наблюдения за передвижением по железным дорогам эшелонов с танками, бронемашинами и артиллерией с целью нападения на эти эшелоны, захвата артиллерии, бронемашин, танков и применение их при нападении на гарнизоны, железнодорожные станции, оклады с вооружением, боеприпасами, вещевым довольствием и горючим.

Для этого командирам отрядов выделить на особый учет имеющиеся в отрядах кадры танкистов, шоферов и артиллеристов, а также организовать выявление их среди местного населения и вовлечение в отряды с тем, чтобы обеспечить этими кадрами полное использование захваченных танков, бронемашин и артиллерии.

Украинскому штабу партизанского движения обеспечить основными кадрами танкистов и артиллеристов те партизанские отряды, которые их не имеют.

Учитывая, что в глубоком тылу военные аэродромы противника зачастую находятся с целью маскировки в удаленных местах от городов и других крупных населенных пунктов и слабо охраняются, предложить партизанским отрядам производить внезапные налеты на аэродромы и уничтожать самолеты, склады горючего и личный состав.

Верно: Хряпкина

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 162. Д. 37. Л. 86—104.

ПРИМЕЧАНИЯ

1] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 37. Л. 75.

[2] Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне1941—1945 гг. М., 1959. С. 569. Т. 4.

[3] Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки: В 4-х кн. Кн. 2. М., 1998. С. 344.

[4] Партизанское движение (По опыту Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.). Жуковский; М.: Кучково поле, 2001. С. 196.

[5] Ковпак Сидор Артемьевич (1887—1967) — государственный деятель, один из руководителей партизанского движения, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал-майор (1943). В 1942—1943 гг. совершил рейд из Брянских лесов по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской областям, в 1943-м — Карпатский рейд. Всего было пройдено свыше 10 тыс. км, разгромлены гарнизоны врага в 39 населенных пунктах. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени. В селе Котельва Полтавской области ему установлен бронзовый бюст, в Путивле — памятник.

[6] Ковпак С.А. Сталинский рейд. М., 1947. С. 50.

[7] Наумов Михаил Иванович (1908—1974) — один из руководителей партизанского движения на Украине, генерал-майор (1943), Герой Советского Союза (1943). С января 1943 по март 1944 г. совершил с боями три рейда на Южную, Правобережную и Западную Украину (свыше 10 тыс. км). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

[8] Партизанское движение… С. 203.

[9] Федоров Алексей Федорович (1901—?) — государственный и партийный деятель, один из руководителей партизанского движения, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал-майор (1943). С марта 1943 г. — 1-й секретарь Черниговского и Волынского подпольных обкомов партии, одновременно командовал Черниговско-Волынским партизанским соединением, действовавшим на Украине, в Белоруссии и в брянских лесах. Награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени. В Днепропетровске ему установлен бронзовый бюст.

[10] Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Киев, 1975. Т. 2. С. 258.

[11] Воронежский фронт образован в июле 1942 г. из части войск левого крыла Брянского фронта, оборонявших район Воронежа. Во время Курской битвы 1943 г. Воронежский фронт совместно со Степным фронтом разгромил врага в ходе Белгородско-Харьковской операции. В марте—октябре 1943 г. Воронежским фронтом командовал генерал армии Н.В. Ватутин.

[12] Юго-Западный фронт был создан 22 июня 1941 г. в результате преобразования Киевского особого ВО. В августе-сентябре 1943 Юго-Западный фронт во взаимодействии с Южным фронтом осуществил Донбасскую операцию, в результате которой был освобожден Донбасс, прорвана оборона противника на реке Молочная, войска Красной армии вышли к низовьям Днепра и Крыму, захватили плацдарм на южном берегу Сиваша и блокировали с суши крымскую группировку противника (командующий в марте—октябре 1943 г. — генерал армии Р.Я. Малиновский).

[13] Южный фронт был создан 25 июня 1941 г., переименован в 4-й Украинский фронт20 октября 1943 г. В марте—октябре 1943 г. фронтом командовал генерал-полковник, с сентября 1943 г. генерал армии Ф.И. Толбухин.

[14] Сабуров Александр Николаевич (1908—1974) — один из руководителей партизанского движения на Украине, Герой Советского Союза (1942), генерал-майор (1943). С ноября 1942 г. — начальник штаба по руководству партизанским движением в Житомирской области. Автор ряда книг о партизанском движении. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды. В Овруче ему установлен памятник.

[15] Попудренко Николай Никитович (1906—1943) — один из организаторов партизанского движения на Украине, Герой Советского Союза (1943, посмертно). В 1942—1943 гг. — заместитель командира, командир партизанского соединения Черниговской области, начальник областного штаба партизанского движения. Погиб 6 июля 1943 г. в бою в злынковских лесах (ныне Новозыбковский район Брянской области). В годы войны вел дневник («Щоденник»), который был опубликован в 1949 г. Похоронен в Чернигове, где ему установлен памятник.

[16] Маликов Степан Федорович (1909—1983) — один из организаторов и руководителей партизанского движения на Украине. В январе 1943 — апреле 1944 г. был 1-м секретарем Житомирского подпольного обкома КП(б)У, командовал партизанским соединением. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды.

[17] Бегма Василий Андреевич (1906—1965) — один из руководителей партизанского движения на Украине, генерал-майор (1943). В 1942—1944 гг. был секретарем Ровенского подпольного обкома, членом нелегального ЦК КП(б)У, начальником областного штаба партизанского движения и командиром партизанского соединения. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.

[18] Куманек Порфирий Фомич (1911—1972) — один из организаторов и руководителей партизанского движения на Украине. В 1942—1943 гг. — комиссар партизанского соединения А.Н. Сабурова, 1-й секретарь Сумского подпольного обкома КП(б)У. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: